«Идея не брать в расчет христиан на этой земле, не сотрудничать, не общаться, она себя совершенно не оправдала, и при любом правительстве Израиля возврата к ней быть не может».
Я добралась до Францисканского монастыря в Иерусалиме в холодный, дождливый, промозглый день. Уходящая зима все еще пыталась отстоять свои права, люди зябко кутались в плащи, и я стралась поскорее пробежать по улице. Возле Нотр-Дама людей было совсем мало. Я шла на интервью к человеку, чья должность называется весьма пышно – кустод, хранитель Святых мест Иерусалима и Ближнего Востока. Это он обязан вместе с представителями греческой и армянской церквей следить за соблюдением «статус кво» в отношении христианских святынь. В наше время, когда в разгаре война религий, не пора ли поинтересоваться мнением христиан о конфликте? Представитель Ватикана в Иерусалиме Пьербаттиста Пиццабалла свободно говорит на иврите и не отказывается от выступлений в израильских учреждениях.
Меня провели в уютную, прогретую теплом камина комнату. И мы начали разговор о том, не пора ли заносить здешних христиан в Красную книгу и какова их роль в нынешней ситуации.
Католическая карьера
- Вы считаетесь человеком блестящей для католического мира карьеры. Вам всего сорок два года, а вы уже занимаете такую важную и почетную должность, которая в светском мире сравнима с министерской. Как складывалась ваша биография?
- Я родился в Италии, в местечке Колоньо дель Серио, в провинции Бергамо. Моя семья очень религиозна, и родители с раннего возраста поддерживали мое стремление посвятить себя Богу. Я отправился учиться в духовное учебное заведение и в 20 лет получил сан священника. Затем, все еще находясь в Италии, я получил первую степень по теологии. Но моей мечтой всегда был Иерусалим. Я просил об отправке сюда и «получил назначение» во Францисканский монастырь Иерусалима.
По прибытии в Израиль я продолжил учебу: посещал различные курсы в Еврейском университете, в том числе выбрал для изучения несколько программ по семитским языкам. И пока я их изучал, продвинулся в иврите. Знание иврита помогает мне не только в повседневной жизни, общении с людьми в Израиле, но и в работе. Я переводил на иврит литургические тексты, помогал епископу Иерусалимской патриархии в его заботах об ивритоговорящих католиках.
Кстати, я до сих пор считаю начало своей учебы в Еврейском университете одним из самых ярких впечатлений от встреч на Святой земле. Меня поначалу не особенно приветливо встретили – сами понимаете: европеец, с заметным итальянским акцентом да еще в одеждах католика. Но мне всегда было интересно учиться в этом университете и общаться с израильтянами. Постепенно у меня появились друзья среди писателей, общественных деятелей.
- Что представляет собой хозяйство, которым вы управляете?
- Под моим непосредственным руководством работают 330 францисканских монахов в Израиле, Палестинской автономии, Египте, Иордании, Сирии, Ливане, Кипре и на острове Родос.
Мне подчиняются 74 церкви, 29 приходов, 16 школ. Я периодически объезжаю все эти объекты - для того, чтобы проверить, в каком состоянии они находятся, где требуется ремонт и так далее. На их содержание мы собираем пожертвования со всего католического мира. Кроме того, Ватикан поддерживает местные христианские общины.
- И вам хватает для всего этого людей? У Ватикана нет кадровых проблем?
- Конечно, есть. Основная проблема состоит в том, что у нас мало молодежи. По большей части работают люди, которым за пятьдесят. Несмотря на то, что они весьма энергичны и имеют хороший опыт, им трудно справляться с большим количеством обязанностей. Но они стараются работать изо всех сил, на пределе своих возможностей.
- А итальянские подростки сейчас уже не стремятся, подобно вам, сделать религиозную карьеру?
- Теперь, по разным причинам, процесс приобретения католического сана стал сложнее; кроме того, понятно, что для молодых людей сегодня стали очень притягательны многие светские профессии, и они уже не так стремятся посвятить себя служению религии. Поэтому средний возраст католических священнослужителей в последнее время постоянно растет.
Для справки
Основной задачей хранителя Святых мест считается организация приема паломников, чтобы они могли найти достойные условия для молитвы и отдыха. В случае, если пилигримы не в состоянии позволить себе ночлег в дорогой гостинице, им должен быть предоставлен недорогой приют. Кроме того, им необходимо обеспечить контакты с монахами, постоянно находящимися на Святой земле, которым следует выслушать новоприбывших. Все католические христианские памятники находятся под его юрисдикцией, и он обязан изыскивать экономические ресурсы для поддержания их в надлежащем состоянии. Эта важная роль выполняется уже более шестисот лет.
Хранитель Святых мест обязан постоянно обеспечивать католиков всего мира информацией о событиях в Иерусалиме и Вифлееме, рассказывая им, в том числе, и ходе археологических раскопок, о различных находках, об обнаружении следов пребывания древних паломников, о крестоносцах и так далее. Все это интересует современный христианский мир.
Еще одна необходимая функция – поддерживать хорошие отношения с представителями местных церквей и выдвигать различного рода инициативы в поддержку школ и приходов. Все эти инициативы нуждаются в моральной и экономической поддержке католиков всего мира, и поэтому на протяжении столетий комиссариаты Святой земли были открыты в разных частях мира; они осведомляли католиков о том, какая помощь требуется Иерусалиму и Вифлеему. И сейчас эти комиссариаты находятся в прямом подчинении Хранителю.
Исчезающая община
И мы продолжили разговор.
- Христиан на Святой земле становится все меньше, и если шестьдесят лет тому назад они составляли около двадцати процентов от всего населения этих мест, то сейчас - меньше двух, и эта тенденция не меняется. Что думает по этому поводу римская католическая церковь?
- Процесс ухода из этих мест христиан нас очень огорчает. Все что в наших силах – делается. Мы финансируем школы, больницы, помогаем здешнему христианскому сообществу, но бегство людей продолжается. Конечно, за время конфликта, особенно последней интифады, из этих мест отбыли в больших количествах и иудеи, и мусульмане, но в процентном отношении, понятно, что христиан среду уехавших было больше.
С другой стороны, здесь, на этой земле, мы находимся в течение столетий. Францисканцы, например, представлены в Иерусалиме уже восемьсот лет. Мы оставались здесь при всех режимах, при всех формах власти. И, не сомневаюсь, останемся дальше.
- Означает ли это, что вас совершенно не волнует, кто будет контролировать территории, на которых находятся Святые места? Иными словами, католическую церковь не смущает, что места, за которые столетиями боролись крестоносцы, достанутся потомкам Саладдина,?
- Вы задаете сложный вопрос. Отношения между христианством и исламом кардинальным образом изменились за прошедшие столетия, и сейчас между религиями нет той непримиримой вражды, которая существовала пять-шесть или восемь веков назад. Более того, мы уважительно относимся к исламу как к религии и осуждаем антиисламизм, которого сейчас сколько угодно в мире. Но это, безусловно, не удерживает нас от высказывания возмущения по поводу действий экстремистов. Мне приходилось поднимать голос во время безобразий, творившихся в церкви Рождества в Бейт-Лехеме и в других местах.
Но вот что для меня действительно важно: я очень четко осознаю, что мы здесь, на этой земле, и эти церкви, и монастыри - будут всегда. Очень странно, что в разные годы Государство Израиль делало вид, что христиан как бы здесь и нет, и, что называется, в упор нас не видело. Но христианское присутствие на Святой земле важно не только для конкретных людей, которые, как я, исполняют здесь свою функцию, но и для миллионов христиан во всем мире. Поэтому я точно знаю, что мы никуда не уйдем. Моя территория – это церковь, монастырь, она останется за нами.
- Вы намекаете на сложности в отношении с Государством Израиль, которое десятилетиями предпочитало не замечать христиан и не особенно популяризировало христианский туризм, несмотря на то, что он мог принести огромные деньги?
- Сейчас у нас нормальные отношения с израильскими властями, мы стараемся сотрудничать. Например, представители церкви помогают осваивать район Мегидо, имеющий важное значение в христианской истории. Мы очень успешно сотрудничали с министром туризма Ицхаком Герцогом. К сожалению, он несколько дней тому назад ушел со своего поста. А ведь это был человек, рискнувший обратить внимание на христианские памятники и начавший популяризировать именно христианский туризм. В минувшее Рождество он устроил яркие празднования в Нацерете, пригласил туда всех послов иностранных государств, содействовал проведению уличного шествия, позвал представителей мировых и израильских средств массовой информации. Это было впервые за многие годы и получило очень позитивный международный резонанс. Мы вместе работали и над проектом привлечения туристов на Кинерет. В общем, в последнее время явно наметился сдвиг в положительную сторону. И я надеюсь, что данная тенденция удержится. Мне кажется, что идея не брать в расчет христиан на этой земле, не сотрудничать, не общаться, она себя совершенно не оправдала, и при любом правительстве Израиля возврата к ней быть не может.
У нас есть проблемы определенного рода: получение разрешений на въезд христианских паломников из разных стран. Когда мы говорим о прибытии групп из Европы, то тут, как правило, особых сложностей не возникает, и все процедуры осуществляются более или менее четко. Но христианские общины есть ведь и в арабских странах, в Сирии, в Ливане. Понятно, что гражданам из этих стран очень трудно посетить Святые места Иерусалима, Храм Гроба Господня и так далее. Да что там иностранцы, даже жители Бейт-Лехема отнюдь не всегда могут спокойно проехать в Иерусалим. Защитные сооружения, так называемый забор безопасности провел разделительную черту внутри многих палестинских семей, причем не только мусульманских. Мы с этой проблемой сталкиваемся очень часто, и это действительно острый вопрос.
- Известно, что в 1993 году правительство Израиля и Ватикан подписали Fundamental Agreement – Основополагающее соглашение, - но при его осуществлении возник ряд сложностей. Любопытно и другое: правительство Израиля направило приглашение в адрес папы римского Бенедикта XVI посетить нашу страну в 2007 году. Год начался. Вы думаете, что, несмотря на отсутствие прогресса в реализации этого соглашения, глава римско-католической церкви все-таки приедет в нашу страну?
- Прежде чем ответить на ваш вопрос, хочу сказать несколько слов о самом Соглашении. Оно действительно было принято и подписано в 1993 году, чтобы установить дипломатические отношения в полном объеме между Израилем и Ватиканом. Две комиссии были специально учреждены, чтобы в деталях обсудить специфику проблем католической церкви в Израиле и на палестинских территориях, в том числе - проблемы налогообложения и юридический статус. За этим последовал определенный период непонимания, но сейчас складывается впечатление, что стороны возвращаются на «верную тропу» и диалог продолжится, в том числе - удастся достигнуть дополнительных соглашений по ряду принципиальных вопросов. Насколько мне известно, папа заинтересован в том, чтобы противоречия были прояснены и проблемы урегулированы. Приглашение посетить Государство Израиль рассматривается им как очень позитивное продвижение в нужном направлении, которое свидетельствует о том, что израильское правительство готово к заключению соглашения по конкретным вопросам.
- Какие особенно значительные проекты вы бы хотели осуществить в ближайшее время?
- Список подготовленных нами проектов очень велик, но я хотел бы отдельно упомянуть создание мультимедийного центра в Кфар-Нахуме, в Галилее. Кстати, неподалеку от того места, где святого Петра призвали следовать Иисусу, находится и древняя синагога четвертого века, и она вызывает очень большой интерес у туристов и тоже нуждается в дополнительных вложениях.
- Ну а как к вам относится палестинское правительство? Известно, что в 2005 году христиане подготовили целое досье, куда вошли 93 случая явного насилия «исламской фундаменталистской мафии» над памятниками христианства и над самими христианами. Тогда вы заявили западным средствам массовой информации, что «несмотря на то, что речь о конфронтации со всеми мусульманами не идет, но мы не хотим видеть насилие и пренебрежение к власти закона. И мы тоже имеем право возвысить голос в свою защиту».
Что вы скажете теперь?
- Председатель Палестинской автономии Абу-Мазен проявляет интерес к нашим проблемам, и его офис старается заботиться о сообществах людей нашей веры. Другое дело - реальные возможности теперешней администрации... По крайней мере, мы стремимся поддерживать как можно более конструктивный диалог.
- Вы живете в столице Израиля уже много лет. Каким вам видится будущее этого города?
- Я приехал в Иерусалим, так сказать, на закате первой интифады, в преддверии первой войны в Персидском заливе. Я пережил здесь разные времена: сначала энтузиазм, охвативший Израиль во времена «соглашений Осло», затем - депрессию под названием «после Осло», потом - вторую интифаду. Мне кажется, темп жизни на этой земле требует того, чтобы время от времени делать паузы, останавливаться, оглядываться. Мне кажется сейчас, что такая передышка уже была и можно сделать шаг вперед, но ясных перспектив по поводу будущего пока, я думаю, нет ни у кого.
Я считаю, что люди уже заслужили хоть какую-то надежду, хотя я не люблю всякие громкие слова в отношении мира. Я думаю, что роль христианских священнослужителей может возрастать, потому что мы имеем право обращаться к обеим сторонам.
- Как видные представители христианства относятся к антисемитизму в Европе и к особой его ветви – антиизраилизму?
- Перед католической церковью в Европе сейчас стоят очень сложные задачи. То, что казалось неоспоримым и незыблемым веками, основой, на которой строится мир, теперь уже подвергается сомнению. На полном серьезе некоторые страны готовы подвергнуть сомнению саму идею о христианских корнях Европы. Предлагаются альтернативные гипотезы, которые утверждают, что религиозные корни, питающие Старый континент, – различны, и делаются попытки пересмотреть историю.
Смириться с этим трудно, - но такова реальность. В Европе постоянно пребывают миллионы людей, чья культура отлична от христианской, они ее не понимают и боятся. В связи с таким пересмотром исторических ценностей, люди теряют уверенность и болезненно воспринимают все иное. Этим можно объяснить как новый старый антисемитизм, так и новый антиисламизм.
Удивительно и еще одно обстоятельство: для многих европейцев Ближний Восток представляет собой некое единое враждебное целое, они совершенно не делают различий между Израилем, Сирией, Ираном, Ливаном, Палестинской автономией – для них все едино и все воспринимается как враждебное скопление государств. Бороться с этим, опять-таки, очень трудно, потому что это очень глубокий современный вариант невежества. Католические учебные заведения в европейских странах пытаются этому как-то противостоять, объясняя историю вопроса и предлагая определенный набор познаний в области страноведения и религии, но нам трудно заполнить вакуум, который образуется у светской части населения. Мне даже порой кажется, что еще никогда люди не были настолько невежественны, как сейчас. Видимо это мировая проблема, решить которую можно только сообща, в том числе усилиями представителей разных религиозных конфессий.
Автору этих строк показалось уместным в дополнение к интервью опубликовать сообщение СМИ о Пьербаттисте Пиццабалле.
Ватикан и еврейский вопрос
Речь высокопоставленного представителя Ватикана в Израиле, хранителя Святых мест Пьербаттисты Пиццабаллы произвела сильное впечатление на официальный Иерусалим. Источники в правительстве Израиля назвали его «беспрецедентным», сообщала около года назад газета «Гаарец».
28 апреля 2006 года пастор Пьербаттиста Пиццабалла выступил на конференции в Тель-авивском университете с речью, в которой резко и определенно, как ни один представитель официального Ватикана до него, высказался об ответственности католической церкви и ее высшего руководства за ее поведение в годы Холокоста.
«Руководители церкви, включая самых высших, не заняли мужественную позицию в духе Евангелия перед лицом нацистского режима», - заявил представитель Ватикана. Упоминание «высших руководителей» было воспринято присутствующими как прямой намек на папу Пия XII.
Еврейские организации и историки долгие годы ведут борьбу против канонизации Пия XII, которую готовит Ватикан. Доказано, что папа знал о проводимой нацистами политике геноцида евреев, но остался пассивен. Пиццабалла признал, что католическая церковь несет ответственность за то, что многие верующие не только не противодействовали нацистам, но и сотрудничали с ними.
Неясно, отражает ли это выступление изменение официальной позиции Ватикана. После вступления на папский престол Бенедикта XVI процедура канонизации папы Пия XII замедлилась, но не была остановлена.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)