А вам не надоело быть заложником Гистадрута?
25.07.2007 | 11:24
Давид Натензон
Особой касте израильского общества, которая называется «работники государственного сектора» и ее покровителю Гистадруту в очередной раз вздумалось побастовать. С 25 июля и далее израильтян ожидают привычные картины: прекратят работу железная дорога, аэропорт Бен-Гурион, порты, правительственные учреждения.
Вообще забастовки этой касты - неотъемлемая деталь израильской действительности, по сути речь идет о практически перманентной акции, в которой Гистадрут берет краткие тайм-ауты (иногда в три-четыре месяца, иногда чуть больше) лишь по чисто техническим или по политическим соображениям. Однако, формальности профсоюзные боссы стараются соблюдать, и если уж возобновляют забастовку после тайм-аута, то обязательно объявляют дежурную причину.
На этот раз причина - отказ минфина удовлетворить требование Гистадрута о повышении работникам госсектора жалованья на 10%-13%. Каста пользуется гораздо более изощренным оружием, чем «те» булыжники «того» пролетариата - ложью и шантажом.
Основная ложь состоит в том, что доходы касты реально падают, поэтому повышение зарплаты ей просто необходимо. Даже простые клерки в министерствах и госучреждениях получают хорошую по израильским меркам зарплату, не прилагая чрезмерных усилий, но главное - они полностью социально защищены. Ежегодно, согласно правилам госслужбы, они получают прибавки к жалованью за стаж. Им обеспечена приличная пенсия.
Но в касту входят и сотрудники таких госмонополий, как "Электическая компания («Хеврат хашмаль»). Эти при средней зарплате в 18-19 тысяч шекелей в месяц и бесплатном электричестве для себя и для своих родственников до седьмого колена - тоже нищают? Прямо-таки готовы на паперть выйти?
Но когда каждый месяц на счет в банке приходит 18 тысяч - почему бы не попытаться увеличить эту цифру еще на пару тысяч?
«Хеврат хашмаль» - пример не случайный. Гистадрут ревностно защищает интересы этой и ей подобных монополий и государственных ведомств, вроде Управления аэропортов, Управления железных дорог и т. п., а те, в свою очередь, помогают ему практически воплощать политику шантажа: не дадите прибавку - отключим главный шибер, закроем главную заслонку, прекратим движение самолетов, поездов...
В Израиле всем понятно, что Гистадрут только формально можно назвать объединением профессиональных союзов. На самом деле, это, основанная на принципах псевдосоциалистической квазисправедливости, бюрократическая структура, имеющая целью защиту интересов крупных госмонополий и чиновников госучреждений.
Мы сами позволяем спруту душить нас. Народ, так сказать, безмолвствует. Под стенами Кнессета не бурлят стотысячные демонстрации под лозунгом «Принять закон о запрете на забастовки в госсекторе!» Понятно, Кнессет в значительной мере состоит из тех, кто связан с теми же госведомствами и монополиями (то есть сам принадлежит к касте), но потребовать-то можно?
Рано или поздно со спрутом все равно придется бороться. Лучше рано. Не надо обольщаться тем, что сегодня экономика в Израиле растет, а безработица снижается. Вот когда маятник качнется в обратную сторону, каста, почувствовав реальную опасность снижения своих доходов, приступит к шантажу еще более жесткому.
Закон (или пакет законов) о запрете на забастовки в сферах электроэнергетики, водоснабжения, коммуникаций все равно придется принимать. Израильская демократия от этого не пострадает. Право на забастовки у граждан останется, но для того, чтобы реализовать его, желающим придется перейти на работу в частный сектор. Сейчас связанная круговой порукой каста едина и нерушима, как стена. Лишив ее возможности шантажировать всех остальных граждан, мы выбьем из стены ее краеугольный камень.
Стало общим местом приводить в пример политику Маргарет Тэтчер, но удержаться от этого невозможно. Увы, для того, чтобы отдать приказ полиции и армии выбрасывать бастующих членов касты с электростанций и из портов надо быть именно гордой и независимой «железной леди», а не анемичными, занятыми исключительно борьбой за сохранение своего руководящего кресла израильскими премьерами.
Надо быть Маргарет Тэтчер, чтобы никого не стесняясь заявить в объективы телекамер: «Штрейкбрехеры?! Пора лишить это слово негативного оттенка. Это настоящие львы, лучшие люди Великобритании».
Надо быть Маргарет Тэтчер, чтобы ограничить деятельность профсоюзов жесткими рамками законов.
И хотя у нас в Израиле нет своей Маргарет Тэтчер (аморфная Ципи Ливни на эту роль явно не годится), это не означает, что схватка с кастой заведомо и безнадежно проиграна. Просто каждый израильтянин должен заявить любым доступным ему способом, что он отказывается быть заложником касты и Гистадрута.
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: