Саудовская Аравия и мирная инициатива Буша
09.08.2007 | 12:22
Григорий Косач
1 августа этого года эр-риядская газета «Ар-Рияд» в своей передовой статье «Америка движется. Будут ли результаты?» писала: «Было бы нелогично как подогревать вражду к Америке, так и идти у нее на поводу. Мы нуждаемся друг в друге, пусть даже в ее политике и присутствует худшее - поддержка Израиля, а также создание в регионе проблем, возникающих только благодаря ее действиям. Но Америка - главный игрок, вне зависимости от того, нагнетает ли она обстановку, выступает ли гарантом безопасности или союзником Израиля. Только Америка может заставить его добровольно или силой пойти на участие в созидании мира».
«Ар-Рияд» продолжала: «Важно и то, что в мировом масштабе Америка - наш основной внешнеторговый партнер, а также основной источник поступления оружия в регион и важный импортер нефти. Несмотря на то что совершаемые ею ошибки порой огромны и разрушительны, ее региональное присутствие является необходимым не только потому, что она служит противовесом напряженности или ее нейтрализации, но и потому, что, например, несмотря на то, что однажды она вооруженным путем вторглась в Ирак, сегодня ее военное присутствие там необходимо. Любая иная альтернатива этому присутствию приведет к гражданской войне и развалу Ирака, что значительно опаснее, чем нахождение там американских войск».
Эти идеи одна из влиятельнейших саудовских «внутренних» газет высказала в связи с поездкой в регион главы внешнеполитического ведомства США К. Райс и министра обороны США Р. Гейтса на следующий день после того, как их принял король Абдалла. По сообщению «Ар-Рияд», важнейшими вопросами, обсуждавшимися высшими чиновниками администрации Дж. Буша с саудовским монархом, было «развитие палестинских событий, необходимость достижения справедливого и всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и арабской мирной инициативы». Ирак также был в числе этих вопросов - король Абдалла, К. Райс и Р. Гейтс обсуждали «нынешние события в Ираке, его суверенитет и единство территории». Наконец, на встрече обсуждались проблемы «возобновления политического диалога в Ливане, иранское ядерное досье и борьба с терроризмом».
Иными словами, «Ар-Рияд» высказала мысли, которые в Саудовской Аравии рассматривают в качестве наиболее принципиальных основ взаимодействия с ведущей мировой державой в связи с тем новым предложением американского президента, которое было в центре очередной ближневосточной поездки К. Райс и Р. Гейтс. Касаясь же, собственно, предложения Дж. Буша, газета пишет: «Дж. Буш реанимирует свой же собственный проект, основанный на идее созыва международной конференции по палестинскому вопросу. Иными словами, он сам стремится разрушить прежнюю монополию его страны на принятие решения по этому вопросу. Отныне он обращается к идее совместных действий с другими влиятельными и заинтересованными государствами, в том числе и с государствами региона».
Итак, положительно отвечая на предложение Дж. Буша, Саудовская Аравия предложила собственное видение тех вопросов, которые должны обсуждаться на будущей мирной конференции. То, что в королевстве называют «справедливым и всеобъемлющим мирным урегулированием», рассматривают там, как вопрос о создании палестинского государства рядом с Израилем. В основу работы этой конференции должна быть положена инициатива короля Абдаллы, возобновленная королевством в ходе эр-риядского саммита Лиги арабских государств (ЛАГ). Наконец, в ответ на положительный ответ Саудовской Аравии Соединенные Штаты должны пойти на компромиссы как в отношении Ирака и Ливана, так и по вопросу поиска удовлетворяющего интересы королевства решения проблемы иранского ядерного досье.
1 августа в Эр-Рияде состоялась совместная пресс-конференция саудовского министра иностранных дел С. Аль-Фейсала и К. Райс, в которой участвовал и Р. Гейтс. Открывая ее, С. Аль-Фейсал вновь перечислил те вопросы, которые высшие чиновники американской администрации обсуждали с королем Абдаллой, выделив в первую очередь «палестино-израильское противостояние» и «мирный процесс в регионе». В этой связи С. Аль-Фейсал подчеркнул, что, по мнению королевства, «разъяснения, данные доктором Райс по поводу инициативы американского президента о международной мирной конференции», доказывают, что «эта инициатива несет в себе немало важных и позитивных элементов, связанных с всеобъемлющим решением конфликта и созданием жизнеспособного и территориально связанного палестинского государства». Называя эти «элементы», глава саудовского внешнеполитического ведомства отметил «ликвидацию поселений, решение проблемы беженцев и Иерусалима». Возникла ситуация, которую С. Аль-Фейсал назвал «совпадением внутреннего содержания этих элементов и арабской инициативой всеобъемлющего мира», что и привело к тому, что королевство «приветствовало эту инициативу (Дж. Буша. - Г. К.)».
Тем не менее С. Аль-Фейсал счел необходимым подчеркнуть несколько аспектов переговоров К. Райс и Р. Гейтса с королем Абдаллой. Среди них, во-первых, то, что, по словам саудовского министра иностранных дел, «Служитель Двух Благородных Святынь подчеркнул первостепенность задачи решения палестино-израильского противостояния для ликвидации многих конфликтных ситуаций в регионе». Это означает, по его словам, что «арабы выразили серьезное желание решить конфликт на основе своей мирной инициативы, которая касается первостепенных проблем противостояния и путей их окончательного и непосредственного решения». Поскольку, как отметил С. Аль-Фейсал, «международное сообщество движется к реанимации мирного процесса, постольку Израиль также должен проявить серьезность своего подхода к миротворческим усилиям международного сообщества, делая конкретные шаги, а не занимаясь политическим маневрированием. Его подход должен быть практическим, а не протокольным и формальным, поскольку формальности служат только целям пропаганды».
Далее С. Аль-Фейсал вновь коснулся вопроса о необходимости компромиссов со стороны американских партнеров Саудовской Аравии. Идея этих компромиссов оформлялась им как указание на то, что в ходе переговоров с К. Райс и Р. Гейтсом их саудовские собеседники (король Абдалла назывался в первую очередь) подчеркивали «свою обеспокоенность ухудшением ситуации с безопасностью в Ираке, отсутствием там политической стабильности, тем более что внутрииракская ситуация не только имеет отношение к народу Ирака и территориальной целостности этой страны, но и непосредственно воздействует на положение во всем регионе». Королевство считает, отметил саудовский министр иностранных дел, что США «должны поддержать региональные и международные усилия, направленные на восстановление безопасности в Ираке на основе сохранения его суверенитета, независимости и территориального единства».
Наконец, он подчеркнул, что королевство заинтересовано (и об этом говорилось высшим представителям американской администрации) в «возобновлении внутриливанского диалога на базе существующих конституционных структур и исключая внешнее вмешательство». Решение же вопроса об иранском ядерном досье, по заявлению С. Аль-Фейсала, должно рассматриваться не только как один из элементов продвижения к «ликвидации оружия массового поражения в региональном масштабе», но и подход к этому решению должен основываться на «методах дипломатии, далеких от языка нагнетания напряженности и эскалации».
Ответы С. Аль-Фейсала на вопросы журналистов в ходе пресс-конференции свидетельствовали о том, что Саудовская Аравия со своей стороны готова к некоторым компромиссам, имеющим непосредственное отношение к позиции США по Ираку. Речь шла, например, о его заявлении, касающемся того, что королевство «направит в Ирак своих представителей - дипломатов-сотрудников Министерства иностранных дел для того, чтобы выяснить возможности открытия саудовского посольства в Ираке». Эта группа будет ответом саудовской стороны на посещение саудовской столицы группой иракских дипломатов, с которой уже состоялись переговоры, касавшиеся возможностей создания саудовского посольства в Багдаде». Но, конечно же, саудовский министр иностранных дел отрицал какую-либо связь между этой поездкой и позицией королевства по вопросу об инициативе Дж. Буша и подчеркивал, что направление в будущем саудовской дипломатической миссии в иракскую столицу связано лишь с саудовско-иракскими «двусторонними отношениями».
Одновременно, подчеркивая важность внутрииракской стабильности, С. Аль-Фейсал отметил: «Мы надеемся, что будем тесно сотрудничать в сфере мероприятий, направленных на восстановление стабильности и, в частности, на противостояние терроризму, тем более что наши американские партнеры, как и представители других дружественных правительств, обещали нам сотрудничество и координацию действий в этой сфере».
Саудовская компромиссная позиция в отношении вывода американских войск из Ирака также была подчеркнута министром иностранных дел королевства, заявившим в ходе пресс-конференции: «Этот вопрос имеет отношение только к иракскому народу и американскому правительству». Равным образом, это было сделано и в отношении иракских суннитов. Отвечая на вопрос о том, достаточно ли усилий прилагает иракское правительство для защиты суннитов, С. Аль-Фейсал заметил: «Я думаю, что этот вопрос касается только иракского народа. Он должен это решать. С нашей же стороны, подчеркиваю, мы занимаем равноудаленную позицию в отношении всех политических групп и всех страт в Ираке, как суннитов, так и шиитов. На всех них мы смотрим только как на иракцев. Мы сотрудничаем с любой силой, действующей в интересах единства и суверенитета Ирака».
Все же, будет ли Саудовская Аравия участвовать в мирной конференции по Ближнему Востоку, предложенной Дж. Бушем? Да, отметил С. Аль-Фейсал, «мы заинтересованы в мирной конференции», но эта заинтересованность означает, что королевство «имеет в виду обсуждение принципиальных вопросов мира, иначе эта конференция превратится в трибуну для встреч и разговоров, которые не станут вкладом в дело мира». Что будет, если Саудовская Аравия получит приглашение на эту конференцию? «Мы, - четко подчеркнул С. Аль-Фейсал, - тщательно изучим этот вопрос и будем стремиться присутствовать на ней».
Конечно, в ходе пресс-конференции был задан и вопрос о поставках американского оружия в Саудовскую Аравию. С. Аль-Фейсал следующим образом прокомментировал этот вопрос: «Когда Королевство Саудовская Аравия вооружается, то оно делает это для того, чтобы защитить себя. Никогда и никто не мог сказать про королевство, что оно - агрессивное государство. Ныне же мы вооружаемся, и я не думаю, что кто-либо из присутствующих сомневается в том, что регион подвергается рискам, что в нем происходят серьезные изменения. Мы вооружаемся, чтобы защитить саудовский народ и саудовские интересы. Это - долг королевства и его правительства».
Наконец, С. Аль-Фейсал дал общую оценку состоянию саудовско-американских отношений, комментируя слова К. Райс, относящиеся к этим отношениям: «Я согласен со сказанным главой Государственного департамента, что мы друзья и союзники в течение десятков лет. Это не означает, тем не менее, разногласий между нами в отношении проводимой нами политики и тактики. Но истинный смысл этих отношений позволяет нам позитивно и в духе дружбы обсуждать самые трудные и чувствительные вопросы. Если в саудовской политике есть проблемы, то они говорят с нами, если у нас есть беспокойство в связи с их политикой, то мы говорим с ними».
Принципиально важным преддверием переговоров К. Райс и Р. Гейтса в Эр-Рияде, касающихся вопроса о саудовской позиции в связи с инициативой Дж. Буша по Ближнему Востоку, стала состоявшаяся 31 июля в египетском Шарм-аш-Шейхе встреча по формуле «1+2+6» с участием К. Райс, министров иностранных дел Египта и Иордании и министров иностранных дел шести стран - членов Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ). Собственно, в Шарм-аш-Шейхе в расширенном составе и обсуждались основные вопросы, впоследствии ставшие темой прямых саудовско-американских переговоров - ближневосточный конфликт, иракский кризис, иранское ядерное досье, ливанский вопрос, а также проблемы борьбы с терроризмом и нераспространения оружия массового поражения. Именно там представители арабских стран, с одной стороны, подтвердили К. Райс, как 1 августа С. Аль-Фейсал сообщил корреспонденту «Ар-Рияд», свою приверженность делу решения «палестино-израильского противостояния», создав условия, которые, комментируя итоги встречи в Шарм-аш-Шейхе, сама К. Райс назвала «не только временем вызовов, но и временем возможностей».
Как было подчеркнуто в заключительном коммюнике встречи в Шарм-аш-Шейхе, «министры иностранных дел Египта, Иордании, шести стран Совета сотрудничества и Соединенных Штатов вновь подтвердили на совещании в Шарм-аш-Шейхе под председательством министра иностранных дел Египта Ахмеда Абу Аль-Гейта, что они стремятся к миру и стабильности на Ближнем Востоке». В коммюнике говорилось: «Переговоры в Шарм-аш-Шейхе имели своей целью встречу партнеров и друзей, стремящихся скоординировать усилия ради достижения мира и стабильности в регионе. Участники совещания вновь подтвердили, что их объединяет совместное видение мирного, стабильного и процветающего Ближнего Востока, и заявили о своем стремлении совместно действовать для достижения этой совместной цели». Эта цель - «существование двух государств (Израиля и Палестины. - Г. К.) как залог прекращения палестино-израильского противостояния на основе претворения в жизнь резолюций Совета Безопасности ООН № 242, 338, 1397 и 1515, а также арабской мирной инициативы, прекращение длящейся с 1967 г. израильской оккупации, создание жизнеспособного и географически связанного палестинского государства, живущего в безопасности и мире со всеми своими соседями». На этой основе, подчеркивалось далее в совместном коммюнике (перечислявшим вопросы Ирака, Ливана, иранского ядерного досье и создания свободного от оружия массового поражения Ближнего Востока), «участники совещания приветствуют приверженность американского президента Джорджа Буша, провозглашенную им в речи от 16 июля текущего года, укреплению политических и дипломатических усилий, направленных на достижение мира между Израилем и палестинцами на основе создания жизнеспособного и географически связанного палестинского государства, и выражают свою готовность оказать ему поддержку в этих усилиях».
Следует заметить, что терминология текста коммюнике мало чем отличалась от саудовской риторики времени пребывания К. Райс и Р. Гейтса в Эр-Рияде. А сама эта терминология подтвердила то, что писала «Ар-Рияд», комментируя визит высших лиц американской администрации в саудовскую столицу: саудовские компромиссы возможны и необходимы, но эти компромиссы не есть отступление от главных, заключающихся в необходимости объединения начинаний короля Абдаллы и президента Дж. Буша. Если мирная конференция по Ближнему Востоку и состоится, в основу ее проведения должна быть положена арабская мирная инициатива, опирающаяся на известные резолюции Совета Безопасности. На этот раз в поддержку этой инициативы будут выступать ведущие государства арабского мира, которые не «подогревают вражду к Америке» и не «идут на поводу» у этой державы.
Сайт Института Ближнего Востока в Москве (http://www.iimes.ru/)
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: