Историк Ашер Эдер убежден, что Израиль допустит величайшую ошибку, если примет, путь даже с оговорками, так называемую саудовскую инициативу.
Автограф саудовского кронпринца
Один в поле не воин, утверждает известная поговорка. На протяжении уже двух десятков лет иерусалимский историк Ашер Эдер пытается опровергнуть данное утверждение. Все это время он воюет с укоренившимися в массовом сознании стереотипами, политическими клише и иллюзиями. Израиль, в частности, и Запад вообще, повторяет он, будут раз за разом наступать на одни и те же грабли, если не откажутся от сложившихся стереотипов в отношении арабов.
Сейчас Эдер более всего опасается, что израильские политики допустят крупнейший просчет за всю историю страны. Просчет под названием «саудовская инициатива». Израильское правительство подспудно готовит свой народ к принятию этой инициативы, от которой наша страна еще недавно, и вполне оправданно, категорически отказывалась. Теперь акценты сменились. Политические деятели, СМИ, аналитики и обозреватели настойчиво насаждают в обществе мысль, что саудовская инициатива может быть принята. Пусть с поправками, путь в несколько измененном виде, но главное – принята. Что это откроет путь к миру, приведет к признанию Еврейского государства, изолирует Иран и «Хизбаллу», укрепит международную репутацию Израиля и т.д. Результат промывки мозгов налицо: сегодня большинство граждан страны готовы поддержать эти предложения как едва ли не единственный выход из тупика.
Однако все эти аргументы, убежден Ашер Эдер, хотя и звучат логично и на первый взгляд даже убедительно, - не имеют никакого отношения к реальности. «Саудовская инициатива» – это игра, фарс, пародия на мир, и маска будет сброшена в тот момент, когда соглашения с Израилем перестанут иметь значение для арабов.
«После Мюнхена, - напоминает Эдер, - приближенные Гитлера были смущены тем, что он подписался под договором, накладывающим некоторые обязательства на политику Германии. Знаете, что сказал им Гитлер? «Разве я подписался под чем-то? Чемберлен очень хотел получить от меня автограф, и я сделал ему подарок. Вот и все». Этот тот же подход, которого придерживаются арабы. Если Ольмерт или другой израильский правитель так хочет получить автограф саудовского кронпринца, последний сделает ему такое одолжение. За территориальные и прочие уступки, разумеется».
Израиль существует словно в безвоздушном пространстве, совершенно не понимая и даже не пытаясь понять ментальности народа, с которым надеется установить мир. «Путь к истинному миру лежит через священные тексты ислама, - говорит Эдер - Ислам – душа арабского общества. Мусульмане не отделяют религию от политики, мировоззрения, повседневной жизни. Израиль в глазах арабов будет "проклятым государством" до тех пор, пока мусульманское духовенство не благословит его, не санкционирует его право на существование. Если этого не произойдет, любые переговоры бессмысленны".
Израиль до сих пор не понял принципиального момента: арабская политика в отношении еврейского государства, или «сионистского образования», как они его называют, - не что иное, как священная война, джихад. Речь не идет об отдельных призывах в отдельной стране арабского мира. Речь о идет о тотальном джихаде, о целенаправленной, долгосрочной стратегии, конечная цель которой – уничтожение Израиля. Для реализации этой цели годятся все средства - как прямые военные действия, так и политическая ложь и обман. Стратегия эта, говорит Эдер, не имеет никакого отношения к внутриполитической борьбе в их собственном - арабском и мусульманском - мире, к противоборству так называемых светских и религиозных фракций. Более того, установка на тотальный джихад против Израиля - и против евреев вообще - сформировалась во время правления египетского президента Гамаля Абдель Насера, который, как известно, вошел в историю как светский правитель социалистического толка. Однако именно после поражения в Шестидневной войне Насер созвал конференцию арабских религиозных лидеров, на которой была сформулирована концепция антиизраильского джихада. И с того момента арабы последовательно и целенаправленно реализуют ее.
Замкнутый круг
Конференция проходила в Каире в 1968 году. Она была посвящена изучению природы сионизма и носила формально беспристрастный и академический характер. «Помнится, поначалу, узнав о предстоящей конференции, я испытал оптимизм, - вспоминает Эдер. - У меня появилась надежда, что после проигранной войны, арабское духовенство непредвзято и объективно проанализирует свою политику в отношении Еврейского государства и примет как данность, что сионизм – это не разновидность империализма, но воплощение библейских пророчеств, которые содержатся в Коране и ОБЯЗЫВАЮТ мусульман уважать евреев и способствовать их возвращению на Землю обетованную. Но очень быстро я осознал, насколько нелепы были эти иллюзии. Все речи, звучавшие из уст вполне уважаемых и солидных религиозных деятелей на этой конференции, были не чем иным, как делигитимацией Израиля. Даже хуже того – обоснованием права на геноцид евреев. Я был потрясен услышанным. Вещи, которые говорились там против евреев, были настолько отвратительны, что им могли позавидовать нацисты. Я обнаружил, что ислам как религия стал оружием, направленным на уничтожение Израиля. Для этого исламские религиозные тексты были извращены до неузнаваемости и стали, по сути дела, псевдорелигиозным обоснованием ненависти».
Один из выдающихся исламских ученых того времени шейх Абдалла эль-Мешад сравнивал евреев с Каином, поднявшим руку на своего брата. Евреи, говорил и писал он, делали все, чтобы воспрепятствовать утверждению ислама, и использовали для этого самые гнусные и недостойные способы. Вот точная цитата из одной из его проповедей: «Не счесть интриг и заговоров, которые плели евреи против ислама в пору его возникновения. Потребуется множество страниц, чтобы перечислить их преступления против ислама… Они, евреи, заслуживают того, чтобы называться худшими тварями в истории человечества. Это – наихудшие твари, от которых Бог отвернул свой лик. Они не верят ни во что и не боятся Божьей воли». Шейх приписывал евреям убийства великих деятелей ислама в первую пору его существования, и в частности - халифа Омара.
Многие исламские ученые, говорит Ашер Эдер, еще тогда (задолго до «Аль-Каиды», Осамы бин-Ладена, американской оккупации Ирака) облекали конфликт с Израилем в форму священной войны против «крестоносцев». «Мы, Улема (мусульманская община), должны возродить героический дух наших праотцев, боровшихся против крестоносцев. Мы должны сбросить маску с сионизма, и тогда мы увидим в нем все тот же дух крестовых походов. Сионисты – враги человечества, они - возрождение империализма и колониализма», - цитирует Ашер Эдер ректора университета Эль-Азхар в Египте (ведущего учебного заведения арабского мира), верховного имама шейха Мамуна. Мамун повторяет известное высказывание в устной исламской традиции, согласно которому придет время, когда евреев будут убивать за каждым камнем, за которым они прячутся.
Слова Мамуна, говорит Ашер, - это отражение еще одной важной и характерной черты в мировоззрении арабов, так и не понятой израильскими правителями-социалистами. А именно: Израиль ассоциируется у арабов с крестоносцами и колонизаторами. Мусульмане живут, в отличие от европейцев, в прошлом. А прошлое для них – это непрекращающиеся войны с христианством. Сперва – с Византией, затем – с крестоносцами (наиболее трагическая и болезненная страница в истории ислама, несмотря на его конечную победу) и наконец – с европейскими державами в XIX столетии. Арабское мироощущение, прошлое и нынешнее, можно определить одной короткой фразой: «Все, что приходит с севера от Средиземного моря, - зло». И трагедия Израиля в том, что он предстает в глазах арабов исключительно как представитель Запада, вобравший в себя худшие его черты. «Израильские лидеры не смогли, и даже не пытались представить сионизм как воплощение библейских пророчеств и тем самым обрекли себя на ненависть со стороны мусульман», - говорит Ашер.
«Сионизм – это приемное дитя империализма и новая отвратительная форма крестового похода, развернутого христианским Западом против мусульманского Востока, чтобы покорить мусульман», - провозгласил на той же конференции еще один исламский теолог - Абдалла Хамун из Марокко. Здесь же, на конференции в Каире в 1968 году, сформировалась еще одна концепция, которая была взята на вооружение исламистами и активно используется в наше время. Суть ее - в отождествлении сионизма и иудаизма. Тогда эту мысль высказали несколько «ученых мужей».
Президент Исламского университета в Омдурмане (Судан) доктор Камаль эль-Бакер: «Иудаизм – это не просто религия, это своеобразная идеология, и сионизм – воплощение этой идеологии, облаченной в политическую форму. Документ, провозглашающий создание Государства Израиль, подтверждает этот факт. Сионизм – средство, с помощью которого иудаизм реализует себя вопреки чаяниям народов региона».
Главный муфтий Ливана шейх Хасан Халед: «Нынешняя битва – не просто сражение между двумя враждующими сторонами. Эта схватка между двумя религиями, одна из которых, сионизм, является раковой опухолью человечества».
Этот момент очень важен для понимания арабского восприятия, указывает Эдер. Если сионизм – это не что иное, как иудаизм, то конфликт выводится в плоскость религиозной войны. И исламский джихад превращается в не что иное, как справедливую реакцию на объявленную евреями религиозную войну. Круг замыкается.
В этой войне, продолжает Ашер, арабам дозволено все, ибо на их взгляд нет такой мерзости, которой не сотворили бы евреи в своем религиозном фанатизме и в своей подлости. Евреи характеризовались выступавшими как «злобные твари, ядовитые насекомые, паразиты, мировое бедствие, варвары, беспощадные преступники, убивающие детей и женщин и насилующие беременных, лжецы и трусы, последователи нацистов, намного опередившие немецких фашистов в их преступлениях, псы человечества, чума человечества, порождение сатаны и т.д.».
О лжи плохой и полезной
«Ученое собрание», продолжает Ашер Эдер, не ограничилось идеологическими постулатами. Оно выработало доктрину, включающую совокупность действий в политической, военной, религиозно-культурной и просветительской сферах. Великий кади Иордании шейх Абдалла Гоша так определил стратегию мусульман в отношении их врагов: «Мусульмане имеют полную свободу действий в отношении врага, против которого ведется джихад. Они обладают полным правом разорвать соглашение со своим врагом. Высокомерие и обман осуждаются, но разрешены во время войны с неверными. Напротив, Аллах требует от мусульман высокомерия, если они борются с его врагами и полны решимости одержать победу над ними». И далее: «Война – основа отношений между мусульманами и их противниками до тех пор, пока последние не примут ислам или не покорятся».
А вот – о возможности соглашения с Израилем с точки зрения исламской теологии. Ашер цитирует сирийского муфтия Мохаммеда Аза Дарваза: «Коран позволяет заключать мирные соглашения с теми, кто имеет свою страну и свою землю. Но евреи в Палестине – наши враги, у которых нет ни земли, ни государства. Землю и государство они приобрели в результате агрессии против арабов. Они аннексировали нашу землю при поддержке империалистических тиранов. Поэтому соглашение с ними не имеет никакой силы. Мусульмане и арабы не согласятся на мирное соглашение, пока сионисты удерживают даже часть Палестины. Все ее земля полностью принадлежит арабам, и ООН не имеет ни малейшего права распоряжаться ею и отдавать в руки евреев».
Потому жителям Тель-Авива, Герцлии-Питуах и Нетании следует помнить: с точки зрении правоверного мусульманина они имеют прав на эту землю не больше, чем жители Ариэля или Гуш-Эциона.
Конференция содержит призыв к мусульманам всего мира объединиться в «исполнении своего религиозного долга по освобождению Иерусалима и всех оккупированных земель». Эдер уточняет: «Там есть пункт, в котором прямым текстом говорится, что вследствие действий мусульман Израиль должен превратиться в ад. Для этого необходимо направлять удар не только против солдат, но и против гражданского населения, вне зависимости от пола, возраста, убеждений и т.д. Это - легитимизация геноцида по-арабски. И мы видим, что эта формула реализуется на практике. При этом если необходимо, то можно заключать и фиктивные соглашения. Тот же Садат, который заключил мир с Израилем, заявлял: война против сионистов может продолжаться столько, сколько потребуется. Хоть двести лет... И добавлял, что в этой войне могут быть отливы и приливы, отступления и успехи. Выступая в кнессете, он называл Израиль «землей Бога». Наши депутаты пропустили это мимо ушей. Но данное выражение весьма двусмысленно... Цель ООП, цель того же Абу-Мазена точно такая же, как и у ХАМАСа. Только здесь отдается предпочтение дипломатическим методам, а не только военным».
Битва за Иерусалим между суннитами и шиитами
Есть ли выход из тупика? Ашер видит два ключевых момента, которые могут в долгосрочной перспективе изменить ситуацию. Первый – сделать максимум возможного, чтобы донести до рядовых мусульман истину. А истина состоит в том, что Коран благоволит к евреям и наделяет их полным правом на возвращение в землю своих праотцев. Та же устная традиция, где правоверных мусульман призывают убивать евреев "за каждым камнем и каждым деревом", очень противоречива. В частности, она рассказывает о пророке Мохаммеде, который, увидев еврея, несущего Тору, поцеловал свиток и сказал: "Я верю тебе и тому, что здесь написано".
«Вопрос в том, на чем акцентировать внимание, - говорит Ашер. - Идеологи джихада игнорируют призывы к любви и инициируют ненависть, но нам надо, напротив, делать упор на позитивные моменты. Даже в самых недоброжелательных по отношению к евреям изречениях Корана они выглядят не более чем непослушными и заслуживающими строгого назидания "младшими братьями". Усилиями же ненавистников Израиля евреи превращены в "космическое зло". Ненависть к евреям стала идолом исламского мира. Мусульмане не отдают себе отчета в том, что культивируя ненависть, они тем самым предают изначальную чистоту своей собственной религии, ее богоданность. Творец не может взывать к ненависти...».
Может ли Израиль влиять на мировоззрение арабов, впитываемое ими с материнским молоком? Это очень трудная задача, но надо пытаться, убежден Ашер. Идеологию ненависти нельзя искоренить у главарей джихада, ибо эта идеология тесно связана с их амбициями и политическим влиянием. Но в сердцах обычных людей можно посеять сомнение в ее оправданности. «Мы можем начать трансляции для палестинцев с изложением текстов Корана и их правильной трактовкой. Можно потребовать от правительства Абу-Мазена включить (как одно из условий мира) соответствующие комментарии в религиозные тексты и поставить в мечетях имамов, которые будут давать правдивое – с точки зрения исламской теологии – объяснение происходящему. Мы должны цитировать им их же Коран. А Коран говорит, что если бы Бог хотел, то всем бы дал одну религию, но он специально наделил людей разными религиями, чтобы они могли соревноваться друг с другом. В Коране говорится, что ТАНАХ – книга для людей, у которых есть разум, и тот, кто отрицает эту книгу, лишает себя разума. Мы должны напоминать об отношении пророка Мохаммеда к ТАНАХу. Так будет постепенно искореняться религиозный фанатизм. Моя цель – не изменить подход вожаков джихада, это невозможно. Но число их последователей уменьшится хотя бы наполовину, это уже можно на первоначальном этапе считать достижением».
Но есть еще одна проблема, продолжает Ашер Эдер. Проблема эта – сами евреи. Арабы очень внимательно следят за происходящим в Израиле. Они видят моральное падение Израиля, и это только подтверждает их убежденность в неминуемом распаде еврейского государства. С точки зрения исламской теологии, еврей может быть достоин уважения только когда он соблюдает собственные религиозные заповеди. Демократия для арабов – синоним распущенности и безнравственности. Еврей, не соблюдающий Тору, с их точки зрения не еврей вовсе. И потому претензии такого рода еврея на эту землю вообще лишены всякого смысла. «Парадокс в том, что либералы, призывающие к миру, только дают легитимацию арабам. Ибо они, эти либералы, отрекаются и от своей земли, и от своего еврейства. Это подход, который наши просвещенные мужи не в состоянии понять, и в этом их и наша трагедия», - говорит Ашер.
В глубине души все арабы живут из поколения в поколение с верой, что рано или поздно евреи и христиане примут мусульманство. И сейчас им кажется, что они как никогда близки к этой цели из-за растущей деградации Запада. Что касается евреев, то здесь еще задета и арабская гордость. На протяжении сотен лет евреи были покорными и беспомощными «зимми», людьми второго сорта, а сегодня они отняли у арабов их землю и намного опередили в экономическом развитии.
«Сегодня, - продолжает Ашер, - мусульмане Ближнего Востока ощущают вкус победы. Они верят, что здание под названием «Израиль» уже шатается. И скоро рухнет – под их, арабов, ударами и из-за внутренней гнилости. Внутренние процессы в самом Израиле укрепляют их чувство. Они видят в этом волю Аллаха. Главное для них – не падет ли Израиль вообще, а кому достанется вся территория Палестины: суннитам или шиитам. Тот, кто завладеет Иерусалимом, будет считаться победителем в их религиозном споре, подлинным триумфатором на Ближнем Востоке. Город как таковой, как религиозная святыня - их мало волнует. Если Израиль будет побежден, Иерусалим превратится в то, чем он был столетия – заброшенным, нищим городом в пустыне. Главное, как я уже сказал, - само обладание этим городом. Иранские шииты в последнее время ближе к заветной цели, чем сунниты, и именно это так переполошило саудовцев. Война в Ливане разбудила их, и они чувствуют, что должны остановить иранцев во что бы то ни стало. Но их военная мощь слабее, и потому в ход идут всевозможные дипломатические манипуляции, и в частности – «саудовская инициатива».
Запад не в силах понять психологию арабского феодального, глубоко религиозного общества, а между тем отсталые арабы прекрасно понимают психологию продвинутого Запада. Они говорят на языке религиозных понятий, которые прагматичный Запад не умеет расшифровывать. Пример? «Ахмадинеджад говорит, что стремится к миру. И парадокс в том, что он действительно стремится к миру. Только в исламских, шиитских понятиях. Мир, с точки зрения иранского духовенства, наступит тогда, когда Израиль будет уничтожен, а Запад сломлен. И тогда это будет подлинный мир. Но пойди объясни это просвещенному западному интеллектуалу...», - горько усмехается Ашер.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)