О "Кракатуке", "Лицедеях" и Славе Полунине
05.06.2007 | 00:18
Валерия Матвеева
Анвар Либабов: Слава Полунин гениальный "американский" бизнесмен, а мы – русские клоуны.
Этим летом начинает свои мировые гастроли грандиозное театрально-цирковое шоу "Кракатук" – начинает их в Израиле. До этого был международный фестиваль во Франции, где "Кракатук" получил Гран-при. Затем проект несколько лет обкатывался в России, шлифовался, "настаивался", как драгоценный коньяк, наполняясь новыми красками, образами, толкованиями. Почему мировые гастроли начинаются именно у нас? Потому что пальмы Тель-Авива или песчаные пляжи Ашдода говорят нынче русскому сердцу не меньше, чем березки Подмосковья или разливы Волги.
– Мы с "Лицедеями" по два раза в год приезжали в Израиль на гастроли. Здесь наша публика, здесь наши друзья, с Израилем связаны самые яркие воспоминания, – Анвару Либабову, знаменитому артисту единственного в своем роде клоун-мим-театра "Лицедеи", исполнителю двух главных - сквозных – ролей в шоу "Кракатук" – есть что вспомнить, гуляя по набережной Тель-Авива.
– Однажды нас – всех "Лицедеев", приехавших на гастроли, - поселили в ашдодской гостинице, в которой намечался генеральный ремонт и из которой предварительно были выселены все. Мы были одни во всем здании, стоящем в нескольких десятках метров от моря. Мы спали и жили на крыше – так нам захотелось, мы спустили лестницу с крыши прямо в песок и так ходили купаться – не заходя в душные помещения. Мы танцевали под звездами, репетировали, сочиняли новые спектакли. Фантастика…
Работа Либабова не менее фантастична, чем его досуг. В "Кракатук" Анвар играет Мышиного короля и Дроссельмейера – повествователя сказки Гофмана "Щелкунчик", по мотивам которой поставлен "Кракатук". Современный Щелкунчик – это полеты и превращения, столбы пламени и пенные потопы, классическая музыка, исполненная модными ди-джеями, где сцена пользуется средствами цирка, когда ей нужны чудеса, а цирк превращается в театр, потому что он хочет не поражать рекордами, а изумлять красотой и рассказывать историю. А рассказывать нам ее будет – Дроссельмейер Анвара Либабова.
– Мои роли в "Кракатуке" – это подарок, это мечта любого актера. Здесь я играю всю палитру красок – от злодея до положительного героя, обе роли играю без грима - перехожу от одного образа к другому, пользуясь только драматическими приемами, во мне происходят не внешние перемены – а внутренние, психологические.
Начиналось мое участие в "Кракатуке" как служба в армии – меня привели на место репетиций, – и оставили одного. Следующие три дня я был предоставлен сам себе, ходил, присматривался – все присматривались ко мне – приживусь – не приживусь… Настолько живым организмом был "Кракатук", что насильно ввести в шоу артиста было невозможно – каждый из нас врастал в действо. Многие не приживались, не понимали происходящего – уходили прямо с репетиций. А я остался – и через три дня режиссер Андрей Могучий сказал мне, что я буду работать. Начались репетиции - с 10 утра до шести вечера каждый день: сначала гимнасты, потом акробаты, затем танцоры. После репетиций много месяцев шли прогоны. Раз в неделю проводили полный прогон – в костюмах, по-настоящему. Генеральная репетиция – каждую субботу. Шоу готовилось в течение 4 лет.
В течение этих лет Анвар Либабов меньше времени и сил уделял родным "Лицедеям". 4 года назад он перестал быть генеральным директором – вернулся к роли рядового артиста самого нерядового театра в мире: "бизнесмен и артист думают разными полушариями мозга", - уверен клоун.
– С бизнесом у нас всегда плохо было. Хотя "Лицедеи" и бренд, и всемирно известен – но заработать на этом денег у нас как-то не получается. Хотя мы и пробовали выпускать диски, кассеты с нашими записями... Все-таки мы – русские артисты, бесшабашные, неустроенные - до сих пор не заработали себе на безбедную жизнь и в этом наше отличие от Славы Полунина. У него – все просчитано, все по-американски, офисы в лучших районах крупнейших городов мира, и шоу его функционирует как часы – несколько составов ездят по всему миру, деньги исправно поступают на счета… Слава – гений, я никогда не буду плевать ему вслед. Но – уже много лет он выступает с одним и тем же шоу. В материальном плане он устроен прекрасно – а вот в творческом…
Из интервью Вячеслава Полунина: "Нынешние "Лицедеи" – неизвестно кто и неизвестно что. Они пользуются моим именем"
– Я понимаю обиду Славы, - комментирует высказывание Полунина Анвар Либабов – бренд "Лицедеи" остался у нас. Распад "Лицедеев" – это революция, которую в том 1991 году переживал весь СССР. Мы были империей и распались – участь всех империй, иначе быть не могло.
Для нашего расставания со Славой было множество причин. В том числе – материальных претензий к руководителю. Еще более важными были творческие разногласия – много лет у нас была одна и та же программа, рассчитанная на одного лидера. А ведь все мы – личности, яркие характеры, артисты. И сейчас – в знаменитом "Снежном шоу" Полунина – два характера, два цвета – а у нас в "Лицедеях" 12 характеров и все одинаково интересны и важны для театра. Разве что все эти характеры и личности – голые и босые, не обустроенные, не обеспеченные. Но таковы уж мы – алмазы без огранки. Видно нет пока инструмента, способного огранить таких "крепких орешков" как мы.
Сегодня артисты театра "Лицедеи" живут и работают по всему миру и не просто работают – определяют лицо современно театра и цирка.
– В самом знаменитом сегодня канадском Цирке дю Солей – авангарде и иконе современного циркового искусства - работают пятеро артистов нашего театра – можно сказать, что "Лицедеи" – это кузница кадров для Цирка дю Солей. Все мы участвуем во многих громких проектах, ездим по всему миру, пробуем себя в самых разных жанрах. Мне повезло попробовать себя в "Кракатуке". Я и не думал, что когда-либо моя аудитория будет такой широкой – от 7-и до 77-и, как мы говорим. Кстати – дети, самые благодарные зрители нашего проекта. Дети намного быстрее и лучше понимают все новое, необычное, продвинутое – например, в компьютерах, в технике дети разбираются намного лучше нас. Поэтому и "Кракатук" дети понимают лучше взрослых – еще и объясняют родителям и бабушкам потом, о чем была сказка. А в конце шоу они не просто увидят – они станут участниками сказки: сцена после всех мультимедийных превращений, после тех гигантских зайцев и кукол, танцоров и акробатов, что плясали на ней и летали над ней – вдруг наполнится… снегом. Точнее – пеной, которая будет сыпаться "с неба" и наполнит арену, на которую будут приглашены все дети, они будут играть, прыгать, смеяться от восторга… Их мамы и бабушки тоже могут быть счастливы – и не думать о грустном: пена не оставляет следов на одежде – проверено годами представлений. Но она оставит след в душе ребенка – след незабываемой сказки, в которую он однажды попал…
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: