В ночь на 12 сентября 2006 года в Ашкелоне, в пристройке к дому, была обнаружена Лея Загория (71) без признаков жизни, а накануне неожиданно при подозрительных обстоятельствах исчезла пара, снимавшая у покойной жилье.
Беглецы, Влад Эзер-Щипанов (24) (на фото) Татьяна Гольд (20), были задержаны лишь 19 октября.
Возвращаясь к напечатанному
Внезапная и таинственная смерть жительницы Ашкелона Леи Загории обрушилась неизбывным горем на родственников женщины. Татьяна Гольд и Влад Эзер-Щипанов, которые могли бы прояснить ситуацию, исчезли при не менее загадочных и подозрительных обстоятельствах. Эти молодые люди в течение 4-х месяцев, вплоть до случившегося, арендовали у пожилой женщины пристройку, и исчезли за несколько часов до того, как хозяйку квартиры нашли там мертвой.
После исчезновения молодой пары полиция округа Лахиш обратилась к населению с просьбой оказать содействие в розысках, а родственники покойной пообещали вознаграждение тому, кто сообщит информацию о местонахождении беглецов. Тогда же в нашу газету обратилась Юдит, дочь Леи Загории, и 6 октября 2006 года в статье «Таинственная смерть в Ашкелоне» мы рассказали о странных обстоятельствах смерти ее матери.
На днях к нам обратился Моше, брат покойной. Он рассказал, что посещает все заседания судов по слушанию дела об убийстве его сестры.
- Смерть Леи – непреходящая боль нашей семьи, - сказал Моше. – Мы понимаем, что нам никто не вернет любящую бабушку, мать, жену и сестру. Однако судя по тому, что происходит в зале суда, создается впечатление, что за совершенное преступление никто не понесет наказания... В Ашкелоне нашелся еще один квартиросдатчик, с которым эта же пара не рассчиталась, - такой у них был стиль жизни... Когда начался процесс, было сказано, что девушка способна отвечать за свои действия. Почему же ее не привлекли к ответственности?
***
Прежде чем заглянуть в зал суда и обратиться к материалам дела, напомним читателям некоторые подробности из того, что было опубликовано на страницах нашей газеты.
Лея и Соломон Загория с двумя дочерьми репатриировались в Израиль из Латвии в 1972 году. В 1994 году семья въехала в новый двухэтажный дом в ашкелонском микрорайоне Гиват-Прахим - супруги сами выбирали проект, принимали активное участие в строительстве дома и небольшого флигеля-пристройки.
Выйдя на так называемую преждевременную пенсию, Лея стала жить активно и насыщенно. Она записалась в танцевальный и гимнастический кружки, изучала иностранные языки, ходила на спектакли и концерты, интересовалась модой. Лея отличалась неуемной общительностью - у нее было великое множество знакомых и приятельниц.
Но больше всего Лея любила путешествовать, побывала во многих странах. Чтобы иметь на это достаточно средств, она сдавала в аренду пристройку к дому. Со свойственной ей общительностью, Лея вникала в жизнь своих квартирантов, помогала, чем могла. Иначе обстояло с молодой парой жильцов. Своим приятельницам Лея рассказывала, что парень с девушкой ведут весьма странный образ жизни. Так, когда Влад уходил на работу, Татьяна практически не выходила на улицу. По словам Леи, они ни разу не стирали вещи, никогда не привозили в дом продукты - лишь несколько раз Влад заносил упаковки с водой. Как пара, ведущая хозяйство, месяцы напролет обходится без таких элементарных вещей, как стирка и еда?
11 сентября Лея пригласила к себе домой ближайшую подругу Аню, чтобы поделиться впечатлениями о туристической поездке по Швейцарии и Германии, показать фотографии, сделанные в этих странах Подруга пришла в четыре часа дня.
В этот же день квартиранты должны были внести плату за проживание, речь шла о 1000 шекелей. Лея звонила им несколько раз на сотовый, оставляла сообщения.
- Я даже удивилась, как мягко она говорила, - вспомнила Аня. – Вместо того чтобы требовать расчета, она просила об этом, через слово повторяя «пожалуйста». Я предложила Лее выйти прогулку, но она категорически отказалась: «Я обязана дождаться, когда они вернутся».
В шесть часов вечера гостья попрощалась с хозяйкой - к этому времени квартиранты так и не вернулись. Лея оставалась караулить жильцов на пороге дома.
Примерно через час Соломон обратил внимание, что жены нет в доме. Заметив ее ключи в замке входной двери, он не проявил никакого беспокойства. В 11 вечера Соломон позвонил дочери, чтобы поделиться своими сомнениями. Вскоре Юдит прибыла в дом родителей. Она обошла двор, на всякий случай постучалась к квартирантам, хотя их дверь была заперта на замок, а в окнах не было света.
Юдит стала обзванивать больницы, а в половину первого ночи набрала телефон полиции. В течение нескольких минут полицейский наряд прибыл по вызову. Открыв запасным ключом дверь в пристройку, стражи порядка обнаружили там тело хозяйки дома. К тому моменту Лея Загория уже несколько часов как была мертва.
Предварительная экспертиза не обнаружила на ее теле признаков насилия. Однако по результатам проведенной позднее патологоанатомической экспертизы официально сообщалось, что женщина «умерла неестественной смертью».
- Беглецам есть что сказать, раз они прячутся, - сочли тогда все.
Беглецы обнаружены
В свое время, начав жить с Владом, Таня ушла из дому и на протяжении трех лет не поддерживала связи с матерью. Отец Влада живет в Москве, его мать и сестра через несколько лет после репатриации покинули Израиль. В стране проживают бабушка и дедушка Влада - к ним пара и направила свои стопы. Об истинных причинах внезапного появления Влад умолчал, лишь попросил разрешения оставить вещи, пока не найдет квартиру на съем.
- Ты можешь оставаться и жить сколько угодно, - сказал дедушка внуку.
- Влад отказался от такого предложения, - рассказывает его бабушка. - Они и ушли. Мой внук выглядел очень опечаленным, а Таня улыбалась, как всегда. Я лишь из телепередачи узнала, что произошло.
***
В то время, когда полиция занималась поисками беглецов, в один из участков обратился таксист. Он рассказал, что его ограбили и угнали машину. В Тель-Авиве в его такси села пара, парень и девушка. Угрожая ножом, парень заставил водителя выйти из машины. Забрав деньги, он сел за руль, и они уехали в неизвестном направлении.
Когда водитель сажал в такси неких парня и девушку, он понятия не имел, кто эти молодые люди, несмотря на то, что их снимки были распространены по всему Израилю. Однако едва таксист увидел плакаты с фотографиями Эзера и Гольд в участке, он сразу опознал пару, которая «воспользовалась» его автомобилем.
В тот же день такси было обнаружено брошенным в Ашкелоне. А самих беглецов обнаружили 19 октября в одном из тель-авивских парков. Они сидели там без гроша в кармане, не имея возможности устроиться куда-нибудь на ночлег или купить себе поесть.
***
Татьяна Гольд не прояснила следствию ситуации. Она утверждала, что ничего не знает и не помнит из того, что случилось в квартире хозяйки, а Влад не посвящал ее в эти обстоятельства. Подозреваемая предположила, что, возможно, провалы в ее памяти связаны с проблемами психического свойства, так как в свое время она состояла на учете у психиатра.
Девушка была направлена на психиатрическую экспертизу. Специалисты установили, что на момент проверки Татьяна не вполне оправилась от шокового состояния, но вместе с тем она может предстать перед судом.
На допросе Влад Эзер признался, что поспорил с хозяйкой жилья из-за денег и в итоге задушил ее. По его словам, при этом Татьяна не присутствовала. Поняв, что женщина мертва, он стал в срочном порядке собирать вещи. Затем велел то же сделать Татьяне, сказав, что они переезжают. Уходя, запер входную дверь на ключ...
Вот что рассказала Таня Гольд в беседе с автором этих строк по поводу их отъезда:
- Когда все это случилось, меня дома не было. Не помню, откуда я возвратилась, - может, книжку в парке читала. Вдруг Влад говорит мне, что нашел работу в Тель-Авиве, и мы должны срочно сменить квартиру. Мы собрали вещи и уехали. Потом он сказал, что нашел работу в Ашдоде, и мы поехали к его родственнику... Я узнала о произошедшем только когда нас арестовали.
Арестованные по подозрению в убийстве женщины признались на следствии, что ограбление таксиста было совершено ими в то время, когда они скрывались от полиции.
По делу об убийстве Лии Загории, которое слушается в окружном суде Беэр-Шевы, прокуратура признала наличие состава преступления только в отношении Влада Эзера. Против него выдвинуто обвинительное заключение в преднамеренном убийстве. По делу, связанному с ограблением таксиста, в окружном суде Тель-Авива было предъявлено обвинительное заключение как Владу Эзеру, так и Татьяне Гольд.
«Я не хотела в тюрьму...»
Суд по делу об ограблении таксиста завершился пока что лишь для Влада Эзера - он получил 3 года тюремного заключения.
Вот что рассказала мне о данном инциденте Татьяна Гольд.
- Мы остановили такси, устроились на заднее сиденье и поехали к родственнику Влада в Ашдод. Я думала, что у Влада есть деньги на проезд. В какой-то момент он попросил водителя остановиться, сказав, что захотел в туалет. Когда он возвратился, то открыл почему-то переднюю дверцу. Я подумала, что Влад хочет что-то сказать таксисту, а он прыгнул на водителя с ножом. Я в тот момент была в ужасе, перепугалась насмерть. Я не понимала, что происходит – просто оцепенела от страха. Влад вытолкнул таксиста из машины и поехал - не знаю куда. А меня запугал: если заявлю об этом в полицию, меня посадят в тюрьму. И сейчас вспоминать страшно. Потом он остановился и сказал, что пойдет к банкомату снять денег. Я оставалась в машине, не зная, что мне делать, куда идти. До этого я три года не общалась с матерью и была уверена, что она не захочет и разговаривать со мной. Влад вернулся, и мы куда-то поехали. Потом ему позвонил таксист. Влад мне говорит: «Таксист просит отдать ему машину. Отдать?»
- Отдай, конечно, - ответила я. - Ты не понимаешь, что натворил!
- Влад оставил машину, - наверное, сообщил таксисту об этом, я точно не знаю, - продолжает Таня. - После этого сказал мне: «Мы поедем в Тель-Авив, снимем квартиру, я найду работу». Я пошла за ним - мне некуда было идти. Я не хотела в тюрьму...
- Таня по своей доверчивости попала в обстоятельства, которые не могла изменить, - говорит адвокат Лиран Фридлянд, представляющая интересы Татьяны Гольд. – В результате соглашения с прокуратурой статья обвинения в ограблении заменена на статью «непредотвращение тяжкого преступления» (предусматривает наказание до 2-х лет тюрьмы). Решением суда к Татьяне прикреплены социальные работники, и к 21 июня, очередному заседанию суда, они представят свои выводы суду. Прокуратура собирается потребовать в качестве наказания общественно-исправительные работы, я буду настаивать на условном сроке. Надеюсь, при вынесении своего вердикта суд учтет шок, который испытала девушка.
Признание Влада Эзера
Патологоанатомическая экспертиза указывает на две возможные причины смерти Леи Загории: от удушения и сердечного приступа.
На заседании суда, состоявшемся в мае месяце, в качестве свидетелей от обвинения выступали полицейские, проводившие расследование. По их словам, признание, сделанное обвиняемым, логично и соответствует реальным событиям, имевшим место в день убийства женщины.
Адвокат обвиняемого заявил, что с хозяйкой дома спорила Таня, а Влад в это время находился в соседней комнате и вышел к ним лишь к концу спора. Когда у пожилой женщины случился сердечный приступ, пара испугалась и покинула квартиру. Они виноваты в том, что сбежали с места события и даже не попытались оказать помощь женщине.
- Выходит, что погибшая женщина сама залезла под кровать, чтобы спрятаться там? – парировала судья.
Ее вопрос остался без ответа. И потому за комментарием мы обратились к адвокату Аркадию Розенбергу.
- Побег пары с места происшествия усилил подозрения против обоих, - рассказывает адвокат. - Испуг и растерянность – вот чувства, которые, по меньшей мере, владели моим подзащитным и которые наверняка бы испытал любой человек в такой ситуации. Но разные люди справляются с этими чувствами по-разному. Если бы Влад сконцентрировался, оценил ситуацию, он сумел бы понять, что в первую очередь надо было оставаться на месте, вызывать полицию, скорую, хозяина дома. Как объяснить, почему Влад, вполне разумный человек, поступил, мягко говоря, как человек наивный? Я полагаю, его бегство связано с тем, что он был неспособен оценить ситуацию, так как не осознавал себя будучи в состоянии аффекта.
Мы наняли независимого патологоанатома, который установил, что женщина умерла от разрыва сердца. Поэтому мы утверждаем в суде, что обвиняемый непричастен к ее смерти.
- До ареста у Влада было время подумать, что говорить следователям…
- Мой подзащитный не душил свою хозяйку, как он признался ранее на следствии и показал на следственном эксперименте. Ведь даже при предварительном медицинском осмотре патологоанатомом от прокуратуры было установлено: на теле погибшей нет никаких следов насилия. Специалист предположил, что обвиняемый мог закрыть рот женщины рукой, что могло привести к ее удушению. Однако это предположение не соответствует признанию Влада, который на следствии сказал, что душил женщину схватив ее шею правой рукой. В таком случае, чтобы наступило удушение, необходимо применить серьезные физические усилия, и тогда на шее должны остаться серьезные признаки насилия – особенно учитывая тот факт, что Влад – высокий и крепкий, плотного телосложения молодой человек. Медики обнаружили на шее погибшей всего лишь микроскопическую гематому, которая никак не подтверждает факта физического насилия.
Моя линия защиты такова: Влад взял всю вину на себя и поспешил сделать признание, чтобы оградить свою подругу и снять с нее подозрения.
Узнав от родственников, что я готовлю статью, мне из тюрьмы позвонил Влад Эзер. В его распоряжении были считанные минуты, и разговор получился коротким.
- В произошедшем я могу признать свою косвенную вину, но непосредственно в гибели хозяйки я не виноват, - сказал Влад. - Попав в такую ситуацию, я принял решение во всем брать вину на себя, чтобы не подставлять подругу. Я не хотел, чтобы какие-то подозрения сломали ей жизнь, как это случилось со мной. Моя вина, повторяю, косвенная, в том, что я повысил на хозяйку голос. Я не покушался на нее – с ней случился сердечный приступ.
- Таня была в этот момент рядом?
- Она была в районе происшествия, но где именно - я не помню.
- Вы пытались помочь женщине? Может, ее можно было спасти...
- Я стал искать ее пульс – пульса не было. Это повергло меня в шок, в испуг - как хотите. В тот момент я неспособен был соображать...
Любовь. Любовь?
Взял ли Влад вину на себя, и если да, то почему? Как зарождались и развивались отношения между ним и Татьяной? – об этом автору данного очерка рассказали его родственники и сама девушка.
Они познакомились летом 2001 года в доме Влада и его матери, - Таня пришла в гости вместе с другом семьи. Через какое-то время школьница и солдат ЦАХАЛа стали встречаться.
Когда Таня окончила школу, молодые люди составили пару, - вопреки желанию родственников с обеих сторон.
- Я верила, что у нас с Владом все будет отлично, что мы поженимся, - вспоминает Таня. - Но тогда я была глупой, не слушала маму: она заранее знала, что у меня с ним не будет счастья.
Родственники Влада и сегодня сожалеют, что парень демобилизовался до окончания срока службы:
- Влада очень ценили, наградили грамотой как отличника службы, предлагали даже остаться на сверхсрочную, - рассказывает Светлана, мать Влада. – От армии он окончил курсы водителей. Его командир бывал у нас дома, мы всей семьей были у него в гостях. Но Владу нужно было работать, чтобы содержать себя и Таню, и из-за этого он лишился карьеры. Они некоторое время жили у меня. Влад все больше удалялся от нас, потерял всех друзей. Слово Тани для него было законом – уж очень он ее любил.
- Он настолько скучал по армии, что впоследствии записался в добровольную дружину полиции и с радостью ходил на дежурства, - дополняет Алена, сестра Влада.
Бабушка Влада рассказала, что внук, бывало, брал у нее деньги взаймы.
- Такое бывало, когда его сокращали на работе, - пояснила бабушка. – Но он всегда возвращал долг. И почему он не пришел ко мне? Я бы дала ему денег на квартиру, и тогда ничего бы не случилось... Если бы Таня работала, у них бы не было материальных проблем, а в пособии ей отказали. Внук жалел ее, не позволял даже по хозяйству заниматься, а сам пахал, как вол. Утром Влад, как бы ни торопился на работу, нес кофе в постель своей Тане... Я бываю на свиданиях с ним в тюрьме. «Я знаю, что никого не убивал», - сказал он мне, но подробностей не сообщил. А ведет себя, словно герой - по всему видно, что доволен: ведь кара обошла Таню стороной. Он и признание сделал, чтобы ее спасти. Любовь погубила моего внука...
Алена рассказала, что Влад и Таня играли в почту - переписывались, находясь в соседних комнатах. Часть переписки была обнаружена полицией при обыске - в вещах, которые пара принесла в дом к бабушке Влада вскоре после происшествия.
«Вокруг темнота и одиночество, жить не хочется», - писала Таня.
«Ты не одинока: у тебя есть я», - отвечал Влад.
Пристройка, снятая ими у Леи Загории, была их третьим по счету съемным жильем.
- Все бытовые вопросы взял на себя Влад, за аренду тоже он рассчитывался, - говорит Таня. - Я не вникала в нюансы, но насколько мне известно, мы никогда не оставались должны хозяевам.
...Когда мне было 15 лет, меня сбила машина. Я попала в реанимацию и около двух недель была без сознания. После того, как пришла в себя, полгода провела в реабилитационном центре и более года наблюдалась у психиатра. Из-за этого меня не взяли в армию, из-за этого я не могла работать – мне сложно было находиться в обществе.
На вопрос, как относился к ней Влад, Таня ответила:
- У нас все было хорошо только когда мы встречались. Потом иногда он бил меня, порой кричал. Я его боялась, собиралась уходить. Но он просил прощения, и я оставалась, да и уходить было некуда. Я полностью зависела от него. Наверное, никуда бы и не ушла от него, если бы ничего не произошло...
- В нашей семье все однолюбы, и Влад такой же, тем более что Таня - его первая девушка. Он тосковал по ней, когда полдня не видел. Сейчас ему так необходима моральная поддержка... Как вы думаете, он общается с ней? - спросила мать Влада, когда я позвонила ей в Москву.
Влад, имеющий возможность пользоваться в тюрьме телефоном, Тане не звонит.
- Потому что я этого не хочу, - говорит она. - Он меня не просто подвел - он меня подставил.
Таня окончила школу с неполным «багрутом». В ее ближайшие планы входит получить полноценный аттестат зрелости.
- Я собираюсь строить свою жизнь заново, - говорит она.
Дело по обвинению Влада Эзера в преднамеренном убийстве слушается в окружном суде Беэр-Шевы. Если статья обвинения не будет переквалифицирована, ему грозит пожизненное заключение. Очередное заседание суда назначено на 18 июня.
"Новости недели"
При перепечатке вы обязаны указать, что впервые эта статья опубликована в газете "Новости недели" (Израиль)