Портал ISRAland - израильские новости


22 Ноября 2024 [21 Хешвана, 5785 г.] В Иерусалиме
Взгляд: В Израиле
Архив статей

«Мои праотцы – израильтяне»

23.03.2007 | 00:12


Александр Майстровой, Новости недели

Так считает мусульманский историк-пуштун из Индии Навраз Джаат Африди «Чем больше я узнавал о евреях, чем больше читал о них, - говорит он, - тем больше они восхищали меня».


Сорок лет назад, в год, когда Израиль потряс весь мир, за семь дней сокрушив три арабские армии, в еврейской общине Индии произошло экстраординарное событие. На празднование столетия синагоги Оэль-Давид (Шатер Давида) в небольшом городке Пуне (штат Махарашта) прибыл ни больше ни меньше президент Индии доктор Закир Хусейн. Значимость события и титул гостя были совершенно несопоставимы, и визит этот породил как энтузиазм в небольшой еврейской общине, так и множество вопросов. Что заставило Хусейна самому приехать на церемонию, когда он мог прислать своего представителя, и уже это было бы расценено как знак уважения? Вкладывал ли Хусейн какой-то особый смысл в свое посещение синагоги?

У доктора Навраза Джаата Африди есть если не ответ на этот вопрос, то, по крайней мере, правдоподобное предположение. Президент Индии и один из наиболее известных ее сынов, награжденный высшей гражданской наградой своей страны, орденом «Бхарат Ратна», был мусульманином, выходцем из пуштунского клана Африди. А клан Африди ведет свое происхождение от колена Эфраима – одного из десяти потерянных колен Израилевых.

Навраз Африди - гражданин Индии, выходец из пуштунского клана Африди и историк по образованию. Ему еще нет 30-ти, но он уже защитил докторскую степень в университете Лакнау по средневековой и современной истории Индии. Главная тема его исследований - индийские евреи и история потерянных колен Израилевых в этой стране. Он – автор многочисленных статей на эту тему, его книга «Индийское еврейство и самопровозглашенные потерянные колена в Индии» - третье серьезное исследование, проведенное неевреями в этой области. Сейчас Навраз делает постдокторат в тель-авивском университете.

В интервью, которое он дал автору этих строк в Иерусалиме, в американском институте по изучению еврейских ценностей, Навраз рассказывает о пути, который привел его, мусульманина и пуштуна, к теме потерянных колен Израилевых.

«Я с детства проявлял интерес к разным национальным и религиозным меньшинствам в мире. Но более всего меня интриговали евреи, их уникальность. С одной стороны, меня поражали их успехи и достижения, совершенно несопоставимые с их численностью. С другой, интерес подогревался тем, что мусульмане в моем родном городе Лакнау всячески стремились обвинить евреев во всех бедах и несчастьях в мире.

Мой интерес к евреям резко возрос после того, как мой дядя в разговоре обмолвился, что наше племя – потомки древних исраэлитов. Тогда мне было всего 12 лет, но я твердо решил, что посвящу себя этой теме, стану ученым-историком, которой изучит связь между пуштунами и израильскими коленами. В Лакнау не было евреев, и я начал искать возможности встретиться с ними. Мне удалось это сделать во время подготовки доктората о средневековой и современной истории Индии. И чем больше я узнавал о евреях, чем больше читал о них, тем больше они восхищали меня. История евреев – это история беспрецедентного героизма и самопожертвования, и при этом евреев унижали и преследовали так, как не унижали и не преследовали ни один народ в мире. И то, что несмотря на все эти гонения, евреи сохранили свою веру и духовную силу, то, что спустя две тысячи лет после изгнания, они поднялись и вернулись на свою древнюю родину, потрясало мое воображение. Сам этот факт говорит о воле и непреклонности еврейского народа. Я восхищаюсь как его гибкостью, так и его мудростью и ученостью».

После защиты доктората Навраз получил предложения о продолжении исследований сразу в двух местах: в Центре еврейских исследований университета города Шандонг в Китае и в тель-авивском университете. Условия, предоставляемые китайским университетом, были предпочтительнее: Навразу оплачивалась дорога и, главное, предоставлялась стипендия за два года работы. Тель-авивский университет предоставлял лишь годичную стипендию и не оплачивал расходы на проезд. «Я выбрал Тель-Авив, - говорит Навраз. – Только лишь потому, что люблю Израиль».

Дети царя Шауля или сыновья Эфраима?

Свои исследования о принадлежности пуштунов к колену Эфраимову Навраз начал с Малихабада – селения, расположенного в 40 километрах от административного центра Лакнау (штат Уттар-Прадеш). Малихабад – главный центр сосредоточения пуштунов в Индии, большинство из которых принадлежат к клану Африди. Пуштуны появились здесь в середине XVIII века, и число их сегодня составляет около 1200 человек. Эта капля в море в сравнении с численностью пуштунов (или патханов) в мире, которых насчитывается более 45 млн. и которые сосредоточены, главным образом, в горных районах Афганистана и Пакистана.

В общей сложности они делятся на 60 племен и 400 кланов. Клан Африди – один из крупнейших (три миллиона) и наиболее воинственных и непокорных, рассказывает Навраз. Африди контролировали знаменитый Хайберский перевал и перевал Кохат (или Дарра Адам-хель), собирали дань с караванов, следовавших из Средней Азии в Индию. Они прославились своим бесстрашием и самоотверженностью в сражениях против всех, кто пытался захватить Афганистан: начиная от Великих Моголов до англичан в девятнадцатом веке и русских – в двадцатом.

На протяжении веков у Африди из поколения в поколение передавалось предание, что они происходят от колена Эфраима. Себя они называли Бани-Исраиль, что в переводе с персидского и пуштунского означает Бней-Исраэль. В последнее время, в связи с ненавистью к евреям в исламском мире, молодое поколение пуштунов отреклось от этого предания и от всех связанных с ним традиций. Между тем, говорит Навраз, старики в пуштунских селениях могут рассказать о местных обычаях и ритуалах, воспроизводящих по сути дела еврейские. Еще в середине прошлого века многие путешественники и исследователи рассказывали об обычае зажигать свечи в субботу в пуштунских деревнях, об особых ограничениях в употреблении и приготовлении пищи, о специфических головных уборах, напоминающих по виду талит, об обычае делать обрезание ребенку на восьмой день после его рождения.

Навраз апеллирует к еврейским мудрецам Саадии Гаону и Моше Ибн-Эзре, упоминавших Афганистан и пуштунские земли как прибежище потерянных колен Израилевых, а также к многочисленным средневековым арабским и персидским текстам, в которых открыто признается, что многие пуштунские кланы (и в том числе клан Африди) ведут свое происхождение от колен Израилевых, угнанных ассирийцами на Восток в 721 году до н.э.

Арабские хроники повествуют, что у короля Шауля был сын Ермиягу (о нем не упоминается в еврейских священных книгах). У Ермиягу, в свою очередь, родился сын по имени Афган, чьи потомки спустя много веков перебрались в город Джат на территории нынешнего Афганистана. Когда в этих местах появились арабы, их военачальник Халид Ибн-Валид встретился с вождями еврейских племен, которых возглавлял прямой потомок Афгана - Киш.

Киш, покоренный доводами Ибн-Валида, принял ислам и взял себе мусульманское имя Абдул Ибн-Рашид, под которым и прославился как знаменитый полководец и любимец самого пророка Мохаммеда.

Навраз ссылается, в частности, на проповедника нового движения Ахмадийя в исламе Мирзу Гуляма Ахмада, который цитирует древних арабских и персидских авторов. По словам последних, Мохаммед дал Кишу имя "патхан" (пуштун), что на сирийском наречии означало "рулевой". Это название закрепилось за всеми племенами, подвластными Кишу. Потомки талибов гордятся тем, что ведут происхождение от... Ибн-Рашида.

Многие арабские летописцы называют конкретные место и время расселения потомков Афгана. Например, "Мират уль-Алам" ("Зеркало мира") повествует о странствиях иудеев и упоминает города, куда они прибыли, выйдя из Святой земли: Гхор, Газни и Кабул.

Некоторые авторы - например, Саяд Джалал ад-Дин Афгани и Саяд Абдул Джаббар Шах - прямо утверждают, что потомки принца Афгана и есть потерянные колена Израилевы.

Исраэлитское прошлое пуштунов, рассказывает Навраз, многократно упоминается в средневековых текстах: «Хайат-и-Афгани» Мохаммеда Хайат Хана, «Хулассат-уль-Ансаб» Хафиза Рахмат Хана, «Мажма-уль-Ансаб» Хамидуллы Муставфи, «Миратуль-Алам» Бахтияр Хана и др. – в общей сложности, в двенадцати источниках.

Принадлежность к Бней-Исраэль считалась среди пуштунов до последнего времени не легендой, но общепризнанным, не подлежащем сомнению и заслуживающим всяческого уважения фактом. Например, эмир Абдул Рахман, дед бывшего афганского шаха Амануллы, с гордостью указывает в своей книге «История афганцев», что последние являются наследниками еврейских племен. А бывший глава еврейской общины Герата раввин Авраам Акоэн, утверждал, что лично слышал свидетельство короля Афганистана о его принадлежности к одному из потерянных колен.

«Придет день – и мы вернемся»

Новое время изобилует многочисленными дополнительными подтверждениями этой версии – от европейских путешественников, археологов, исследователей и представителей британской военной администрации.

В своем "Путешествии в Бухару", написанном в 1835 году, сэр Александр Бранес пишет, что афганцы называют себя часто "Бани-Исраиль". В подкрепление этих слов, продолжает Бранес, они приводят легенду, согласно которой евреи были расселены в провинции Гхор около Бамиана и начали называть это место Афганом – по имени царя, от которого вели происхождение. Британский путешественник также приводит историю о Кише, который был вождем перешедших в ислам еврейских племен.

Другой английский исследователь, Фарриер, в 1858 году выпускает книгу "История Афганистана", в которой без тени сомнения утверждает, что нынешние афганцы происходят от колен Израилевых. При этом он приводит любопытный факт. Когда Надир-шах, идя в поход на завоевание Индии, прибыл в Пешавар, глава местного племени Юсуф-Заус подарил ему священные тексты, написанные на древнееврейском языке. Евреи, служившие в армии Надир-шаха, признали подлинность этих религиозных текстов.

Доктор Михаэль Рубин (Йельский университет), специалист по истории Афганистана, Центральной Азии и Ирана, ссылается на мемуары британского посла в Персии Джона Малкольма (1801 год). Малкольм рассказывает о бытующей в ряде провинций Афганистана легенде, согласно которой родоначальниками некоторых местных племен были изгнанные ассирийцами евреи. Михаэль Рубин сам побывал в Афганистане и пишет, что старейшины ряда племен признавались ему в своих еврейских корнях.

В книге выходца из Индии еврея Иегошуа Бенджамина «Мистерия потерянных племен» содержатся уникальные факты. Например, рассказ некого Шалома Дадеша, родившегося в Герате и сопровождавшего группу евреев, бежавших из Афганистана через Пешавар: "Во время перехода мы встретили нескольких солдат, несших охрану. Услышав, что мы евреи, этот солдат сказал: "Вы и правда евреи? Но я ношу цицит, мой отец носит цицит, моя мать зажигает свечи, моя бабушка зажигала свечи. Это значит, что мы тоже евреи?" "Из этих расспросов, – продолжает Шалом Дадеш, – я понял, что он и его семья происходят из колена Биньямина. Я спросил его, почему он не хочет вернуться к еврейству. Он ответил: "Придет день, и мы вернемся".

Характерное свидетельство - письмо Габриэля Барухова, парикмахера из Бухары, президенту Израиля Ицхаку Бен-Цви, в котором он описывает встречи с представителями пуштунов в Кабуле. По словам Барухова, он был шокирован, узнав, что непримиримые в своем мусульманском рвении воинственные главы пуштунских кланов зажигают свечи на Хануку, прибивают к дверям похожие на мезузы дощечки со священными текстами, надевают талит и каждую пятницу зажигают свечи. Когда они приходили к Барухову постричься, то просили не сбривать пейсы, которые прятали в окладистой бороде.

Еврей из Герата Абрам Бенджамин утверждает, что, согласно устной традиции этих мест, племя Африди происходит от "сынов Эфраима". "Представители старшего поколения не скрывают своего еврейского происхождения, но молодежь предпочитает не оглашать этот факт, поскольку в нынешней атмосфере принадлежность к еврейству непопулярна", – заключает он. Написано это в 1951 году.

Шалва Вейль, антрополог из Еврейского университета в Иерусалиме, провела много времени в Афганистане и соседнем Кашмире и имела немало возможностей лично убедиться в справедливости этих рассказов. "Во многих семьях, – говорит она, – укоренились традиции, имеющие исключительно еврейское происхождение. Мальчикам делают обрезание, женщины соблюдают законы чистоты, описанные в Торе, во многих семьях действуют запреты на определенные виды пищи, сходные с законами кашрута. Некоторые жители деревень носят амулеты, на которых написано "Шма, Исраэль".

"Находясь в Сринагаре (Кашмир), – пишет д-р Вейль, – я поехала в одну из деревень, расположенную неподалеку от Кабула и принадлежащую клану Африди. Беседуя с местными жителями, я узнала об удивительном обычае, существующем в деревне. По пятницам многие женщины деревни зажигают свечи и прячут их в углу. Хозяева дома, в котором я остановилась, сказали, что они делают так из поколения в поколение, хотя не захотели (или не смогли) объяснить, почему. Вечером в пятницу они подают к столу виноградный сок, похожий на вино. Исламский закон запрещает пить вино, но они сказали, что это древняя традиция, которая должна быть соблюдена".

В самом Кашмире Вейль обнаружила не менее стойкие представления местных патриархов о своем происхождении. "Мы сидели во фруктовом саду в деревне в Кашмире, у подножия Гималаев. Мохаммед Вали, пуштун из племени Юсуф-Зай (в переводе – "Дети Йосефа") рассказывал мне свою родословную. Я спросила его, откуда ведет происхождение клан Юсуфа, и он ответил: "Ибн-Якуб" ("Сын Яакова").

Тогда я спросила его, кто такой Якуб. Мохаммед посмотрел вверх, словно прося небеса простить мне такое чудовищное невежество, затем повернулся ко мне и со снисходительным выражением и нескрываемой жалостью по отношению ко мне, несведущей, ответил: "Якуб – это Израиль. А мы – Бани-Исраиль, сыны Израиля".

По словам Вейль, вполне образованные и получившие западное образование афганцы не считают эти предания сказками и говорят о еврейском происхождении своих соплеменников как о чем-то само собой разумеющемся.

Известный историк, профессор Сарва Даман Сингх из Института азиатских исследований в Австралии пишет: «Эта территория (северо-запад Пакистана и восток Афганистана) населена многочисленными пуштунскими племенами, часть из которых, согласно местным поверьям, - наследники израэлитов: Африди, Юсуфзай, Раббани, Левани, Шивари, Дафтани, Джаджи, Ашири, Юним.

По словам профессора Саффолкского колледжа в Нью-Йорке Лоуренса Эпштейна, у многих пуштунских племен в качестве символа и магического знака используется шестиконечная "звезда Давида". Имена, принятые среди этих племен, являются, по мнению Эпштейна, производными от еврейских: например, Рабани – от Реувена, Ашури – от Ашера, Левани – от Леви, Нафтахни – от Нафтали, Африди – от Эфраима, Шинмари – от Шимона и Юсуф-Зай – от Йосефа.

Интересно, что индийские исследователи приходят к таким же выводам, что и их западные коллеги. Бывший директор Института археологии Кашмира профессор Фида Хассанан пишет, что во время своих поездок по штату столкнулся с поразительным явлением. Крестьяне некоторых местных деревень, по его словам, будучи ортодоксальными мусульманами, верят, что произошли от угнанных в рабство евреев, и называют себя "Бней-Исраэль".

Старейшина деревни Гутлибгах, 90-летний Мир Алам, после многочисленных отговорок согласился поведать Хассанану генеалогию своего рода. "Мы – наследники Яакова, чей отец был Исаак, а дед – Авраам, – сказал он. – У Яакова было 12 сыновей. Каждый из них стоял во главе племени. Эти племена рассеялись среди других народов. До прихода мусульман мы были буддистами, а еще раньше – Бней-Исраэль".

Хассанан, пораженный этими откровениями, провел собственное исследование и собрал поразительные факты. Оказалось, что жители Гутлибгаха и ряда соседних деревень не вступают в браки с другими мусульманами провинции и соблюдают весьма оригинальные для местной среды обычаи. Так, они не едят рыбу, не имеющую чешуи, и сухожилия, вырезанные из бедра. Не используют для приготовления пищи животный жир, пользуясь исключительно растительным маслом. Наконец, не ездят, не торгуют и не занимаются сельскохозяйственными работами в субботу. То есть соблюдают запреты, которых придерживаются только евреи.

Эти странные совпадения

Навраз неоднократно ссылается в своих исследованиях на книгу бывшего президента Израиля Ицхака Бен-Цви («Изгнанные и возвращенные», 1957 год) и труд раввина Элиягу Авигайля, возглавляющего организацию «Амишав» («Колена Израилевы: потерянные и рассеянные», 1991 год). Однако Навраз Африди пошел дальше всех предыдущих исследователей и предпринял попытку доказать еврейское происхождение пуштунов, основываясь не только на истории, но и на биологии. В ноябре 2002 года международная исследовательская экспедиция, в которую, кроме Африди, входили председатель Центра ближневосточных исследований и директор Центра еврейских исследований профессор Тюдор Парфитт из Лондонского университета, и историк и лингвист доктор Юлия Егорова из Кардиффского университета, собрала в пуштунских деревнях возле Малихибада образы ДНК у местных жителей, дабы подтвердить предположения об их исраэлитском происхождении. Результаты генетических исследований находятся в настоящий момент в стадии обработки, и положительный результат, убежден Африди, устранит последние сомнения в истинности гипотезы.

Навраз считает, что вряд ли можно объяснить случайным стечением обстоятельств тот факт, что среди крайне немногочисленных исследователей иудаизма в исламском мире и сторонников диалога с евреями – выходцы из его племени, племени Африди. Например, говорит он, единственный мусульманский теолог в мире, преподающий иудаизм, - это профессор Мехназ Мона Африди из департамента теологических исследований в Университете Лойолы Мэримонта в Лос-Анджелесе. А едва ли не единственный мусульманский ученый в мире, призывающий к еврейско-мусульманскому диалогу, - профессор Акбар С.Ахмад, также пуштун. Да и то обстоятельство, что он сам, Навраз Джаат Африди, испытывал с детства такую удивительную тягу к совершенно незнакомым и чуждым ему евреям, - тоже, возможно, своеобразное доказательство, улыбается мой собеседник: «Случайности перестают быть случайностями, когда их собирается много».

Придет ли время, когда воинственные и непокорные пуштуны репатриируются в Израиль? «Не сегодня, и не завтра, - но все возможно. Во время недавней поездки раввина Авигайля в Лондон две пуштунские семьи из клана Африди, бежавшие в Англию из Афганистана во время советской оккупации, признались ему в своем желании перейти в иудаизм. Поскольку иудаизм – вера их праотцев...».

"Новости недели"

При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)

Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2024 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus