"Создание правительства национального единства в автономии – это величайшее достижение палестинского народа; палестинцы сумели преодолеть внутренние разногласия во имя общего блага" (Амр Муса, генсек Лиги арабских государств, цитата из поздравления, направленного Абу-Мазену и Исмаилу Хании).
Что ни говори, а за год лидеры ХАМАСа сделали сумасшедшую карьеру. За этот весьма короткий исторический период Исмаил Хания и Халед Машаль из отверженных оппозиционеров, которые пострадали не столько от "сионистской армии", сколько от своих же собственных братьев, превратились в маститых политиков. В Тегеране, Каире, Эр-Рияде, Аммане, Москве и Пекине уже ждут не дождутся высокопоставленных палестинских гостей. Даже странно становится, как вспомнишь, что всего несколько лет назад Халеда Машаля буквально выгнали из братской Иордании, Исмаила Ханию ждали в Каире так же нетерпеливо, как эпидемию чумы, и даже в этом году, во время хаджа (паломничества в Мекку), саудовские власти приняли богобоязненных лидеров ХАМАСа с зубовным скрежетом. Поэтому легко предположить, что, поздравляя Абу-Мазена и Исмаила Ханию с "великим достижением палестинского народа", далеко не все лидеры арабских стран, направившие свои телеграммы, были искренни. Правительство национального единства с исламистами – оно, конечно, замечательно... До тех пор, пока это происходит где-то далеко, где-нибудь в Зимбабве. Так считают большинство арабских президентов и монархов – от короля Марокко Мохаммеда 6-го до Хусни Мубарака. В своих странах-то они вряд ли такое потерпят, о чем свидетельствуют, в частности, драматические события последних дней в египетском парламенте.
Несмотря на оппозицию, заголосившую о демократии и правах человека, президенту Мубараку удалось добиться внесения 34 поправок в египетскую конституцию. Эти поправки дают возможность принять новый закон, направленный на борьбу с терроризмом. Закон этот должен прийти на смену чрезвычайному положению, действующему в стране с 1981 года. Он предоставит дополнительные полномочия силам безопасности и ограничит свободу собраний. Кроме того, будет запрещено создание партий на религиозной основе. Тем самым упор в законодательной деятельности делается не на религиозный и этнический факторы, а на общегражданское право. Предусматривается разработка нового избирательного закона, который отменит контроль судебных органов над голосованием, а выдвижение кандидатов будет осуществляться на основе партийных списков.
Четверть народных избранников, которые входят в уже запрещенное движение "Мусульманские братья", покинули зал заседаний в знак протеста против "произвола автократии и диктатуры", однако на них никто не обратил особого внимания. Египетский парламент проголосовал за принятие поправок, и теперь они будут вынесены на народный референдум, проведение которого назначено на 26 марта. Так что если бы сорок лет назад Израиль не завоевал сектор Газы, разговор у Хусни Мубарака с лидерами ХАМАСа (если бы это движение вообще возникло) был бы весьма короткий.
Кстати, египетские исламисты стремятся к созданию правительства национального единства уже без малого 55 лет. В 1952 году движение "Мусульманские братья" способствовало приходу к власти генерала Мохаммеда Нагиба, которого через два года сменил на посту президента Гамаль Абдель Насер. Распознав в исламистах опасных противников и не желая делиться властью, Насер провел серию массовых арестов среди лидеров и активистов этой организации. После длительного тюремного заключения (именно тогда у лидеров "Братьев" образовалось много свободного времени, которое они от нечего делать потратили на создание своих самых важных трудов, на которые до сих пор опираются исламисты всего мира, от Палестины до Индонезии) большинство руководителей этой организации были казнены. Само движение было объявлено вне закона, что, однако, не помешало ее процветанию и появлению на свет еще более радикальных организаций, таких как "Аль-Джихад" и "Ат-Тафкир ва аль-Хижра". В 70-х годах президент Садат выпустил на свободу многих заключенных-исламистов, а диссидентам было позволено вернуться на родину.
Убийство Садата положило конец той относительной свободе, которой "Мусульманские братья" наслаждались в 70-х. Президент Мубарак, представитель египетской военной элиты, к радикальному исламу относится весьма прохладно, понимая, что стремительная демократизация современного режима способна привести к власти "Мусульманских братьев", которые на последних выборах утроили свое присутствие в парламенте, несмотря на все преграды, которые воздвигнуты в Египте перед исламистами и их сторонниками.
Сегодня президент Мубарак пытается при помощи принятия антитеррористического закона и запрещения деятельности религиозных партий вновь решить проблему радикального политического ислама в Египте силовыми методами. В стране брошены в тюрьмы более полусотни активистов этой организации, имущество движения конфисковано...
Чем вызваны нынешние действия Мубарака - пошатнувшимся здоровьем или тревожным ощущением того, что трон под ним шатается все сильнее, - не суть важно. Важно то, что на южной границе сектора Газы, где год назад к власти законным путем пришли коллеги египетских исламистов, идет настоящая война не на жизнь, а на смерть.
К сожалению, за все это время (в текущем году революции "свободных офицеров" исполнится 55 лет) египетские лидеры так и не уяснили для себя, что война с радикальным исламом начинается не в парламенте, а в мечети, школе и университете. Поддерживая контакты с заграничными исламистами, египтяне идут на уступки, дабы не разозлить исламистов местных, тем самым еще сильнее укрепляя двойные стандарты, которые для Египта уже давным-давно стали привычной нормой. Конституционные поправки Мубарака не сотрут "Мусульманских братьев" с египетской политической карты и не нанесут им непоправимого урона.
Печально и то, что антитеррористический закон, в котором действительно нуждается Египет ("Аль-Каида" свободно действует в Синае, а торговцы оружием переправляют его в Газу через тоннели в Рафиахе под зорким присмотром египетских пограничников), принят, главным образом, для того чтобы подточить силы политических противников Мубарака как из исламистского, так и из левого лагеря, а не для того чтобы действительно положить конец деятельности террористических группировок и их вдохновителей.
И все же если выбирать между подобными мерами и полной капитуляцией перед исламистами, меры, предпринимаемые Мубараком, выглядят не такими уж бессмысленными. Лучше позже, чем никогда...
Арабески
Расизм по-дубайски
Несмотря на то, что коренные эмиратцы составляют всего 10 процентов населения Дубая, проявления дискриминации и расизма в ближневосточном Сингапуре совсем не редкость. Индусам и пакистанцам, составляющим основной костяк дубайской рабочей силы, нередко отказывают в аренде и покупке жилья, их не всегда пускают в модные рестораны и кафе. Недавно владелец одного из популярных баров принес жителю Дубая индийского происхождения и его приятелю письменные извинения за то, что им отказали в обслуживании.
Менеджеры без обиняков сообщили гостям, что не горят желанием видеть индийцев в числе посетителей, когда молодой дубайский бизнесмен, отказавшийся назвать прессе свое имя, и его друг, проживающий в Канаде, оба выходцы из Индии, решили пообедать в баре Waxy O'Connors'. Руководство бара категорически отрицает обвинения в расизме, но перед оскорбленными молодыми людьми вынуждено было извиниться.
За что Ататюрка-то обидели?
К отцу турецкой революции Мустафе Кемалю Ататюрку в Турции относятся очень уважительно. Его, можно сказать, почти боготворят и за надругательство над основателем современной Турции готовы встать горой, даже если речь идет об очень большой западной компании. Вряд ли владельцы всемирно известного и популярного ресурса YouTube.com, где можно бесплатно размещать и просматривать видеоролики, собирались обидеть или оскорбить Ататюрка, однако доказывать это турецкому суду было бесполезно. Как оказалось, на веб-сайте были размещены видеоматериалы, оскорбляющие память Отца Турков, что привело к большому диссонансу в отношениях Турции и YouTube.com. По решению суда, веб-сайт был заблокирован: национальному оператору связи Turk Telecom было предписано ограничить доступ местных пользователей интернета к сайту. Однако не прошло и прошло и двух дней, как судебное предписание было отозвано. Решение вызвало негативную реакцию правозащитных организаций, в результате чего Turk Telecom по вторичному предписанию суда открыл доступ к сайту.
Истинное лицо ислама
Может, кто-то и считает, что "карикатурный скандал" давным-давно канул в Лету вместе с сожженными датскими сырами, голландским пивом и зданием шведского посольства в Бейруте, однако в Сирии думают совсем иначе. Местные сценаристы и продюсеры пораскинули мозгами и решили, что внушения посредством экономического бойкота и многотысячными акциями протеста может оказаться недостаточно, и поэтому приступили к созданию телесериала, в основу которого ляжет "карикатурная история". Роль мусульманской студентки, которая учится в одном из университетов Копенгагена, сыграет известная сирийская актриса Сулаф Фухарджи. По словам автора сценария, "этот сериал расскажет миру о том, что такое истинный ислам". Правда, пока непонятно, каким образом мир узнает о том, что же такое истинный ислам, поскольку сериал снимается на арабском языке и увидеть его можно будет только на арабских телеканалах в следующий Рамадан. Впрочем, у желающих увидеть настоящее исламское лицо, есть в запасе еще месяцев 5 на интенсивное изучение арабского языка.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)