Кто кого должен успокаивать?
08.04.2007 | 18:00
Александр Майстровой, Новости недели
В Иерусалиме лезут из кожи вон, чтобы развеять сирийские опасения, вопрос лишь в том, действительно ли обеспокоен Асад.
Несмотря на успокоительные послания, передаваемые Израилем Дамаску, в Иерусалиме не уверены, что "они будут правильно поняты". Более того, есть серьезные сомнения в том, нуждается ли Башар Асад в подобных заверениях, или же сам ищет повода для вооруженного конфликта.
В последнее время Эхуд Ольмерт усиленно старается разубедить Дамаск в стремлении Израиля к войне с Сирией. Эти попытки успокоить северного соседа вызваны "предупреждениями" иранских лидеров о готовящейся совместной израильско-американской атаке против Ирана и Сирии, а также многочисленными спекуляциями в международных СМИ и, прежде всего, в самом Израиле о высокой вероятности вооруженного конфликта этим летом с "Хизбаллой", в который будет втянута и Сирия.
Так или иначе, Ольмерт старается развеять сирийские опасения. Его личное миролюбивое послание было передано Башару Асаду через председателя палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси, которая во главе американской делегации отправилась в Дамаск для"наведения мостов" с баасистским режимом.
В преддверии Песаха Ольмерт дал интервью газете "Хаарец" в котором также постарался развеять возможные страхи Асада. "Сирийцы, если верить их заявлениям, предполагают, что этим летом Америка атакует Иран и одновременно, при поддержке Израиля, - Сирию и Ливан. Я могу заявить со всей ответственностью, что у нас нет никаких планов подобного рода и у Сирии нет оснований готовиться к такому сценарию. ...Мы не планируем нападать на Сирию, напротив, мы готовы к миру с Сирией".
На следующий день после этого интервью, выступая на совместной пресс-конференции с канцлером Германии Ангелой Меркель, Ольмерт вновь повторил, что Израиль не планирует никаких враждебных акций против Сирии. "Нам ничего не известно о каких-либо планах начать военные действия этим летом, - повторил он. – Это абсолютно необоснованные предположения, спекуляции, за которыми ничего не стоит. Я очень надеюсь, что никто не будет предпринимать никаких шагов, которые способны втянуть нас в конфликт, на основании такого рода слухов". Незадолго до последнего заявления премьера глава военной разведки Израиля (АМАН) генерал-майор Амос Ядлин выступил на заседании правительства с докладом о положении в регионе. Генерал указал, что Сирия, Иран и "Хизбалла" готовятся к войне, которая может начаться ближайшим летом. По его словам, сирийцы, скорее, готовятся к вероятной американской атаке на Иран, которая может воспламенить регион, а не к нападению на Израиль. При этом Ядлин призвал сохранять бдительность и быть готовыми к любому вероятному развитию событий. "Шестидневная война началась вопреки желанию всех ее непосредственных участников", – напомнил генерал.
Вопрос о намерениях Асада остается однако открытым. Есть ли у сирийского президента какие-либо планы, или же он предпочитает следовать в русле текущей политики, не инициируя сколько-нибудь решительных действий? Боится ли израильской атаки или же сам готовится к нападению, чтобы возвратить Сирии Голанские высоты? На эти вопросы нет однозначного ответа.
Несомненно, что, после прошлогодней израильской неудачной кампании в Ливане, Сирия пересмотрела свое отношение к войне с Израилем, сложившееся со времени операции "Мир Галилее" (1982). Если ранее Сирия воспринималась стороной, заведомо более слабой и обреченной на неминуемое поражение, то теперь, при нынешней слабости Израиля, сирийцы увидели шанс восстановить баланс сил и использовать новую реальность для возвращения Голан. Многочисленные высказывания Башара Асада, сделанные им сразу после Второй ливанской войны, и массированное наращивание его армии – очевидные тому доказательства. В самом деле, если "Хизбалла" смогла парализовать жизнь нашего Севера и принудить Израиль к унизительному перемирию, то почему это не может сделать Сирия с ее намного более мощным ракетным потенциалом и армией? Если подвергнуть ракетному шквалу центр страны и одновременно захватить Голанские высоты, то можно будет диктовать условия мира своему южному соседу.
По оценкам спецслужб, сирийцы не настолько уверены в своих силах, чтобы самим атаковать Израиль, но теперь уже не простят ему случаев национального унижения вроде бомбардировки сирийских объектов или полета наших "Фантомов" над дворцом президента.
По мнению политических обозревателей, Дамаск не заинтересован в военном конфликте с Израилем в ситуации, когда день ото дня его внешнеполитическое положение улучшается и Сирия все очевиднее превращается из страны-изгоя в объект политического интереса Запада и предмет его дипломатических ухаживаний.
Недавно столицу Сирии посетил ответственный за внешнюю политику ЕС Хавьер Солана, а сейчас туда прибыла американская делегация в составе трех конгрессменов-республиканцев во главе с Нэнси Пелоси. В Дамаске, конечно же, не забыли о рекомендации американской двухпартийной комиссии во главе с Джеймсом Бейкером - улучшить отношения с Тегераном и Дамаском. Здесь учитывают, без сомнения, заявление Пелоси о том, что Демократическая партия США против бойкота Сирии и, в случае прихода к власти, восстановит отношения между двумя странами.
Франция, еще недавно столь раздраженно критиковавшая Асада и его режим, неожиданно, в характерной для себя манере, превратилась в сторонницу нормализации отношений с Дамаском.
Все это - положительные симптомы для Асада, но вопрос в том, какие выводы он сделает из уступчивости Запада. Захочет ли продемонстрировать миролюбие и большую гибкость, как рассчитывают в Брюсселе и надеются многие в Вашингтоне, или же, наоборот, сочтет, что единственный язык, который понимают европейцы и американцы, - это язык силы. Такой вывод имеет много оснований и может подтолкнуть Асада к новому, еще более авантюрному курсу. Если тот же Солана говорит, что ЕС поможет Сирии вернуть Голаны, то что мешает ее президенту попытаться осуществить это силой? Беспринципность и мягкотелость Запада могут восприниматься им как негласное поощрение силового решения вопроса.
Трудно сказать, какую стратегию выберет сирийская клика, но очевидно другое: так или иначе, но Дамаск полным ходом готовится к войне с Израилем. Сирийцы замаскировали или укрыли в подземных бункерах вдоль границы с Израилем тысячи ракет; они приобретают в массовом количестве российское оружие, в том числе и противотанковые ракеты, столь эффективно примененные "Хизбаллой" прошлым летом. Вдоль границы создаются бункеры, укрепления и даже населенные пункты, которые копируют оборонительную систему "Хизбаллы".
Возможно, Сирия готовится не к оборонительной войне, а к наступательной кампании? Ситуация несколько напоминает 1973 год. Тогда главы спецслужб уверяли Голду Меир, что страхи перед войной преувеличены. Голда Меир пишет в своих воспоминаниях, что у нее были тревожные предчувствия накануне Судного дня, но разведка уверяла ее, что "все под контролем". "Мы получили отчет, который вызывал крайнее беспокойство. У меня было мрачное предчувствие, что что-то произойдет, но глава военной разведки сказал: "Не о чем беспокоиться. Войны не будет". Спустя несколько часов Египет и Сирия атаковали Израиль".
Недавно Башар Асад назвал правительство Эхуда Ольмерта самым слабым правительством в истории Израиля. Слабость, как известно, вызывает у режимов, подобных сирийскому, только искушение ударить. И побольнее.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: