Принцип любого «лохотрона» заключается в том, чтобы заинтересовать, втянуть в игру, а потом уже начать «накалывать» пойманного в эти сети лоха. Человеческая психология – вещь непостижимая, так, по крайней мере, утверждают мировые светила этой науки, но человеческая глупость куда больше не поддается пониманию, нежели все другие учения о природе поведения человека.
- Простите, не могли бы вы вот с этим билетом подойти вот к той женщине, - говорит молодой парень, протягивая вам картонный прямоугольник с напечатанным на нем логотипом какого-нибудь известного бренда.
- Нет, спасибо. Я спешу, - отвечаете вы, понимая, что перед вами «заводила» очередного «лохотрона».
- Я вас очень прошу, - не унимается «студент», а именно так он представляется, умоляя выполнить его просьбу. – Я бедный студент, мне за каждый врученный билет платят по полтугрика.
Вы человек доброй души и широкого сердца. И вместо того, чтобы вручить «студенту» полтугрика, берете билет и идете к «той женщине». И теперь все, вы - на удочке! Теперь вопрос только в том, сколько у вас в кошельке этих тугриков, которые достанутся «той самой женщине».
Я не стану объяснять дальнейшие правила «лохотрона», которые хорошо известны каждому выходцу из славных городов-героев нашей бывшей необъятной родины, где эта игра особенно распространена. Замечу только, что всегда в ней присутствует «добрый человек», наблюдающий, якобы, со стороны за тем, как вас «раздевают», чтобы в последний момент, когда вы уже в отчаянии от собственной глупости, подойти, пожалеть, похлопать по плечу и сказать: «Эх, парень, совсем продулся. На, вот, возьми на метро…»
Правящая партия «Кадима» тоже решила поиграть в «лохотрон», вернее, заставить русскоязычную общину поиграть в эту разорительную игру. Как водится, каждый из фигурантов в ней играет свою роль. Председатель комиссии Кнессета по алие и абсорбции получил роль «студента», который жалобно умоляет не бросать его на произвол судьбы. Все же он из «наших», тоже когда-то был новым репатриантом из города-героя Киева. Роль «той женщины», красавицы, спортсменки и ударницы невесть какого труда исполняет то ли сама министр по связям с правительством, то ли советница его главы по связям с русскоязычной общиной, когда кому удобно. Эти дамы хорошо поставленными голосами рассказывают о вашем «лохотронском» выигрыше, который осталось только получить, переиграв подставных игроков. Этих вокруг вас вертится полно: министр финансов, министр внутренней безопасности, поспешно присоединяются другие министры, когда приходит их очередь. Все они переигрывают вас и не дают забрать тот выигрыш, который указан на билете, всученном вам слезливым «студентом». Рядом стоящие товарищи, ругаясь последними словами, оскорбляют вас, а «студент» умоляет не обращать на них внимания и продолжать играть. А женщины, мило улыбаясь, призывают не терять собственного достоинства и не поддаваться на провокации соперников. И, наконец, «добрый дядя» выжидает в сторонке, чтобы в последний критический момент подойти и предложить утешительную подачку. Этот игрок – сам глава правительства!
Мне могут возразить: при чем тут русскоязычная община? В предвыборный «лохотрон» втягивают любого обывателя, вне зависимости от его этнической принадлежности. Что может быть ненадежнее предвыборных обещаний?! – Ничего, и это известно каждому избирателю.
Но у глупости человеческой нет границ, а избирателя, кроме того, пугает, что к власти могут придти люди серые, безынициативные, порой нечестные, а зачастую и лживые.
И все же я отвечу, при чем тут русскоязычная община. Дело в том, что по сложившимся за последние 15 лет стереотипам, именно эта община «приводит» к власти того или иного партийного лидера. Без участия «русской» партии способность выживания правительственной коалиции практически ничтожна. Поэтому охота за «русскими» голосами в предвыборный период превращается в самый настоящий королевский гон с собаками, егерями и гарцующими на конях аристократами в напудренных париках и при начищенных до блеска шпагах. Поэтому каждый представитель русскоязычной общины становится желанной добычей «лохотронщиков». Приведу цитату из статьи «Партия Ольмерта с русским ацентом» в газете «Гаарец» журналистки Лили Галили, специализирующейся на «русских» делах: «Возникла странная ситуация. Массовый избиратель далек от идеологии Кадимы, но промежуточный слой (заместители мэров, члены городских советов и местные функционеры) заинтересован в личном продвижении, которое может обеспечить именно слабая партия. Этих функционеров можно найти в Ришон-ле Ционе, Ашдоде, Хайфе, Хадере. В филиалах Кадимы мероприятия происходят, в основном, на русском языке. После выборов амбициозные функционеры записали в партию 3600 репатриантов, составляющих почти 15% от общего числа членов Кадимы. Львиная доля работы на местах приходится на этих людей».
«Лохотронщики» из «Кадимы» идут еще дальше. По информации той же Лили Галили, они собираются создать «русскую» партию-марионетку. Это для «Кадимы» накануне муниципальных выборов должно стать, своего рода, пробным шагом в обуздании русскоязычной общины, отношение которой к партии власти сегодня чуть ли не враждебное. С другой стороны, Ольмерт и его советник по «русским» делам понимают, что русскоязычная община ищет сейчас выход на силовые позиции.
«Молодая и слабая «Кадима» может предложить честолюбцам из их среды не только короткий путь к интеграции, но и участие в создании облика партии», - пишет Лили Галили и дальше приводит слова члена городского совета города Офаким - Роберта Тиваева, переметнувшегося недавно в «Кадиму» из НДИ: «Это не просто, но в «Кадиме» имеется большой потенциал для репатриантов. Нужно только уметь им воспользоваться», - считает он.
Будем (или не будем) надеяться, что г-н Тиваев сумеет «воспользоваться большим потенциалом», который, по его словам, заложен в «Кадиме». Только потенциал этот не для репатриантов, а для функционеров, не сумевших прижиться в партии «Наш дом Израиль», которая, по крайней мере, не столь бесцеремонно манипулирует репатриантским общественным мнением, как это делается в «Кадиме».
Право, до чего циничный спектакль разыграла труппа Ольмерта в первом акте: сперва в лице министра финансов, провозгласившего о сокращении «корзины абсорбции» на 20% и отмены субсидирования проектов ученых-рептриантов, а потом в лице главы правительства, пожурившего своих, якобы, зарвавшихся актеров и отменившего эти сокращения. Во втором акте другой исполнитель главных ролей, министр внутренней безопасности, театрально испугался «русских» проституток, которые валом повалят на Святую Землю, стоит только отменить визовый режим гражданам России. А в следующей сцене с участием русскоязычных активистов «Кадимы» (всего 46 человек!) так же театрально извинился за свои страхи. Спектакль-«лохотрон» еще не доигран. Будет третий и четвертый акты – сколько их там по сценарию, знать нам неведомо. Но они будут, уверяю вас…
(Статья также опубликована в номере газеты "Эхо" от 13 августа 2007 г.)