Несколько недель назад в населенном ультраортодоксальными религиозными евреями городке Кирьят-Сефер вспыхнул грандиозный скандал - как выяснилось, поселившаяся недавно в городе супруги-репатрианты не только не были евреями, но и являлись верующими христианами, принадлежащими к секте "Мессианские евреи", активно занимающейся миссионерством.
Внешне эти люди вели жизнь обычных евреев-ортодоксов, и лишь случай помог вывести их на чистую воду. Но эта семья далеко не единственная: как утверждает сотрудник организации "Яд ле-ахим" рав Биньямин Клугер, сегодня в среду религиозных евреев внедрились даже не десятки, а сотни представителей различных христианских сект. Большинство из них пока не занимается активной миссионерской деятельностью, веря, что для ее начала им должен быть дан "знак Свыше". Но в любом случае, говорит рав Клугер, эти люди очень и очень опасны. А учитывая биографию этого человека, его словам стоит верить…
И ты, габай?!
- Вот, почитай! – протягивает мне Клугер листовку. – Это заявление, которое раввин религиозного поселка Т. рав Шауль-Давид Бучако вынужден был распространить среди его жителей.
"Внимание: важное сообщение! – пробегаю я по строчкам листовки. – Я вынужден оповестить общественность о том, что, как выяснилось, одна из семей, которая была принята на жительство в наш поселок, несмотря на то, что прошла обряд гиюра, продолжает верить в того самого человека...
В связи с этим оповещаю, что их гиюр недействителен и дальнейшая их абсорбция в нашем поселке продолжена быть не может. Руководство поселка сейчас занимается вопросом этой семьи, которая больше не считается еврейской и к которой больше нельзя относиться как к еврейской семье во всех вопросах, связанных с религией (включение в миньян на молитве, соблюдение кашрута и т.д.)
Само собой, дети из этой семьи не повинны в грехе родителей и недопустимо каким-либо образом пытаться нанести ущерб этой семье. По всем возникшим в связи с этим случаем вопросам обращайтесь ко мне по телефону…"
- Такая вот, понимаешь, история! – говорит рав Клугер. – И она не единственная. Чем интенсивнее мы работаем в области разоблачения христианских миссионеров, затесавшихся в среду евреев – как ультраортодоксов, так и религиозных сионистов, – тем яснее становятся масштабы этой проблемы. Дело дошло до того, что в Раанане миссионер стал габаем (старостой. – П.Л.) одной из городских синагог.
- И куда смотрели евреи?
- А куда им смотреть? Они видели перед собой очень религиозного человека, старающегося исполнять все заповеди иудаизма…
В последнее время рав Биньямин Клугер стал врагом номер один для таких людей, которых, пожалуй, с полным правом можно назвать оборотнями. Трудно даже представить, какой поток брани изливают эти христовы агнцы на Клугера в доверительных беседах с его же агентами. Впрочем, прежде чем начать более подробный рассказ об этом новом феномене – миссионерах, внедряющихся в среду ультраортодоксов, – стоит поближе познакомить читателя с самим Биньямином Клугером.
Где ты, Бог?!
С момента рождения и до двадцати с лишним лет рав Биньямин Клугер носил фамилию Люссаж. Будучи одной из самых аристократических семей Франции, Люссажи подарили ей немало прекрасных воинов, множество выдающихся интеллектуалов, несколько крупных государственных деятелей, и при этом из поколения в поколения были ревностными католиками. Согласно семейной традиции, один из представителей каждого нового поколения Люссажей должен был посвятить себя служению святой церкви, то есть стать пастором. Пасторами были троюродный дедушка и родной дядюшка Бони Люссажа, пастором было уготовано стать и ему…
- Мой бунт против католицизма начался с протеста против обета безбрачия, который обязаны давать католические священники, и распятий в церкви – и то, и другое, по моему мнению, противоречило тексту Библии. В поисках "более верного учения" я в 13 лет пришел в баптистскую церковь и вскоре стал не менее ревностным баптистом, чем прежде католиком. Я окончил различные курсы, которые баптистская церковь создала для будущих миссионеров, и в 18 лет вышел на улицу для "ловли душ человеческих", то есть начал работать в качестве миссионера. Должен признаться, я был хорошим миссионером, я работал по всему северу Франции, и все были уверены, что в конце концов из меня выйдет неплохой баптистский священник. Так продолжалось до тех пор, пока однажды мы не поймали на улице еврея и не уговорили его прийти в церковь. И вдруг наш священник повел себя совершенно необычно. Вместо того, чтобы объяснить еврею, что тот находится в церкви, он вдруг начал говорить, что тот находится в "кеиле", общине. Иисус мгновенно превратился в Иешуа, а о том, что Иисус и Мессия (который вдруг стал Машиахом) одно и то же лицо, священник почему-то старался не упоминать. Крещение оказалось вообще не крещением, а окунанием в микве… Словом, я не понимал, что происходит – на моих глазах человек, которого я уважал и которому безгранично верил, суетился и старательно натягивал на христианство еврейские одежды. Я был в растерянности и не понимал, почему он не хочет сказать правду: что христианство – это христианство, иудаизм – это иудаизм, и между двумя религиями на самом деле лежит мировоззренческая, а не семантическая пропасть! Чего он стеснялся? Почему он лгал?!
- И это стало столь большим потрясением, что вы потянулись к иудаизму?
- Не так скоро. Я по-прежнему собирался стать священником, продолжал учебу, но… что-то и в самом деле произошло. Пастор эти изменения со мной расценил по-своему: он решил, что меня заинтересовало, как следует работать с евреями, чтобы обращать их в нашу веру. И идя навстречу этому моему желанию, святой отец предложил мне получше познакомиться с текстом ТАНАХа. Во время этих уроков мы в конце концов дошли и до тех мест Книги Книг, которые, согласно христианской традиции, пророчествуют об Иисусе. И я выяснил, что часть этих отрывков вырвана из контекста, часть - откровенно искажена и сфальсифицирована, а часть… вообще не существует в оригинальном еврейском тексте. Христианство оказалось одной большой ложью. Ветхий завет оказался связанным с Новым исключительно с помощью фабрикаций.
Но перестав быть христианином, я не перестал верить в Бога - и начал искать истинную религию. Какое-то время я увлекался в исламом, но в итоге пришел к выводу, что он не может быть истинной религией потому что в нем слишком много ненависти. Я начал читать ТАНАХ, причем будучи из-за своего предыдущего опыта настроенным крайне скептически, читал я его с весьма критических позиций. По мере чтения у меня накапливались вопросы, и я нашел раввина, который согласился на них ответить. И это было удивительно! Впервые за всю мою жизнь наставник не призывал слепо во что-то верить, а рассуждал, разъяснял, строил систему логических доказательств под тем или иным своим тезисом… Мне становилось все интереснее и интереснее, и настал день, когда я сказал знакомому раввину, что хочу посещать уроки Торы в синагоге и готов пройти гиюр. И вдруг… он начал убеждать меня этого не делать! "Да, - сказал он, - Бог и в самом деле избрал еврейский народ, но ему дороги все люди, и у каждого народа, у каждого человека есть своя доля в этом мире и в мире грядущем. И нееврей, соблюдающий семь заповедей потомков Ноя, является праведником, как и еврей, соблюдающий 613 заповедей!" И это тоже было внове - особенно, с учетом тех огромных усилий, которые я тратил в качестве баптиста, чтобы затащить нового адепта в лоно этой церкви. Оказалось, что в отличие от всех остальных религий, иудаизм вовсе не спешит заключить в свои объятия прозелита! Но изучение Торы уже так захватило меня, что я просто не мог жить без этого. И я уехал в Израиль, чтобы здесь пройти гиюр и учиться в ешиве…
- Как к этому решению отнеслась ваша семья?
- Ну, когда я заявил, что перехожу из католиков в баптисты, семья была в шоке, однако постепенно мои родители также стали посещать баптистскую церковь. Однако когда я решил стать евреем, это уже было для них слишком... Они надеялись, что речь идет о моем очередном религиозном "бзике", который скоро пройдет, но "бзик", как видите, оказался на всю жизнь.
- Вы женаты?
- Женат.
- На еврейке?
- Само собой, на еврейке. Пока у нас трое детей…
- Вы сохранили отношения с семьей, с родителями?
- Да, слава Богу. Моя мама несколько раз приезжала ко мне в гости в Израиль, и ей здесь понравилось. Маму, кстати, из-за меня несколько раз интервьюировали ведущие французские газеты и телеканалы – им очень хотелось узнать, как отпрыск Люссажей дошел до того, что превратился в "ребе". Мама очень достойно держалась перед телекамерой, спокойно рассказывала о том, как и почему ее сын стал евреем, раввином, и я не заметил у нее на лице в момент интервью ни тени смущения. По-моему, она даже немного мной гордилась.
- Н-да, кровь – великое дело, как сказал один русский писатель. Как вы оказались на работе именно в "Яд ле-ахим" – организации, во главу деятельности которой поставлена именно борьба с миссионерами?
- Очень просто. В первые месяцы своего пребывания в Израиле я пошел к Стене плача, и там на меня наткнулись господа миссионеры. И я, знающий истинную цену еврейству, понял, насколько опасны эти люди для будущего нашего народа, для слабо разбирающихся в религиозных вопросах евреев и направился в "Яд ле-ахим", чтобы предложить свою помощь. Вряд ли кто-то лучше меня знаком с их тактикой, идеологией, со всеми их уловками – как-никак я сам когда-то был одним из них и прошел ту же школу, что и эти люди…
Под прикрытием "Ликуда"
- Рав Клугер, какие христианские секты наиболее активно занимаются миссионерством среди евреев?
- Прежде всего, это "Мессианские евреи" ("Иегудей машиах") и "Свидетели Иеговы". Сила их воздействия заключается в том, что они весьма успешно рядятся в еврейские одежды и для неподготовленного, не искушенного в религиозных вопросах человека и в самом деле представляются приверженцами некой разновидности иудаизма. Они ловят евреев в свои сети, утверждая, что Иешуа был верующим евреем, следовательно, его учение – это как бы некая ветвь иудаизма…
- Но разве они лгут? Разве Иешуа Бен-Пандира не был верующим евреем?
- Видите ли, Карл Маркс тоже был евреем, но это не значит, что созданное им учение является разновидностью иудаизма. Учение Иешуа, вне сомнения, это не иудаизм, а уж христианство в его развитии, в учении о триединстве бога, частью которого был этот человек, – это уже совсем-совсем далеко от иудаизма... Нет, и "Свидетели", и "Мессианские евреи" – это, вне сомнения, секты, рожденные в лоне протестантизма и принадлежащие этому мощному течению христианства. И не случайно, когда они обращаются к своим могущественным финансовым спонсорам за новыми денежными вливаниями, они сбрасывают с себя маски и представляются именно как христианские организации. И спонсируют их, соответственно, тоже "братья во Христе".
- Кстати, а чем от "Мессианских евреев" отличаются так называемые хабадники-"машихисты", считающие, что последний Любавичский ребе был Машиахом?
- Больной вопрос. Но разница, безусловно, огромна: последователи ХАБАДа, вне сомнения, остаются в рамках иудаизма. Чем-то они напоминают тех евреев, которые в свое время считали Машиахом Бар-Кохбу или РАМБАМа. Для "мессианских" же евреев Иешуа – однозначно "сын Божий". Их учение противоположно всем базовым принципам иудаизма. И их деятельность в итоге направлена на уничтожение, исчезновение еврейского народа с лица земли. Поэтому-то она так и опасна…
- Но ведь в Израиле есть закон, запрещающий заниматься миссионерской деятельностью. Почему он не работает?
- Хороший вопрос. А ответ на него прост: те самые христианские организации, которые спонсируют миссионеров, жертвуют миллионы долларов ежегодно и на различные государственные или полугосударственные проекты в Израиле. А также – в соответствии со своими религиозно-политическими взглядами – на нужды партий правого толка. Точнее, на нужды "Ликуда", так как остальные правые партии пожертвования от христиан не принимают. И в благодарность государство попустительствует деятельности миссионеров – в качестве благодарности за пожертвования…
- Ну, наверное, не все так прямолинейно…
- Конечно, нет. То, как работает этот механизм, я понял, оказавшись на комиссии кнессета по внутренним делам, где как раз стоял вопрос о том, почему не работает закон, запрещающий миссионерскую деятельность. И представитель полиции в кнессете (есть такая должность!) заявил, что американцы "постоянно давят" и требуют "проявления лояльности" по отношению к миссионерам в рамках реализации принципа религиозной терпимости. Хотя миссионерство, попытка навязать другому свою веру – это как раз антипод религиозной терпимости.
Пойдем дальше. В прошлой каденции кнессета была попытка провести новую, более действенную редакцию закона против миссионерской деятельности. В частности, в него был включен пункт аналогичного канадского закона о том, что миссионерам, проводящим работу среди евреев, запрещено пользоваться какой-то еврейской атрибутикой. Этот законопроект поддержали многие депутаты, в том числе тогдашний лидер партии "Шинуй" и министр юстиции Томи Лапид. Христианские организации тогда страшно перепугались и обратились за помощью к Биньямину Нетаниягу. Ну а Нетаниягу, помня о том, как много делают христиане США и Европы для "Ликуда", отправил им письмо, в котором твердо обещал торпедировать этот закон. И таки торпедировал. Вот, кстати, копия этого письма Нетаниягу. Хотите взглянуть?
- А что, пункт о том, что миссионерам запрещено пользоваться еврейской атрибутикой, для вас так важен?
- Безусловно. Взгляните на плакат, развешанный в Еврейском университете в Иерусалиме и приглашающий студентов на лекцию "Свидетельства о приходе Машиаха в ТАНАХе". Сама надпись выведена на фоне Стены плача, под ней – развернутый свиток Торы. Да любой еврей решит, что речь идет о лекции, которую будет читать какой-нибудь ортодоксальный раввин. А если лектор и в самом деле будет одет и выглядеть как религиозный еврей, то некоторые студенты вполне могут принять его проповедь христианства за лекцию по иудаизму…
- Мы, кажется, все ближе подбираемся к теме "оборотней"...
- Да, наверное. Хотя, по сути дела, все миссионеры – это "оборотни", люди, которые для того, чтобы втереться в доверие к евреям, выдают себя не за тех, кто они есть, и выворачивающие наизнанку все понятия и ценности. К примеру, когда в Араде проходила мощная демонстрация против миссионеров, их лидер сел в машину и направил ее в сторону участников этого митинга. У нас есть пленка, запечатлевшая, как под колесами его машины едва не оказались три человека. Однако в полиции он заявил, что его постоянно преследуют еврейские религиозные фанатики, после чего его отпустили на все четыре стороны. Вот вам результат "постоянного давления" американцев и их требований "проявлять лояльность" по отношению к миссионерам. Но наибольший вред борьбе с миссионерами наносит то, что их деятельности попустительствуют как госструктуры, так и израильская пресса. Они нередко не только не дают вести контрпропаганду против миссионеров, но и пропагандируют христианство.
- Вы понимаете, насколько серьезные обвинения сейчас бросаете в адрес СМИ и госструктур? Вы можете подкрепить их какими-то примерами и доказательствами?
- Безусловно, понимаю и, безусловно, могу. Около месяца назад один из каналов израильского телевидения показал очень сочувственный фильм о "Мессианских евреях", в которых утверждалось, что они являются "такими же евреями, как и остальные", служат в армии, работают, но при этом почему-то подвергаются жесточайшей травле со стороны религиозных ортодоксов. Ни мнения раввина, ни мнения специалиста авторы фильма спрашивать не стали. Я допускаю, что они утверждали, что "Мессианские евреи" – это "обычные евреи" по наивности: не зная основ иудаизма, они и в самом деле не ведают, что с точки зрения нашей религии им, к примеру, запрещено вступать в брак и т.д. Но ведь они могли хотя бы спросить об этом знающего человека! Могли – но не спросили! И все же очень не хочется верить, что это была открытая, намеренная, хорошо продуманная пропаганда миссионерских сект с экрана израильского ТВ. Пойдем дальше. Недавно мы помогли журналисту армейского журнала "Бэ-маханэ" сделать подробное, убедительное, обстоятельное журналистское расследование о деятельности христианских миссионеров внутри ЦАХАЛа. Целью статьи было предупредить солдат и офицеров, чтобы они держались от этих людей подальше. И что вы думаете? Статья была снята прямо из номера под тем предлогом, что она… наносит ущерб имиджу ЦАХАЛа.
- А что, миссионеры и в самом деле так активно действуют в ЦАХАЛе?
- Вы даже представить себе не можете, насколько активно!
- Но каким образом? И как они туда проникают?
- Самыми различными путями. Некоторые идут добровольцами в израильскую армию и начинают там распространять миссионерскую литературу, читать проповеди. Иные проходят фиктивный гиюр, рядятся в религиозных евреев и тоже занимаются миссионерством…
- Словом, "оборотни"?
- Они самые…
Тени исчезают в полдень
Семен и Моника В. приехали в Израиль из Румынии. Еще живя в стране исхода они явились в местную еврейскую общину и заявили, что хотят пройти гиюр, так как разочаровались в христианстве. После церемонии гиюра они стали вести образ жизни религиозных евреев, затем переехали в Израиль. Здесь поселились в одном из поселков в центре страны, значительную часть жителей которого составляют религиозные ортодоксы. Вели ту же жизнь, что и их соседи: дети ходили в религиозную школу; Семен трижды в день молился в синагоге. Но дома, за закрытыми дверьми, у супругов начиналась совершенно другая жизнь, и молились они еще и Сыну Божьему Иисусу Христу…
Время от времени к ним из разных концов страны приезжали различные гости, тоже выглядевшие вполне респектабельными религиозными евреями. Один из таких гостей представился, передал привет от знакомого человека…
- Ой, так вы из наших! – обрадовалась Моника и провела гостя в дом.
Там, дома они вдоволь наговорились о Сыне Божьем и о том, что следует делать, чтобы "прославлять имя его среди еврейского народа". Вот только покинув дом В., этот гость отправился не домой, а в иерусалимское отделение организации "Яд ле-ахим" и положил кассету с записью этого разговора перед равом Биньямином Клугером. Запись эта была Клугером размножена и передана в МВД, в главный раввинат страны и раввину этого поселка.
Результаты не заставили себя ждать. Рав поселка объявил, что семья Семена и Моники В. не может считаться еврейской. Главный раввинат аннулировал их процедуру гиюра, которую они прошли обманным путем. Сейчас МВД начинает добиваться депортации семьи В. из Израиля, так как аннулирование их гиюра делает незаконной и их репатриацию: согласно Закону о возвращении репатриироваться в Израиль имеют право либо те, кто рожден матерью-еврейкой и исповедует иудаизм или не исповедует никакой другой религии, либо неевреи, прошедшие гиюр и ставшие полноправными членами еврейского народа. Однако если гиюр был липовым, если люди приняли иудаизм лишь на словах, а на деле остались христианами, то они просто-напросто обошли закон путем обмана…
И таких историй у рава Биньямина Клугера десятки. Понятно, что христиане, которым приходится по милости Клугера выяснять отношения с МВД Израиля и готовиться к депортации, честят его на чем свет стоит и иначе как "отродьем Сатаны" не называют. Кому-то, возможно, его деятельность покажется бесчестной и даже подлой – вот, дескать, жили себе люди тихо-мирно, а он подослал в их дом наушника, который туда проник обманом и на них же донес... Но не стоит забывать, что именно эти люди встали на путь лжи и подлости. А также о том, что они далеко не так безобидны, как кажутся.
- Вот вы все время говорите о том, что миссионеры, внедряющиеся в среду ортодоксов, приезжают в Израиль под видом новых репатриантов, - говорю я Клугеру. – Вы имеете в виду репатриантов из СНГ?
- Нет, - качает он головой. – Из СНГ под видом репатриантов действительно приезжали и приезжают миссионеры, но они и работают среди "русских", а потому им нет особого смысла рядиться в ортодоксов. В основном среди ортодоксов селятся приверженцы различных христианских сект, приехавшие из США и Западной Европы. Реже – Восточной. Они проходят в своих странах гиюр, отрекаясь от традиционного христианства – и в этом отречении они не лгут. Лгут они, когда говорят, что стали евреями, так как на самом деле продолжают верить в Иисуса. При этом, соблюдая те или иные заповеди иудаизма, они вовсе не вступают в противоречие с собой: ведь Иисус, как я уже говорил, с их точки зрения был верующим евреем и тоже соблюдал эти заповеди. Уже в Израиле они находят друг друга и образуют своего рода сеть, паутину…
- У вас есть доказательства, что они занимаются миссионерской деятельностью среди евреев?
- Случаев, когда их ловили на этом, не так много, но они есть. В сущности, именно тогда, когда кое-кто из них попытался проповедовать среди религиозных евреев, мы и узнали о существовании этого феномена: христианские миссионеры внутри религиозных общин. Ну а затем потянулась ниточка… Скажем так: пока они миссионерской деятельностью активно не занимаются, но безусловно к ней готовятся. Один из таких миссионеров, внедрившийся в среду ультраортодоксов, имел глупость дать интервью зарубежным СМИ, в котором прямо заявил, что он и его собратья намерены заняться миссионерской деятельностью, но ждут для этого "знака Свыше"… Таким образом, речь идет о самой настоящей "пятой колонне" внутри нашего народа. Но даже сегодня, когда они еще не развернулись во всю мощь, эти люди очень опасны.
- Чем?
- Начнем хотя бы с того, что так как их гиюр является фиктивным, то они не являются евреями. Это значит, что с ними нельзя вступать в брак по еврейским законам, а если брак с ними или их детьми был все-таки заключен, то эти дети не могут считаться евреями. Но ведь те, кто будет сочетаться с ними браком, может об этом и не знать – они будут искреннее уверены, что вступают в брак с гером или потомком геров, который является таким же евреем, как и все остальные. Нет сомнения, что под личиной религиозного ортодокса заниматься миссионерской деятельностью им будет куда легче, чем без нее – так им будет легче убедить простаков, что они представляют "одно из ответвлений иудаизма"…
- Думаете, они могут вести свои проповеди и среди религиозных евреев?
- И это не исключено. Понятно, что кто-то из таких евреев более крепок в вере, кто-то менее; кто-то является знатоком Торы, а кто-то открывает ее лишь по субботам в синагоге. Живя внутри религиозной общины, миссионеры близко узнают всех ее членов, и это может помочь им в выборе подходящего объекта для своей деятельности и среди евреев в кипе и с цицит. И потом, со временем, они завоевывают авторитет и высокое положение в еврейских общинах, которое позволяет им влиять на их жизнь. К примеру, как я уже рассказывал, один из членов секты "Мессианские евреи" стал старостой в одной из синагог Раананы. Репатриировался он, кстати, из Швейцарии, где и прошел гиюр, а разоблачен был совершенно случайно.
- Мы все время говорим о том, что они внедряются в среду еврейских ортодоксов. Но каких ортодоксов мы имеем в виду – в черных или вязаных кипах?
- И тех, и других. Хотя чаще всего они предпочитают селиться все-таки среди религиозных сионистов – "оборотням" кажется, что те менее строго соблюдают еврейские традиции и среди них легче затеряться.
- Знаете, наибольшее впечатление в обращении рава Шауля-Давида Бучако к жителям религиозного поселка на меня произвели его слова о детях. Они ведь действительно ни в чем не виноваты и не должны отвечать за грех своих родителей…
- Безусловно. Больше всего в этих историях и в самом деле жалко детей: с одной стороны, они ходят в еврейские религиозные школы, а с другой - дома их учат совсем иной вере и иному мировоззрению. Все это не может не вызывать раздвоения личности ребенка и, конечно же, сказывается на его психическом здоровье.
- Что, на ваш взгляд, должно стать главным оружием против христианских миссионеров, действующих среди евреев?
- Главным? Безусловно, повышение уровня еврейского образования среди всех слоев населения страны. Ученье, как известно, свет. Если евреи будут более сведущи в собственной религии, если они будут осознавать, насколько должны быть благодарны Творцу за то, что он создал их евреями, насколько иудаизм глубже и мудрее всех остальных религий, то миссионеры просто остерегутся к ним приблизиться. Как любая нечисть, они боятся истинного света и бегут от него.
P.S. Спустя час после этой встречи автобус доставил меня из Иерусалима на центральную тель-авивскую автостанцию. Когда я направился к выходу, ко мне подошли две женщины – обе на вид типичные "бухарские" еврейки.
- Скажите, вы верите в Бога? – спросила одна из них.
- Ну, верю, - ответил я, не зная как реагировать на подобный вопрос.
- А в какого Бога вы верите?
- А вы в какого? – ответил я вопросом на вопрос, начав уже догадываться, с кем имею дело.
- Мы верим в единого Бога по имени Иегова! – гордо произнесла женщина.
Чур, меня, Господи, чур!..
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)