В самый разгар праздников неожиданно исчез арабский депутат израильского кнессета, кое-кто даже знает, почему, а кое-кто – куда; жаль, что вместе с ним не исчезнут иллюзии об идиллическом консенсусе в еврейском демократическом государстве.
На излете пасхальной недели граждан Израиля, не прекративших общение с телевизором и Интернетом, поразило невероятное известие. Пропал депутат кнессета. То есть вроде бы и не пропал, а сбежал из родной еврейской страны!
«Вроде бы» - это потому, что сообщение об исчезновении депутата сопровождалось цензурной пометкой: «Полная информация пока не разрешена к публикации». А известно к моменту завершения этой статьи было следующее.
Речь идет о лидере арабской партии БАЛАД Азми Бшаре. Вообще-то он жив-здоров и находится в одном из отелей Аммана. Бшара - христианин и отправился в Иорданию с семьей, чтобы отпраздновать христианскую Пасху. Собственно, это он делал и в предыдущие годы, и в этом нет ничего предосудительного. По другой версии, он выехал за границу, чтобы принять участие в международной конференции в Катаре, а также рекламировать свою новую книгу, изданную в Иордании. Но одновременно в израильско-арабской газете «Аль-Синара» появилось интервью с Бшарой. В нем депутат израильского парламента высказывает свои мысли о будущем «палестинского народа» в таких формулировках, которые ранее не позволял себе.
Бшара возмущается тем, что руководители Палестинской автономии даже не скрывают зависимости их политики от «внешних факторов» - взаимоотношений с Западом. Как убежден лидер БАЛАДа, администрация ПА должна исходить только из интересов «палестинского народа». Бшара ставит в вину Арафату подписание Норвежских соглашений, компромиссы с Израилем и постоянные оглядки на США. Он призывает нынешнее хамасовское правительство не идти ни на какие уступки «оккупантам» и бороться за полное освобождение палестинских земель и возвращение беженцев. Бшара называет Израиль расистским государством.
Эти заявления, ничем не отличающиеся от воззваний президента Ирана Ахмадинеджада, главы «Хизбаллы» Насраллы или дамасского диктатора Башара Асада, похожи на сжигание мостов. Крупнейшие израильские газеты (наверняка знающие больше, чем им пока разрешено писать) высказывают предположение, что Азми Бшара вообще уже не вернется в Израиль. Чтобы подать в отставку, депутат кнессета должен написать соответствующее заявление и вручить его спикеру. Интернет-сайт газеты «Аль-Синара» пообещал, что Бшара передаст свое заявление об отказе от депутатского мандата через одного из членов парламентской фракции БАЛАД. Отсюда можно сделать косвенный вывод о том, что присутствие Бшары в Иерусалиме и других городах Израиля не предвидится.
Товарищи Бшары по партии, возможно, не были информированы о его планах. В любом случае они уверяют, что лидер БАЛАДа непременно вернется в Израиль. Но один из близких ему людей достаточно прозрачно пояснил; «Его решение об отставке вызревало долго. Он почувствовал, что исчерпал себя в роли депутата кнессета и должен переключиться на более важную деятельность».
Какие важные дела ждут Азми Бшару в ближайшем будущем, мы не знаем, хотя при наличии элементарной логики и минимума воображения можно догадаться. Но его соратник прав: без сомнения, нынешние резкие шаги Бшары готовились давно и в кнессете ему действительно нечего делать.
Метаморфозы секторального лидера
Идейно-политическая эволюция Азми Бшары не является исключительным сюжетом о личной жизни: она характерна для той среды, в которой он сформировался и которую представлял.
Он родился в 1956 году в деревне Рама в Галилее. Во время учебы в тихоне «Балат» вступил в ряды коммунистической партии и организовал Всеизраильский совет старшеклассников-арабов, который сам же и возглавил. В годы учебы в Еврейском университете Бшара создал аналогичный Совет студентов-арабов и вывел «дискриминируемых» последователей на демонстрации под антиизраильскими лозунгами. Памятны бурные столкновения этих провокаторов с участниками контрдемонстраций еврейских студентов, в которых участвовали Цахи Ханегби и Авигдор Либерман, также учившиеся тогда в иерусалимском университете. Докторскую диссертацию по общественным наукам Бшара писал в ГДР, в университете Гумбольдта. Вернувшись в Израиль, он вступил в борьбу с руководством компартии, требуя, чтобы в ее программе доминировали национальные задачи арабов, а не идеи коммунизма. Не добившись этого, он создал на основе националистического течения израильских арабов, существовавшего в 1950-е - 1960-е годы, партию БАЛАД («Брит леумит демократит» - Национально-демократический союз) и от этого списка попал в кнессет.
Следует отметить, что Азми Бшара был заметной фигурой в кнессете. Правильный иврит, ораторское искусство, густо замешенное на демагогии, активное участие в работе парламентских комиссий и в лоббировании важных социальных законов – все это заставляло считаться с ним. Кстати, несмотря на выступления в защиту «дискриминируемого» нацменьшинства, Бшара предпочел поселиться в престижном и комфортном районе в центре страны среди «расистов»! (Это даже вызвало подачу жалобы в суд, но, конечно, нельзя было доказать, что обладатель израильского паспорта не имеет права выбора места жительства). В 1999 году Бшара выдвинул свою кандидатуру на прямых выборах премьер-министра. Это было символическим жестом, долженствовавшим напомнить (по замыслу лидера БАЛАДа) о неравноправии израильских арабов, но главные претенденты на пост главы правительства переполошились и начали обхаживать арабского кандидата, чтобы заполучить голоса его сторонников. Это заметно увеличило политический вес Бшары.
После Осло Бшара занял однозначно пропалестинскую позицию. Он читал лекции в университете Бир-Зейт и призывал руководство автономии к более решительной борьбе за права «угнетенного народа». Он оправдывал инспирированную Арафатом террористическую войну, называя деятельность палестинских боевиков справедливой борьбой против «незаконной сионистской оккупации». Христианина Бшару не смущали разрушение церквей и «выдавливание» христиан из автономии при Арафате. Не слышно было и его осуждения в адрес палестинских боевиков, прятавшихся от ЦАХАЛа в церкви в Бейт-Лехеме, разграбивших и загадивших ее.
Деятельность Азми Бшары давно можно было пресечь. Но он подогревал процессы, которые вызывали эйфорию у израильских левых. Постсионисты разделяли его призывы о превращении Израиля в «государство всех граждан». Ориентированные влево политические структуры и органы правопорядка не реагировали на чудовищные прецеденты надругательства участников антиизраильских митингов над символами еврейского государства. На территории финансируемых правительством университетов арабские хулиганы безнаказанно топтали и жгли израильские флаги. Лидер БАЛАДа больше других стимулировал палестинизацию и ливанизацию израильских арабов, откровенно подстрекая их к бунту против государства.
В августе 2000 года - вскоре после вывода ЦАХАЛа из Ливана - депутат Бшара выступил в Умм эль-Фахме с прямым призывом: «Хизбалла» победила, и мы впервые с 1967 года почувствовали вкус победы. В Ливане была предложена модель, которую нам следует внимательно изучить, чтобы использовать ее для нашей борьбы и нашей победы». По сей день депутаты кнессета от арабских партий и израильские левые представляют «столкновения» на севере страны осенью 2000 года как следствие «провокационного» восхождения Ариэля Шарона на Храмовую гору. Но это был повод, а не причина. Перед этим в Кэмп-Дэвиде Арафат не принял предложение Барака о полном возвращении Израиля к границам 1967 года и, чтобы не объяснять перед Западом свой отказ от мира, спровоцировал «интифаду Аль-Акса». А внутри Израиля произошли синхронные выступления арабских погромщиков, атаковавших евреев, бросавших камни в автомобили на Приморском шоссе. Поскольку бандиты угрожали жизням сотен людей, не желали утихомириться и вели себя все более агрессивно, израильская полиция была вынуждена применить оружие. Отнюдь не по ее вине погибли несколько участников беспорядков, которых никто не заставлял заниматься погромами.
Тогдашний юридический советник правительства Эльяким Рубинштейн распорядился о снятии с Азми Бшары парламентской неприкосновенности и возбуждении против него уголовного дела по обвинению в подстрекательстве к беспорядкам. В конце концов вмешался БАГАЦ, который «не нашел» в действиях Бшары состава преступления.
Действия Бшары не раз становились поводом для судебных исков и расследований. Его пытались привлечь к ответственности за поездки в Дамаск и Бейрут, где он встречался с Асадами - старшим и младшим, не говоря о шейхе Насралле. Израильское законодательство трактует это как «помощь врагу во время войны» и предусматривает суровое наказание. Но БАГАЦ неизменно отклонял «чрезмерные» претензии к Бшаре. Не было удовлетворено и требование о снятии с выборов в кнессет списка БАЛАД, представители которого выступали в защиту террористов. Но, почувствовав себя безнаказанным, Бшара перегнул палку. Его публичные выступления становились все более разнузданными.
Он ездил в Сирию и Ливан, как в соседний супермаркет. Прошлой осенью юридический советник правительства Мени Мазуз дал указание об очередном возбуждении уголовного дела против Бшары по привычному для того обвинению в содействии врагам Израиля. Однако на этот раз опытный подстрекатель, видимо, понял, что терпение израильской Фемиды истощилось и дискуссии в зале суда могут принять не отвлеченно-идеологический, а конкретно-доказательный характер. Из-за стыдливости израильской цензуры мы знаем не все о таинственном исчезновении Бшары, но высказываются предположения о том, что на этот раз с лидером БАЛАДа желает серьезно поговорить ШАБАК.
В момент, когда писались эти строки, Бшара продолжал менять отели в Аммане - странное занятие для человека и политика с чистой совестью. До Израиля дошло только его заявление о том, что в расистском государстве он подвергается политическим преследованиям.
Период полураспада...
Глупо реагировать на выкрики огрызающегося из зарубежного подполья провокатора и полемизировать с ним. Феномен Бшары - это продукт распада давно занедужившего организма израильской демократии. Мы сами его создали - кого еще винить в наглости политического гомункулуса, которого много лет гладили по головке? Изнутри Израилю угрожают не несколько горлопанов из Умм эль-Фахма или Восточного Иерусалима, а тысячи евреев, которые способствуют тому, чтобы эти подстрекатели воспламеняли толпы погромщиков.
«Еврейское и демократическое» - такое определение еврейского государства в начальный период его становления истолковывалось однозначно и правыми, и левыми (речь идет о сионистских партиях, а не об агентах влияния Москвы или Каира). Все понимали, что после чудовищной Катастрофы евреи создали свое государство на крохотном клочке заселенного миллионами арабов огромного Ближнего Востока для себя, но намерены соблюдать свою библейскую заповедь «не обижай пришельца». В тот период существовал консенсус: человек, желающий быть гражданином Израиля, не может выступать против этого государства, а тем более - открыто поддерживать его врагов. Но уж такой мы странный народ - чем более впечатляющие победы одерживала израильская армия над соседями, стремившимися уничтожить еврейское государство, тем больше появлялось обладателей «еврейского сердца», отчаянно жалевших... врагов. Отход от принципов сионизма выражался в выхолащивании израильскими левыми конкретного содержания из понятий «демократия», «права человека», «справедливость» и превращения их в абстракции, удобные для манипуляций. Интеллектуальное жульничество началось с признания «вины» евреев перед арабами. Эта вина почему-то сводилась к «оккупации палестинских земель» в ходе Шестидневной войны. Но, во-первых, идеологи «Шалом ахшав» учились в университетах и прекрасно знали, что нельзя отнять территорию у того, кому она не принадлежала. «Оккупированные» территории до 1967 года принадлежали Египту, Иордании и Сирии. «Палестинцы» - это понятие, придуманное террористами Шукейри и Арафатом, а арабы Эрец-Исраэль могли получить государство еще в 1948 году, но отвергли решение ООН о разделе Палестины, попытались сбросить евреев в море и получили за это то, что им причиталось. Во-вторых, по логике самих израильских левых, непонятно, почему «вина» евреев состоит только в удержании территорий, занятых в ходе Шестидневной войны. «Голуби» МЕРЕЦа и Аводы не хотят признать, что, с точки зрения арабов, евреи не имели права вообще возвращаться на свою историческую родину, - а потому вить уютные гнезда в облюбованном левыми Северном Тель-Авиве и прочих комфортных местах так же «безнравственно», как создавать поселения в Иудее и Самарии!
Наши левые истерически голосят о Женевских и прочих конвенциях, якобы нарушаемых Израилем, но не хотят видеть, что нарушают их именно палестинцы, которые взрывают автобусы и кафе, захватывают заложников и используют машины «скорой помощи» для перевозки оружия. «Правозащитники» оправдывают палестинский террор оккупацией, но не хотят заглянуть в учебники истории и вспомнить, что арабы убивали евреев задолго до образования еврейского государства и израильско-арабских войн. Фанатики миротворчества отказываются признать правом еврейского человека защиту своей жизни от убийц и наделяют всеми правами именно убийц. Именно это извращение базовых понятий демократии привело к тому, что в среде израильских арабов появилось право на насилие, а свобода слова обернулась антиизраильскими проповедями лидеров Исламского движения и откровенной поддержкой террора арабскими депутатами кнессета.
Все больше палестинских терактов совершается при пособничестве «наших» арабов. В эти дни стало известно, что во время Песаха в Тель-Авиве мог взорваться грузовик со 100 (!) килограммами взрывчатки. За рулем сидел араб с палестинским и израильским паспортами.
Давно стало трюизмом - но, увы, не для Израиля - утверждение о том, что демократия обязана защищать себя. Израильская демократия считает главной задачей защиту «демократии», которую исповедует сообщество, оправдывающее террор. При самых приблизительных подсчетах, наша самоубийственная демократия уже прошла период полураспада. Если этот процесс необратим, то протянем мы недолго. Можно ли его остановить?
Среди израильских политиков только Авигдор Либерман поставил вопрос честно и основательно: можем ли мы остаться еврейским и демократическим государством, да еще и выжить, если не отделимся и от «палестинцев», и от «наших» арабов? К сожалению, председатель НДИ постоянно меняет свои концепции на более «аттрактивные». До своего плана обмена населением и территориями - как минимум требующего серьезного анализа и обсуждения - он предлагал то загнать палестинцев в кантоны, то убедить их в том, что им необходимо совершить алию в Иорданию. Но, вступая в левое правительство Ольмерта, Либерман уже заявил, что правым пора… стать реалистами.
Обеспечение безопасности Израиля - на фоне усиления ХАМАСа в ПА, наступления исламского фундаментализма во всем мире и поддержки самых реакционных режимов Россией и Китаем - возможно только при укреплении внутреннего единства нашей страны. Израильская демократия должна создать механизмы для доминирования в обществе патриотических сил и пресечения разрушительных действий как арабских, так и еврейских защитников террора. В плане Либермана плохо не только то, что он недостаточно привлекателен для обеих сторон, но и то, что его автор, стремясь перед выборами избавиться от имиджа «ультраправого», устраивал рекламные съемки чаепитий с Бейлиным, который признает «мирное урегулирование» только в интересах террористов.
Что же касается Азми Бшары, то нельзя исключить возможности, что до выхода в свет приложения «Вести-2» он таки вернется в Израиль и даже не станет подавать в отставку. И кто поручится, что после самодовольных интервью приятеля Насраллы в газетах и телестудиях хоть волосок упадет с его головы?..
"Вести"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Вести" (Израиль)