Недавнее назначение новых 12 судей раввинатских судов вызвало возмущение феминистских организаций, которые считают, что люди, не получившие специального юридического образования, не могут решать тонкие и деликатные вопросы, касающиеся браков и разводов, а также статуса женщины в ситуациях, которые порой трудно предсказать.
Представители раввинатов, наоборот, утверждают, что для того, чтобы выносить решения по сложным вопросам, требуется компетенция в области Галахи. Вопрос, вызывающий наибольшие споры, - отказ от выдачи гета и попытки добиться искомого документа. Столкновения мнений по этой проблеме становятся все острее.
Вдова утопленника
Наталья К. потеряла мужа при трагических обстоятельствах. Однажды осенью Виктор отправился со своим приятелем Сергеем порыбачить на Кинерет. Как обычно, мужчины подготовили лодку, снасти - и отплыли подальше от берега. Их не остановил прогноз погоды, предвещавший бурю, не смутили грозовые облака на небе и поднявшийся ветер. Им уже приходилось рыбачить в непогоду, и всегда это заканчивалось благополучно. Но - на этот раз им не повезло.
Жены ждали их возвращения день, ночь и весь следующий день. На исходе субботы, потеряв надежду дозвониться до своих супругов, они подняли по тревоге всех знакомых, обратились в спасательные службы. Вещи рыбаков были обнаружены на берегу. Лодка отсутствовала. Последние сомнения в том, что Виктор и Сергей все-таки вышли рыбачить в шторм, а не заночевали где-нибудь у друзей, отпали. Начались поиски, в ходе которых были применены все новейшие средства, имеющиеся в распоряжении полиции, включая вертолеты, подводников, и робота, работающего в воде. Но все оказалось безрезультатно. Лишь через несколько месяцев было обнаружено изуродованное от длительного пребывания в воде тело Сергея. Кроме того, спасатели после долгих поисков нашли поврежденную резиновую лодку, принадлежавшую Виктору. Но ни живого Виктора, ни его труп никто с тех пор так и не видел.
Наталья старалась держаться. Когда случилось несчастье, ей и в голову не приходило, что кроме всего прочего, ей еще предстоит стать обладательницей мрачного статуса «агуна». В таких случаях, как у нее, принято говорить, что есть подозрение на то, что муж умер, но доказательств этому нет, поскольку никто не видел его «мертвого тела». Без предъявления этих доказательств, она, в соответствии с еврейской традицией, не может быть объявлена вдовой.
Полтора года периодически возобновлялись попытки найти останки утонувшего в Кинерете. После их завершения Наталья обратились в раввинатский суд с просьбой признать ее вдовой. В суде начались прения...
Сначала - терминология
Среди понятий, которые усвоили многие женщины-репатриантки на новой родине, в числе первых было и это странное слово – «агуна». Не многим приходилось слышать его раньше. По законам Галахи, жена не получившая от своего мужа гет, то есть признаваемый еврейской традицией развод, оказывается в статусе, не позволяющем ей вступить в новый брак.
Со времен Второй мировой войны остались в памяти печальные истории, когда женщины-еврейки, так и не дождавшиеся с войны мужей, но не имеющие официального подтверждения об их гибели (они числились среди «без вести пропавших») оставались до конца жизни одинокими, а многие - и бездетными.
Но и в современной жизни возникает множество ситуаций, в которых бывшие супруги расстаются не оформив соответствующим образом развода. Если речь идет о евреях, то распад брака без надлежащих документов чреват в дальнейшем большими неприятностями, особенно для женщины.
В принципе, в нынешней действительности вариантов бывает два: те, кто определен раббанутом как «месуравей гет» (то есть «отказывающиеся дать развод»), которые годами разбираются с бывшими мужьями или женами, требуя выдачи необходимого документа; и те, кто реально оказывается брошенным, когда второй супруг (чаще - мужчина) исчез в неизвестном направлении, и где его искать, и как потом выбивать гет, совершенно непонятно. Между тем, женский век короток, и пока длятся поиски исчезнувшего супруга, уходит возможность создать новую семью. Если пар, относящихся к первой категории, в нашей стране насчитываются десяти тысяч, и раввинатские суды ведут бесконечные беседы, пытаясь уговорить упирающуюся «половину», то тех кто попал во вторую категорию, десятки, и им особенно сложно, потому что порой вообще не с кем дискутировать. И чтобы начать разъяснительную работу надо сначала отыскать «где-то на белом свете» кого «обрабатывать». Ко второй категории и относится приведенный выше случай Натальи – вероятная, но никем не подтвержденная смерть супруга. Но мы оставим пока эту ситуацию и приведем еще несколько тех, что попроще, но тоже связаны с репатриантами..
Что ты жадно глядишь на дорогу?
Григорий, муж Ирины П. выехал из Израиля в Германию на поиски лучшей доли. При этом прибыл он во Франкфурт с территории России, чтобы никто не догадался, что он – израильский гражданин. При прощанье он пообещал жене, что осмотрится на новом месте, устроится и тут же позовет ее к себе. Время шло, вести из Германии приходили противоречивые: не то, чтобы Грише там приходилось совсем плохо, но судя по всему, и не особенно хорошо.
Дни проходили за днями, месяцы за месяцами... Когда с момента отбытия мужа в далекие края пошел третий год, Ирина забеспокоилась: пребывание в подвешенном состоянии, ни вдова, ни мужняя жена, ей порядком надоело. Перспектива провести еще несколько лет (кто знает сколько?) жадно глядя на дорогу, ей никак не улыбалась. «Либо вернись, либо давай оформим соответствующие документы о разводе», - предложила она бывшему мужу. Но тот, сообщив что он еще не решил, что делать дальше, предпочел... исчезнуть из ее поля зрения. Он перестал отвечать на звонки и электронные сообщения.
Ирина забеспокоилась еще больше. Она оставалась одна, с маленьким ребенком на руках, без всяких пособий и возможности когда-либо их получить, и кроме того, без какого-либо шанса устроить личную жизнь. Ведь при наличии статуса «агуна» новый брак для нее был бы исключен. В конце концов она взмолилась, чтобы представители раввината вмешались в ее судьбу. В результате к бывшему мужу был подослан раввин, специально прибывший из Израиля. Он разыскал героя, ушедшего в подполье, и после предварительных обсуждений предложил ему на выбор два варианта: либо тот оформляет гет по всем правилам, - либо будет начат его официальный поиск, с письменным сообщением о том, что реально Григорий прибыл на ПМЖ во Франкфурт не из России, а из Израиля.
Очутившись перед таким выбором, Гриша размышлял недолго: он согласился подписать все требуемые бумаги, и гет был передан Ирине в течение трех дней.
У Ольги К. ситуация, на первый взгляд, выглядит прямо противоположным образом: брак фактически распался, когда супруги выбирали страну для местожительства. Ольга предпочла Германию. Ее супруг Слава, напротив, считал, что у него больше перспектив в Израиле. В отношении семейного статуса они решили, что развестись всегда успеют.
Уже в Германии Ольга поняла, что совершила ошибку, и стала просить Славу передать ей гет. Но не тут-то было! Муж категорически воспротивился. И все попытки его уговорить ни к чему не привели. В конце концов, Ольга через знакомых узнала, что в Израиле Слава не прижился и готовится вот-вот уехать из него насовсем. Как сообщили его приятели, он надумал вернуться в Россию. Знающие люди подсказали Ольге, что уж если ему удастся осуществить свой план, то «ищи-свищи ветра в поле», на огромных просторах России найти его для того, чтобы оформить гет, - уж совсем невозможная задача.
Поразмыслив, Ольга позвонила русскоговорящему раввину в Израиль. На его лекциях она в свое время бывала неоднократно. Время было под вечер. Однако проверка, предпринятая немедленно, показала, что Слава готовился улететь на следующее утро. Судьи раввинатского суда собрались на экстренное заседание через несколько часов после получения сообщения. Решением раввинатского суда было вынесено постановление, запрещающее супругу Ольги выезд из страны в случае, если он откажется предоставить бывшей жене развод в соответствии с требованиями Галахи. Надо ли говорить, что прибыв в аэропорт и выяснив, что его снимают с рейса, Слава немедленно подписал требуемый документ и спокойно отбыл в заданном направлении. Что касается Ольги, то она в скором времени встала под хупу в Германии.
Так разрешаются порой международные ситуации, связанные с еврейскими браками.
Имеют ли право раввины вмешиваться в дела граждан другого государства? Возникает и такой вопрос, тем более, когда речь идет об определенном вмешательстве в политическую проблему. «Да, - говорят представители раввинатов, - если речь идет о том, что надо спасти еврейскую женщину и дать ей право на создание новой семьи, нам разрешено такое вмешательство».
Еврейский подход и западный
В израильском обществе все чаще раздаются требования изменить подход к браку и не требовать выполнения всех еврейских религиозных процедур. Вот что говорит на эту тему сторонница «освобождения женщин из религиозного засилья» Марина Фруман: «Мы с мужем расписались в советском ЗАГСе в 1998 году в Калининской области. Оба мы евреи по Галахе, но никакой хупы у нас не было. Прибыв в Израиль мы поняли, что совместная жизнь больше у нас не получается, и надо расходиться. Но дальше начались скандалы: муж отказался идти в раввинат и давать мне гет, а просто отбыл в неизвестном направлении на бывшую родину. Сколько все это продлится, никто не знает. Может пять лет, может десять, а может и двадцать. Возвращения к прошлому для меня быть не может, так почему же я должна непременно добиваться оформления еврейского развода, при том, что у нас не было еврейского брака?».
Феминистские организации взялись за выяснение этого любопытного обстоятельства, которое касается наших «дважды сограждан». Большинство выходцев из бывшего СССР религиозного еврейского брака в прошлом не имели. Хупу на нашей бывшей родине, как известно, ставили лишь в исключительных случаях, а обычные законопослушные граждане в основном регистрировались в ЗАГСах. Так вот, возникает вполне логичный вопрос: если пара не заключала еврейский брак, под хупу не становились и ктубу не подписывала, то почему для регистрации нового, теперь уже совершенно еврейского брака, необходим гет, в то время как прежнего брака в еврейском понимании этого слова и не было? Так почему же не проявлять снисхождения в случаях подобных браков и не накладывать на бывших супругов обязательства, которые сопутствуют хупе?
С этим вопросом я обратилась к сотруднику раввинатского суда Шимону Ар-Шалому, который неоднократно консультировал наших читателей по различным проблемам, связанным с доказательством еврейства и оформлением документов, необходимых для еврейской свадьбы.
- В раввинатских судах были дискуссии по этому поводу, - говорит Ар-Шалом. - Приводились различные доводы. В конце концов, было решено считать, что поскольку стороны проявили желание к заключению брака и оба - галахические евреи, то для расторжения такого союза необходим гет. Мы живем в государстве, где вопросы семьи решаются в соответствии с еврейской традицией. Она подразумевает очень серьезное, ответственное отношение к браку. Этот подход отличается от того, который сегодня царит на Западе, где заключить брак, а потом разойтись - в принципе, очень легко. Но для нас, евреев, такой подход неприемлем. Что касается Галахи, то здесь изменить что-либо невозможно, поэтому мы делаем то, что в наших силах – предпринимаем максимум усилий для того, чтобы отыскать затерявшегося супруга и убедить его дать развод.
- Насколько характерна, на ваш взгляд, проблема «агунот» для выходцев из бывшего СССР?
- Случаев таких немало. В последнее время все большее распространение приобретает так называемая обратная репатриация – отъезд репатриантов на прежнее место жительства в Россию, Украину и так далее. Едут чаще мужчины - в надежде устроиться. Дальше события могут оказаться совершенно непредсказуемыми. У кого ладится, у кого-то нет. Достаточно и случаев, когда бывшие израильтяне оказываются в тюрьмах на территории СНГ. Понятно, что добыть гет при таком раскладе непросто.
- Когда говорят «агунот», подразумевают женщин, но ведь и мужчины порой не могут получить развод...
- Конечно, без развода остаются не только женщины, но и мужчины, но положение последних существенно легче. Если мужчина, жена которого воспротивилась предоставлению гета, вступает в союз с другой женщиной, и в результате этого на свет появляются дети, то хотя проблем – как этических, так и материальных - не миновать, тем не менее, эти дети не могут быть объявлены «мамзерами». В случае же, если детей решается родить женщина-«агуна», они будут признаны таковыми. Это проклятие на весь род на тысячу лет вперед. Понятно, что женщина ответственная не решится приготовить такую судьбу своим детям. Хотя у мужчины свои обязательства перед новой женщиной, детьми... И мы стараемся тоже вмешаться в ситуацию с тем, чтобы разрешить ее.
С таким раскладом совершенно не согласна Марина Фруман, обратившаяся в редакцию. «Власть раввинатских судов распространилась и на те браки, которые не должны были иметь к ним никакого отношения, - говорит она. - Я думаю, что в ближайшее время следует ждать обращений в БАГАЦ именно по этому поводу. Нельзя сегодня требовать от всех людей, родившихся евреями, соблюдения правил, выработанных две тысячи лет назад. Мир изменился, и не считаться с этим нельзя».
Игры со смертью
Так как же закончилась история с Натальей, муж которой утонул в Кинерете? В поисках разрешения создавшейся ситуации судьи попытались использовать аналогичные прецеденты из прошлого.
Известный в Израиле специалист по поиску исчезнувших мужей и избавления женщин от статуса «агуна» раввин Элиэзер Даян пережил немало приключений, которые вполне могли бы стать основой увлекательного фильма. Охота за исчезнувшими мужьями – занятие не для слабонервных, и только те из людей в кипах, в ком бушует жажда приключений и наличествует исследовательский ум, берутся за подобные ситуации.
У израильтянки Орит Н. неожиданно исчез муж. В последнее время он часто ссорился со своими бывшими приятелями из-за проблем в бизнесе. Она предполагала, что кто-то из них просто расправился с ним. Полицейское следствие при расследовании этой истории зашло в тупик. Тело пропавшего без вести человека так и не было найдено. Но Орит никак не могла согласиться провести всю оставшуюся жизнь в одиночестве. Она передала в раввинат сведения о тех, кого лично считала виновными в исчезновении мужа. Раввин вышел с ней на связь. «Послушайте, - сказал он встретившись с возможными убийцами. – Меня совершенно не интересуют мотивы убийства, даже оно само как таковое, поскольку это не мои проблемы. Но пострадала совершенно ни в чем не повинная женщина, которая должна коротать свой век в статусе «агуна». А это уж совершенно несправедливо. Мы гарантируем, что полиция и суд ничего не узнают, но для раввината необходимы хотя бы какие-то свидетельства того, что муж Орит мертв».
К потрясению раввина, собеседники переглянулись и решились на откровенность. «Это мы его укокошили, - сказал один из них. - У нас были на то серьезные причины, и тебе не обязательно знать, какие. После чего тело отвезли на заброшенную стройку, где его никто никогда не найдет. Разве что бездомные наркоманы, которым не до того. Но тебе нужны свидетельства, чтобы объявить женщину свободной, - так получи их».
Договор с убийцами был соблюден. Сведения о преступлении не поступили в полицию. Но Орит была объявлена в раввинатском суде вдовой, имеющей право на новый брак.
А теперь завершение истории Натальи.
Когда стало понятно, что шансов найти ее супруга нет, раввинатский суд взялся за рассмотрение проблемы статуса жены. Разбирательства длились более трех лет. Признать умершим человека, свидетелей смерти которого так и не нашлось, суд не решался. Чем дальше, тем меньше надежд оставалось на то, что какие-то следы исчезнувшего человека будут найдены. Наталье грозила участь остаться в статусе оставленной жены на всю жизнь. Но в конце концов нашлась ниточка.
В полицейском расследовании, начатом после происшествия, было зафиксировано свидетельство Натальи. Однажды муж, у которого была давняя проблема с рукой, сказал ей, что если ему придется когда-нибудь плыть в штормовую погоду, то прежде всего он сбросит одежду, чтобы не мешала. За эту ниточку и ухватилось следствие. Второй погибший был обнаружен только благодаря сохранившейся на нем одежде. Может быть, потому и не удалось найти останков Виктора, что он таки успел снять с себя одежду?
В раввинатский суд пришли спасатели, водолазы, рыбаки, которые дали свидетельские показания, доказывающие, что при буре, разыгравшейся в тот вечер, у одинокого пловца, оставшегося без лодки, да еще с поврежденной рукой не оставалось никаких шансов выжить. Он не мог выбраться из озера и отбыть в неизвестном направлении. Суд в Тверии после долгих прений (рассмотрение всех сторон этой истории и заслушивание всех возможных свидетелей, повторюсь, длилось более трех лет!) принял именно эти доказательства гибели человека. Статус «агуны» был снят с Натальи, и ее признали вдовой в официальном порядке. Женщине возвращена возможность снять с себя траурные одежды и создать новую семью.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)