Наука против культа посредственности
03.05.2007 | 00:57
Евгения Кравчик, Новости недели
Задумывались ли вы, по каким причинам одно предприятие процветает, в то время как другие оказались банкротами?.
- Секрет успеха - в искусстве управления коллективом, - считает доктор Шай Цафрир, преподаватель факультета социального благосостояния и здоровья Хайфского университета, автор многих научных трудов.
- Что это такое - наука о поведении социума? - спрашиваю я.
- Это попытка выявить характерные особенности поведения людей в организованных группах. Главный ее интерес - выяснить, при каких условиях полнее всего раскрывается и используется в коллективе творческий потенциал каждого его члена. Аналогичным образом мы изучаем факторы, задействовав которые, можно добиться максимальной отдачи от каждого члена общества. Потому что социум - тоже коллектив, пусть и крайне неоднородный.
- Применим ли применяемый в вашей науке инструментарий ко всем коллективам?
- Вообще-то поведение сотрудников в частных фирмах и на госслужбе отличается достаточно сильно, - говорит доктор Цафрир. - С другой стороны, все мы люди, все мы человеки. Где бы ты ни работал - будь то на свободном рынке или в государственном секторе, в хай-теке или в "лоу-теке", ты неизменно ожидаешь, что относиться к тебе будут как к человеку, а не как к животному или рабу.
"Русские тоже гибнут"
Шай Цафрир приводит такой пример: если на работе к сотруднику относятся чутко, внимательно, с теплотой, то и дома он будет в ровном, хорошем настроении.
- Но главное - если чувствуешь себя на службе человеком, то и работаешь с наивысшей отдачей, а значит - приносишь своей фирме или предприятию больше пользы, чем это происходит в тех коллективах, в которых подчиненных постоянно топчут, - говорит д-р Цафрир. - Умный, дальновидный руководитель прежде всего попытается создать в коллективе благоприятную морально-психологическую атмосферу. Если психологический климат чист, работники готовы сделать для своей фирмы намного больше, чем от них требуется. И наоборот: если постоянно покрикивать на сотрудника, пинать, оскорблять, в ответ он непременно попытается схалтурить: защитная реакция!
- Разве не таков же принцип взаимодействия гражданина и государства? - спрашиваю я и привожу такой пример: - Пару недель назад на Голанских высотах я слышала рассказ Авигдора Кахалани о сражении в первые дни Войны Судного дня в Долине слез. Вместе с 29-летним Кахалани участвовали в бою 18-летние танкисты – солдаты срочной службы. Преодолев первую панику, безусые юнцы, бравшие пример с бесстрашного командира, бросились рискуя жизнью в атаку и - победили. Правда, в 1973 году и атмосфера в стране была иной, и отношение рядовых граждан к государству существенно отличалось от нынешнего. Возможно ли сегодня нечто подобное? Или общество изменилось до неузнаваемости?
- Для начала давайте отделим общество от государства, а государство - от правительства, - предлагает доктор Цафрир. - Ведь государство в определенной мере и является тем "работодателем" или "начальником", который оказывает на общество прямое влияние. За последние четверть века государство Израиль претерпело принципиальные трансформации - как в хорошую сторону, так и в плохую. В преддверии Дня Независимости композиторы переложили на музыку стихи бойцов, павших во время второй ливанской войны. Одна из песен написана репатриантом Алексом Кушнирским, благословенна его память. Называется "Русские тоже гибнут". Послушал - мороз по коже. Сильнейшая вещь - душу переворачивает. Когда мы говорим, какие изменения претерпел общественный климат в стране, следует избегать обобщений. Ведь если молодые люди, солдаты готовы отдать жизнь, защищая Израиль, - значит, народ в порядке.
- В том-то, на мой взгляд, и заключается парадокс: народ Израиля вряд ли стал хуже, зато правители (то есть начальство нашего государства) резко деградировали. По-моему, подлинный патриотизм сегодня в большинстве случаев проявляют именно репатрианты, то есть относительно новые в стране люди, не успевшие пройти семь кругов цинизма и окончательно разочароваться.
- Поверьте: среди "сабр" и старожилов тоже осталось немало подлинных патриотов, - говорит д-р Цафрир. - С другой стороны, налицо и массовое разочарование, и массовое охлаждение. Жизнь изменилась: в Израиле почти не осталось кварталов, жители которых не запирали бы на ночь на десять замков двери своих квартир.
Эхо войны
Шай Цафрир родился и вырос в Израиле, но характерным для "сабр" высокомерием не страдает. Возможно, оттого, что его отец – такой же репатриант, как мы с вами. Родился Цафрир-старший в Нидерландах, во время Второй мировой войны чудом уцелел во Франции, после чего бежал в Палестину.
Бабки и деды Шая по материнской и по отцовской линии - выходцы из Австрии и Польши.
Прежде, чем сделать академическую карьеру, капитан Шай Цафрир шесть лет прослужил в армии - был начальником отдела логистики ВВС, занимал другие руководящие должности.
- Давно это было - в конце 80-х, - говорит он.
В 2002 году Шай окончил факультет промышленности и управления хайфского Техниона. Изучал предмет, ставший в последние годы очень модным, - науку о поведении. В этой сфере защитил и диссертацию. Преподает в Хайфском университете.
Во время второй ливанской войны Шай с женой Далит и двумя детьми - девяти с половиной и трех с половиной лет - оставался в Хайфе.
- Жена работала, я тоже, - рассказывает он. - Дочка пересиживала обстрелы в детском саду в кибуце, а сына и племянника я периодически, стараясь уберечь психику детей от травмы, вывозил проветриться в Тель-Авив. Мы изо всех сил пытались вести нормальный образ жизни, хотя нас ни на секунду не оставляло ощущение, что жители севера брошены на произвол судьбы. Ужасное чувство! Чрезвычайное положение в хозяйстве не было введено по соображениям сугубо экономического, финансового свойства. В результате государство (то есть начальство) заставило более миллиона граждан (подчиненных) ежедневно рисковать жизнью. Моя сестра - сотрудник следственного отдела Службы национального страхования. В период ракетных обстрелов она в качестве волонтера постоянно ездила в Цфат. Возвращаясь, рассказывала истории, от которых волосы дыбом встают: "бесхозные" граждане, включая стариков и больных… Государство потерпело полное, тотальное фиаско во всем, что касается обеспечения жизнедеятельности тыла. В Хайфе творилось нечто невообразимое. Что уж говорить о Цфате или Кирьят-Шмоне! Равнодушие, проявленное правительством к судьбам рядовых граждан, стало причиной полной утраты доверия к правительству. К правительству - но не к государству! Потому что это - разные вещи.
Доверие - двигатель прогресса
- Что такое доверие с научной точки зрения? - спрашиваю я.
- Наука о поведении определяет "доверие" как готовность одной из сторон вкладывать силы и время в противоположную сторону, - объясняет д-р Цафрир. - Основывается эта готовность на позитивных ожиданиях, а они, в свою очередь, являются производным позитивной интеракции обеих сторон в прошлом. Однако в настоящее время интеракция правительства и рядовых граждан носит ярко выраженный негативный характер. Власть имущие заботятся о "низах" в основном только на словах. Потому и "низы" не готовы тратить дополнительную энергию во имя процветания государства. Энтузиазм масс явно снизился. А повысится он лишь в том случае, если правительство изменит свое отношение к гражданам и поведет себя иначе. Посудите сами: за время, истекшее после окончания военных действий, жители севера и Хайфы так и не ощутили какой-либо человеческой заботы со стороны правительства. Те, чьи квартиры и дома пострадали от прямого попадания ракет, до сих пор бегают по инстанциям, пытаясь выбить из бюрократов деньги на ремонт. Спрашивается, с какой стати станут обиженные граждане убиваться ради презревшего их государства?!
Аналогичным образом утратило население доверие и к политическим партиям.
- Вы только посмотрите, какой "успех" прочат опросы министру обороны Амиру Перецу на майских выборах председателя "Аводы", - говорит д-р Цафрир. - Это неудивительно: слишком свежи в памяти широких масс раны второй ливанской войны.
- Так ведь и популярность главы правительства, согласно опросам, не превышает двух процентов, - замечаю я.
- Увы… Доверие - синоним верности, или, если хотите, – приверженности, - поясняет Шай Цафрир. - Решающую роль в формировании доверия граждан к правителям играет (простите за архаизм) их честность и внутренняя цельность. "Низы" постоянно анализируют, учитывает ли правительство их кровные интересы, принимая те или иные решения, или заботится только о себе, любимом.
Мой собеседник предлагает рассмотреть такую гипотетическую ситуацию:
- Предположим, вы - глава правительства и обстоятельства заставляют вас принять тяжелейшее, крайне рискованное решение о вступлении в войну. Если при этом вы учли кровные интересы таких рядовых граждан, как я (обеспечили защиту тыла, своевременную эвакуацию немощных и беспомощных), я, скорее всего, поддержу ваше решение, сколь бы сложным это для меня ни оказалось. Скажу больше: если лично я категорически против объявления войны, но при этом убедился, что правительство повело себя по отношению к мирному населению по-джентльменски, - смирюсь и с этим. Главная отличительная черта интеракции в коллективе, каким бы большим он ни был, - взаимное доверие. После второй ливанской войны правительство не смогло и даже не попыталось заново завоевать доверие народа (всевозможные проверочные комиссии не в счет). Напротив: оно продолжает вести все ту же откровенно антинародную политику, относясь к рядовым гражданам с нескрываемым высокомерием и презрением.
- Означает ли сказанное нами, что правительство не функционирует как коллективный орган управления?
- Несомненно! В том-то и дело: многие пытаются свалить всю вину за наше поражение в войне на кого-то одного - министра обороны или премьера. Такое понятие, как "коллективная ответственность", напрочь выпало из общественного лексикона. С другой стороны, нашел ведь в себе силы начальник генштаба уйти в отставку, тем самым признав, что несет ответственность за свои действия.
Д-р Цафрир подчеркивает: признание собственных ошибок всегда идет на пользу и человеку, и коллективу.
- К сожалению, кроме Халуца, никто из правителей не нашел в себе сил поступить так же. Таковы уж современные политики… - констатирует мой собеседник.
Сколько стоит человечность?
Мы спускаемся из заоблачных политических высот на грешную землю. На фоне победных рапортов правительства о процветании израильской экономики один миллион шестьсот тысяч соотечественников влачат существование за чертой бедности. Часть неимущих – работающие люди. Вкалывают с утра до ночи, но зарабатывают – гроши.
Доктор Цафрир приводит парадоксальную, на первый взгляд, сентенцию: доверие - эквивалент сверхприбыли. По крайней мере, когда речь идет о предприятии или фирме.
- Чтобы сколотить крепкое содружество творчески настроенных единомышленников, работодателю приходится поначалу вкладывать в это немалые деньги, но доверие к работникам обычно окупается сторицей, - подчеркивает Цафрир. - При этом в выигрыше остается не только конкретный работодатель, но и общество. Ведь если большинство граждан возвращается с работы в приподнятом, стабильном настроении, то и в семьях у них царит чистая, позитивная атмосфера, и дети учатся лучше, и воспитание получают качественное. И наоборот: обиды и разочарования, пережитые на работе, непременно скажутся на семье. Неслучайно по мере обнищания широких масс насилие в семьях растет. Вспышки отрицательных эмоций мы постоянно наблюдаем и за рулем, на автотрассах. Они тоже являются производным тяжелой атмосферы и в стране в целом, и в конкретных трудовых коллективах.
Д-р Цафрир вводит в нашу беседу новый термин: "ментально-психологическое благосостояние". С научной точки зрения оно не менее важно, чем чисто материальное благоденствие.
- Если человек с удовольствием встает утром и ему не терпится попасть на работу, значит, ему будет легче справиться и с возникающими дома проблемами, - объясняет он. - Например, вузовские преподаватели получают зарплату, несоизмеримую с объемом знаний и уровнем квалификации. Повышает ли это мотивацию? Дает ли стимул? Заставляет ли работать больше и лучше? Оставим эти вопросы риторическими…
- Что уж говорить о десятках тысяч граждан, работающих на гораздо менее престижных местах, в частности - через посреднические фирмы по найму рабочей силы, - замечаю я. - Лично я называю таких работников рабами.
- Вы абсолютно правы, - соглашается д-р Цафрир. - Сколько лет пытаются отдельные депутаты кнессета внести коррективы в закон и отменить институт посреднических фирм! Но большинство законодателей под давлением лоббистов этому противится. Почему? Да потому что прежде всего рабский труд выгоден самому государству - правительственные ведомства и местные органы управления постоянно пользуются услугами посреднических фирм, экономя на оплате труда миллионы шекелей! Куда дешевле не дать работнику то, что полагается ему по закону, чем оплатить его труд по полной программе да еще и гарантировать социальные льготы.
С другой стороны, даже в коллективе, члены которого работают за гроши, можно создать вполне здоровый психологический климат и творческую атмосферу. В подтверждение д-р Цафрир приводит такой пример:
- Довелось мне как-то побывать на предприятии, большинство работников которого (в том числе - новые репатрианты) были наняты через посредническую фирму, - вспоминает он. - На первый взгляд, завод ничем не отличался от множества других подобных объектов: платили работникам минимальную зарплату. Однако хозяин буквально носил на руках свой золотой "мозговой фонд" - специалистов из СНГ. И - о чудо! - благодаря теплому, дружескому отношению никто из "рабов" не ныл, не жаловался и не бунтовал. Я подумал: практически нигде не стали бы высококвалифицированные специалисты работать и перерабатывать, выкладываясь на все сто процентов при такой оплате. А тут…
- Значит, человеческое отношение - ценнее денег?
- Несомненно! На эту тему даже книга написана - "Нравственное управление". Правда, вышла она за границей - в Испании. Газета "Уолл-стрит джорнал" дала ей высочайшую оценку. В Европе всё активнее возвращаются к подлинно человеческим ценностям: там уже прозрели и поняли, что если руководство относится к наемным работникам уважительно, то и прибыль на таких предприятиях растет. К тому же доверие - потрясающий двигатель прогресса: оно позволяет передавать друг другу важнейшую производственную информацию, подключая к творческому процессу все больше голов. Правда, с другой стороны, и зарплаты в Европе несопоставимы с нашими – там успешно используют не только психологический, но и материальный стимул. Оба в сочетании и дают удивительные результаты.
Там, где серость торжествует
Судя по отчетам правозащитников, до просвещенной Европы израильским "рабовладельцам" пока далеко. Проблема не только в эксплуатации и низкой оплате труда, но и в межличностных отношениях.
- Если бездари постоянно подсиживают одаренных коллег, "стучат" на них, ставят подножки - в конце концов валится и сам бизнес, - объясняет д-р Цафрир.
- Вы постоянно манипулируете термином "коллективизм", а мною в последние годы владеет ощущение, что само это слово стало в нашей стране ругательством, - замечаю я.
- Увы, вы недалеки от истины… - соглашается д-р Цафрир. - Тем временем доказано, что любой бизнес - будь то завод по выпуску туалетной бумаги или фирма хай-тека – преуспевает лишь в том случае, если люди работают командой. В конкурентной борьбе побеждают лишь те команды, внутри которых царит высокая культура межличностных отношений. Есть такое выражение: "губительная конкуренция". Суть его заключается в том, что расположения начальства (а значит - и повышения зарплаты) добиваются отнюдь не талантливые работники, а серость, постоянно демонстрирующая боссам личную преданность. В таком коллективе торжествует посредственность. Чем меньшими способностями обладает работник, чем менее он образован, умен и усерден, тем более стремительного продвижения по служебной лестнице он добивается. И вот уже посредственность командует не только предприятиями, но и целыми отраслями, и ведомствами… Однако коллектив, в котором господствует серость, не выдержит конкуренции на свободном рынке. Не добьется успехов и государство, руководимое посредственностями.
Шай Цафрир подробно описывает систему отношений в коллективе, руководитель которого всячески поощряет усредненность:
- Светлые головы отодвигают на задний план, давят, "прижимают", потому что массе середняков трудно с ними тягаться. Концентрированный итог - полное разочарование и даже отчаяние тех считанных талантов, которыми располагает данный коллектив.
- Как, по-вашему, следует относиться к способным работникам, чтобы не только стимулировать их самих, но и отрезвить тех, кто "дергает их за ниточки"?
- Для этого необходимо внести существенные коррективы в систему общенациональных приоритетов, - говорит д-р Цафрир. – В частности, использовать материальный стимул, с одной стороны, и моральный, с другой.
В своих научных работах д-р Цафрир доказал: необратимый ущерб предприятиям и фирмам причиняет дискриминация женщин.
- Речь идет отнюдь не только о социальной справедливости, - подчеркивает он, - но и о банальной экономической выгоде. Стиль женского руководства значительно мягче мужского. Женщине-руководителю нередко удается создать в коллективе уютную домашнюю атмосферу, работать в которой приятно. Женщина острее испытывает сострадание к подчиненным, благодаря чему в большинстве случаев ее боготворят.
- Тем не менее Израиль по-прежнему называют краем непуганых дилетантов… - замечаю я.
- К сожалению, вы правы, - говорит доктор Цафрир. – Ученые прилагают огромные усилия к тому, чтобы пробудить в соотечественниках тягу к чисто европейскому перфекционизму. Но до достижения этой цели пока невероятно далеко…
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: