Израильские цыгане: кто они?
21.04.2007 | 22:40
Виктория Мартынова, Новости недели
Как удалось установить автору этих строк, цыгане представлены в Израиле достаточно широко и разнообразно - согласно статистике их около семи тысяч человек, в их число входят выходцы из Болгарии, Румынии, стран СНГ.
Большинство – примкнувшие к репатриантским семьям цыганские родственники. При этом есть еще цыгане, прибывшие в арабский сектор и живущие в Восточном Иерусалиме. Они разделяют образ жизни и ход мыслей своего окружения.
Выбранные места из чужой переписки
Открыв на днях свой электронный почтовый ящик я обнаружила там переписку странного содержания (орфография оригиналов сохранена. – В.М.).
Уважаемые коллеги!
Я - Павел Лиманский, как председатель комитета по международным связям при ассоциации цыган стран СНГ и Балтии, в период с 15-23 апреля 2007 года за свои личные сбережения посещу с деловым визитом политический, экономический и культурный центр Бельгии город Брюссель, являющийся официальной столицей объединенной Европы.
В этом городе расположены центральные органы Комиссии ЕЭС, НАТО, Министерства, посольства, международные представительства многих стран и организаций. Мною составлена программа пребывания в Брюсселе, которую я вам посылаю в приложении.
Прошу всех ознакомится с ней и внести свои советы и предложения. Возможно у кого-либо будут какие либо просьбы посетить какую-либо организацию или что-то передать в какую-либо организацию, расположенную в Брюсселе. Прошу сообщить мне это заранее. Я с удовольствием помогу вам.
Нашим комитетом расматривается возможность открытия в Брюсселе постоянного представительства цыган стран СНГ и Балтии, в котором бы поочередно могли работать представители многих ромских организаций, расположеных на территории бывшего СССР.
Хотелось бы узнать ваше мнение об этом.
С уважением,
Павел Лиманский,
Chairman, Board Committee on International Relations
International Union of Roma of the Baltic States and the CIS "AMARO DROM"
Далее следовал ответ из лагеря, с которым у меня и вовсе не было ничего общего.
Многоуважаемый господин Лиманский,
Вы действительно цыган с такой фамилией?
Мы сочувствуем проблемам цыган как народа очень своеобразного и не всегда вписывающегося в нормы жизни других народов. Но это проблемы Вашей внутренней жизни, которые, надеюсь, Вам хорошо известны и принимаются меры. В принципе русские с цыганами имели до революции в чем-то неплохую совместимость. Наверное, тогда и русские и цыгане были другими?
Пишу же Вам вот по какому поводу. В связи с Вашей поездкой в Европу позволю себе дать Вам совет: спросите там те структуры, которые Вы собираетесь посетить - почему еврейскому народу разрешено собирать репарации за страдания в гитлеровской войне, причем все новые и новые репарации, а о цыганах В СРАВНЕНИИ С НИМИ никто не говорит? Почему евреи отвергают как "принижение их страданий" любые попытки говорить о геноциде других народов - в т.ч. армян от турок? А разве русские не пострадали от жидобольшевиков в еще большей численности, чем жиды от гитлеровцев?
Буду благодарен за ответ на это письмо.
М.В.Назаров
глава Московского отдела Союза Русского Народа
Здесь в электронную беседу вступил представитель Израиля.
Уважаемый господин Назаров,
большое Вам спасибо за науку об общении с вам подобным. По поводу перечисленых Вами господ, могу сказать только одно: даже в концентрационных лагерях, где убили 6 миллионов евреев, находились люди, готовые помогать своим палачам, лишь бы самим чувствовать себя комфортно. Если бы вы понимали, каких усилий нам стоит сохранять тот хрупкий мир, которым мы живем в Израиле, я думаю вы бы изменили свое мнение о жидах, а также о евреях.
А еще я не очень понимаю про какой ущерб России Вы говорите, или может быть вы плохо историю в школе изучали? А может быть вы станете отрицать тот факт, что евреи сделали огромный вклад в науку и культуру России?
Знаете, Вам бы стоило приехать к нам в Израиль и посмотреть на нашу страну, а также на наших соседей. Вам бы многое стало понятно. Кроме того, могу Вам сказать, что государство Израиль "злоупотребляет" темой Холокоста (Катастрофы) не в ущерб другим народам, а в назидание им. В следующий раз это может произойти с любым другим народом. Возвращаясь к теме контрибуций, могу сказать, что абсолютно согласен с Вами, и считаю, что им тоже положено возмещение ущерба, нанесенного им нацистами, только чтобы получить его надо, как минимум, его потребовать.
С уважением,
Михаил Добин
P.S. зарание благодарен за ответ
Как и следовало ожидать, получив это письмо Назаров разъярился не на шутку
28.03.2007 ко мне пришло письмо от предводителя цыган СНГ г-на Лиманского о его поездке в Брюссель с просьбой: "Хотелось бы узнать ваше мнение об этом". Я последовал его просьбе и написал свое мнение с полезным советом: отщипнуть хотя бы крохи от еврейских холокостных репараций и напомнить там о том, что жидобольшевики натворили в России.
На это, вместо Лиманского, я получил непрошенный ответ из Израиля (!) от некоего Добина, то есть от Вас, милостивый государь, с обвинением меня в "ненависти к евреям".
В Вашем втором письме Вы вообще беретесь меня поучать даже в вопросах российской и мировой истории, выдавая свой народ, лидеры которого спровоцировали все крупнейшие войны человечества с целью установления господства над ним, за невинную жертву и овечку, ценящую "хрупкий мир".
Вы хотите, чтобы все приняли вашу оккультную цифру в 6 миллионов за всемирную "священную корову" и бросаете в тюрьмы исследователей ее точности "в назидание" народам.
Вы устроили жидонацистский геноцид палестинскому народу и выдаете его сопротивление убийцам и оккупантам за "терроризм".
Вы делаете вид, что ничего не знаете о русском холокосте, который жидобольшевики на основе вашей нацистской морали "Шулхан аруха" устроили нашему народу с десятками миллионов жертв. (Вскормленные вами для развязывания войны гитлеровцы были жалкими подражателями, которые глупо пытались вашими же методами защититься от вашего супернацизма.)
Вы оскорбляете память одного из лучших русских евреев (С.А.Кизельшейна. - В.М.), убитого вашими соплеменниками-хасидами, и глумитесь над честность другого еврея, американского, разоблачившего вашу жидовскую торгашескую пляску на костях соплеменников.
При этом Вы упорно не отвечаете не заданный мною вопрос: либо Вы без спроса вторглись в нашу переписку с г-ном Лиманским, либо сами выступаете под псевдонимом Лиманского, маскируясь под цыгана (возможно, чтобы еще и под этой маркой собирать дань с европейских народов)?
Даже если Вы просто помощник Лиманского - с ним мне теперь тоже все ясно. Благодарю за науку, г-н Добин.
Теперь мое представление о цыганах - попрошайках и наркоторговцах - несколько уточнилось при виде того, кто ими манипулирует.
М.В. Назаров,
глава Московского отдела Союза Русского Народа
***
...Я еще раз перечитала письма издалека, вынесенные Сетью на берег, то бишь на экран моего компьютера. Собственно, виртуальная перепалка российских антисемитов с их израильскими оппонентами - практика довольно распространенная. Новым было только появление на сцене цыган.
Но кто послал мне все это? Я еще раз проверила адрес. Странное название - Roma Virtual Network - высвечивалось на экране... А что если это название "виртуального табора"? Ведь рома – это самая крупная из цыганских народностей (нэций), а также - рекомендуемое политкорректное название всех цыган европейской ветви. Я продолжила поиск в Сети – и в один прекрасный день мне явился молодой смуглый темноволосый красавец. То есть, опять-таки, возник на экране. «Валера Новосельский», - представился он. - Это я, сидя за компьютером в Хайфе, распространил послание Лиманского по интернету, и оно вызвало самые неожиданные отклики, часть которых и попала к вам». Я представила злобную усмешку товарища Назарова.
Взлом в Женеве
- Но есть ли у вас этому подтверждения? -поинтересовалась я. – Можете ли вы, скажем, доказать господину Назарову, что Павел Лиманский – цыган, а не еврей?
- Да, пожалуйста, - ответил Валерий, - нет проблем.
Павел Лиманский, председатель комитета по международным связям при Ассоциации цыган СНГ и Балтии, несколько месяцев назад отправился в Женеву, чтобы ходатайствовать там перед Международной миграционной организацией (International Organization for Migration). Но так уж случилось, что нужный ему чиновник отнюдь не торопился его принять. Напрасно Лиманский звонил, оставлял сообщения, просил назначить встречу - чиновник был перманентно занят. Тогда Лиманский отправился непосредственно к местонахождению этого учреждения. Оказавшись возле здания, он некоторое время изучал обстановку, потом отвлек внимание охранника, вскрыл замок одной из входных дверей и вошел в помещение. Чиновнику ничего не оставалось делать, как подробно побеседовать с ним и ответить на все интересующие его вопросы, а также пообещать, что кое-какие меры могут быть приняты для того, чтобы помочь российским цыганам.
Как вы понимаете, кандидатура еврея на такой вариант общения с международной организацией решительно отпадает.
- Доказательство принято, - заключила я. - Теперь давайте познакомим вас с нашими читателями.
Итак, житель Хайфы Валерий Новосельский - консультант цыганского международного информационного центра в Брюсселе.
Биографическая справка
Валерий Новосельский родился в апреле 1970 года в городе Днепропетровске (Украина). Часть его детства прошла в Сибири.
В 1991-94 гг. изучал историю в Днепропетровском госуниверситете. В 1993-95 гг. работал в Евангелистской миссии в Москве.
Осенью 1995 г. репатриировался в Израиль. В 1996-2002 гг. учился и работал переводчиком (русский-английский) в Галилейском библейском колледже (израильский филиал Американского всемирного университета – American Global University), где получил степень бакалавра по специальности «Теология и Библия».
В международном цыганском движении участвует с лета 1999 года будучи редактором Цыганской виртуальной сети. Аспирант Цыганской дипломатической программы (Roma Diplomacy Programme) международной образовательной организации DiploFoundation (2005-2006).
В настоящее время сотрудничает в качестве консультанта с Европейским цыганским информационным офисом (European Roma Information Office - ERIO), Европейским центром по правам цыган (European Roma Rights Center - ERRC) и другими организациями.
Помимо международного движения цыган, Валерий Новосельский участвует в общественных инициативах израильских арабских организаций.
Знает английский, русский, цыганский, украинский, иврит, испанский.
Что в имени тебе моем?
Итак, я начала беседу с цыганом, занятым дипломатической деятельностью.
- Скажу честно, мне еще не попадался человек, у которого бы в «теудат-зеуте» было бы написано «цыган», или хотя бы «рома» (этот эвфемизм принято использовать в международной практике)...
- И вряд ли попадется. Цыгане не особенно любят официальные записи о национальности, поскольку отношение к нам в различных учреждениях по всему миру, прямо скажем, неважное, и поэтому предпочитают, лишний раз национальность не указывать. Я получил "теудат зеут" в 1995-м, и у меня проставлено «ло рашум», то есть «национальность не записана». Но мне это никогда и никак в израильской жизни не мешало, и у меня все сложилось удачно. Приехал я по студенческой программе, сам, без родителей, как сын еврея. Моя мама – цыганка - осталась без родителей маленькой девочкой и росла в детском доме. С цыганским табором связаны только самые ранние воспоминания ее детства. А я воспитывался в обычном советском доме, но язык цыганский выучил. Кстати, и в Израиле большинство наших земляков предпочитают выучить детей «романесу». Как-то раз зашел в отделение банка, а там две женщины беседуют между собой. По виду «чистые марокканки», смуглые, кучерявые, подошел поближе: да они беседуют на моем языке!.. И тут же к ним подбежали маленькие девочки и тоже стали что-то лопотать по-цыгански. Я был очень тронут этой сценой.
- Но как вам пришло в голову сделать из национальности профессию?
- Дело, которым я занимаюсь, назвается public diplomacy, то есть общественная дипломатия. Пришел я к этому сам – путем проб и ошибок. Когда началось увлечение интернетом, я подумал: ведь цыган на свете так много, но они не имеют связи друг с другом, не получают информацию, не в курсе последних новостей цыганской жизни. Вокруг нас разворачиваются острейшие дискуссии, спорят представителя разных народов, особенно резко высказываются европейцы, но мы сами далеко не всегда оказываемся в курсе. И мне пришла в голову идея. Так я создал свою электронную сеть со страницами по разным разделам: русские цыгане, цыгане Балтии, цыгане Косова, цыгане Венгрии, Чехии... цыганский Холокост, права цыган...
- Как проявляются неповторимые национальные черты цыган в нынешней израильской жизни?
- В основном, конечно, цыгане сейчас – это абсолютно современные люди, которые если и видели табор, то в художественных фильмах про позапрошлое столетие. Живут оседло (по международной статистике лишь 20% цыган еще сохраняют кочевой образ жизни, и это число постоянно уменьшается). Но цыгане по-прежнему любят песни, пляски, умеют применить смекалку, чтобы добиться своего. Собираемся мы, в основном, когда приезжают исполнители цыганских песен и романсов из России.
В нашей израильской действительности цыгане заняты добычей хлеба насущного, многие трудятся на простых физических работах. В частности, в Иерусалиме много дворников-цыган. Так же, кстати, как в Аммане, столице Иордании – там что ни дворник, то цыган, и я был совершенно потрясен этим фактом.
- Для Европейского союза цыгане остаются серьезнейшей социальной проблемой - особенно после присоединения Румынии и Болгарии, стран, в которых доля цыганского населения довольно велика. Среди цыган особенно много получателей пособий, их дети, особенно девочки, очень рано бросают школу, остаются безо всякого, даже элементарного, образования и никуда не могут потом устроиться работать. Что вы по этому поводу думаете?
- В ЕС сейчас очень серьезно занимаются цыганской проблемой. Две женщины-цыганки избраны депутатами Европейского парламента от Венгрии. Создан информационный центр, разрабатывается множество проектов – для того, чтобы дать цыганской молодежи образование и работу. Я лично предложил несколько образовательных проектов. Споры о нашем будущем обостряются. Даже между депутатами Европарламента обмен мнениями порой принимает настолько острый характер, что доходит едва ли не до драки. Кстати, антицыганизм Европы еще больше, чем антисемитизм. Поэтому цыгане все больше возвращаются к старой мысли, что евреев надо беречь...
- Так каково отношение вашего народа, по крайней мере, той его малой части, которая живет в Израиле, к нашей стране?
- В основном - сочувственное. Хотя какое-то время цыгане старались придерживаться нейтралитета по отношению к еврейскому вопросу, по принципу "не трогают – и хорошо", но теперь чаще говорят, что надо поддерживать евреев. Я ощущаю это по реакции на мои материалы. Если я допускаю какое-то высказывание, которое кажется моим землякам слишком проарабским, они тут же звонят и возмущаются: мол, так нельзя.
- Кто они, израильские цыгане, в религиозном плане?
- В основном – христиане-евангелисты. Есть группа еврейских цыган, которые активно посещают синагоги, один мусульманин, репатриировавшийся вместе с представителями крымско-татарского народа.
- В свое время вы поддержали Анатолия Герасимова, создавшего в Израиле Русский информационно-консультационный центр, который стал откровенно антисемитским...
- Совершенно верно, именно поэтому мы с Валерием Рубиным отказались от дальнейшего сотрудничества с ним.
- На ваш взгляд, каково будущее ваших соплеменников?
- Цыгане очень внимательно изучают еврейскую историю и историю Государства Израиль.
Как и евреи, мы всегда были гонимы. Во время погромов в России и на Украине более столетия назад цыгане поддерживали евреев и помогали им спастись. Во время Второй мировой войны положение цыган оказалось еще хуже, чем у евреев. Если цыган попадал к фашистам, шансов у него не было вообще никаких. За евреев все-таки шли какие-то торги (вспомним дело Кастнера), были подпольные организации, были сочувствующие в разных странах Европы, предпринимались и дипломатические усилия по спасению людей. У цыган и этого не было. Страницы истории цыган этого периода трагичны, но до сих пор до глубокого изучения их не доходят руки.
После войны был, наконец, основан национальный еврейский дом, им и стало Государство Израиль. Это великое дело! Цыгане воспринимают этот факт, как пример для себя. У цыган своего государства нет, и нас по-прежнему ненавидят очень многие. И это заставляет нас искать выход... Я вижу его в цыганской алие.
- Алие? Но куда? Неужели в Израиль?
- Нет, я думаю, что алия должна быть в Индию. Мне много раз приходилось слышать: «Цыгане – забытые дети Индии». Понимаете, за спиной у народа обязательно должно быть государство, так легче жить.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: