Вопрос об определении размеров части моря, которая находилась под юрисдикцией прибрежных государств, оказался одним из наиболее сложных в истории международного права. До 18 века практиковался способ, согласно которому граница “морских владений” государств ограничивалась линией горизонта, видного с берега. Тем не менее, начиная с 18 века многие страны начали применять метод, согласно которому границей морских владений государств считалась та точка, до которой могло достать оружие прибрежной страны. Фактически, чем более развитой была страна в производстве вооружений, тем больший участок моря она могла контролировать. Тем не менее, на практике подвластная территория ограничивалась расстоянием полета пушечного ядра от берега - в среднем, 3 морские мили (1 морская миля равна 1 852 метрам). Данная идея принадлежала голландскому публицисту Корнелиусу фон Бинкершоку, который уже в начале 17 века предлагал применять дальность пушечного выстрела для определения морских территорий прибрежных стран.
К концу 18-го и началу 19-го века США, а также некоторые страны Западной Европы объявили своей территорией морское пространство, простирающееся именно на расстояние трех миль от берега. К концу 19-го века развитие технологий позволило увеличить дальнобойность артиллерии до 10-12 миль (16-19.3 км). Именно в это время в международном праве начало применяться понятие "прилегающих акваторий". В 1776 году Англия объявила часть моря, находящуюся на расстоянии 12 миль от своих берегов, “таможенной зоной”. В 1799 году примеру Англии последовали США, в 1817 году - Франция, а в 1909 году - Россия. Принципы "свободного моря" и определения прилегающих акваторий с помощью пушечного выстрела оставались основой международного права в области использования океана вплоть до 1945 года. Тогда США установили новые правила рыбной ловли и добычи ресурсов, находящихся на морском дне, в водах, прилегающих к территории США. Расстояние, которое объявлялось принадлежащим США, было намного большим, чем обычные 3 морские мили.
До принятия Конвенции ООН по Морскому Праву разные страны пытались установить свою юрисдикцию над морскими территориями, и в каждом случае размеры этих территорий различались. Австралия, Германия, Катар, Великобритания и США придерживались расстояния в 3 морские мили, Алжир, Куба, Индия, Индонезия и СССР считали своими территориальными водами расстояние в 12 морских миль, а Камерун, Гамбия, Мадагаскар и Танзания - 50 морских миль. Некоторые страны Латинской Америки, в частности, Чили, Эквадор, Перу и Никарагуа, объявили о своих притязаниях на морские акватории, прилегающие к их берегам на расстоянии до 200 морских миль. Впоследствии аналогичную норму установило африканское государство Съерра-Леоне. Ныне, согласно Конвенции по Морскому Праву, территориальными водами прибрежных стран признается морское пространство расстоянием в 12 морских миль (19.2 км) от берега.
В данной зоне прибрежные страны имеют полную юрисдикцию. Суда и корабли (в том числе, и военные) иностранных государств имеют право “мирного прохода” через эти территории. В пределах 12 морских миль прибрежные страны обладают правом собственности на все живые и неживые ресурсы океана. Кроме вышеуказанных территориальных вод, Конвенция также предусматривает наличие “прилегающих вод” расстоянием в 24 морские мили от берега, которые должны позволить государствам проводить эффективную иммиграционную, санитарную, таможенную и экологическую политику.
Благодаря Конвенции, в обращение вошел термин "Специальная Экономическая Зона". Каждое прибрежное государство имеет право претендовать на специальную экономическую зону (200 морских миль от берега), в пределах которой оно имеет право исследовать, эксплуатировать и управлять живыми и неживыми ресурсами. В пределах своих специальных экономических зон государства имеют право регулирования строительных работ, а также использование уже существующей в океане инфраструктуры для экономических, научных и экологических целей. Тем не менее, прибрежные страны не обладают правом собственности над самой территорией моря или ее ресурсами в пределах специальной экономической зоны - все государства мира имеют право на строительство трубопроводов и прокладку кабельных трасс.
Для государств, полностью состоящих из островов - таких, как Филиппины, Индонезия, Мальдивы и Сейшелы - Конвенция предусматривает специальный статус - "государство-архипелаг". Расстояние территориальных и прилегающих вод, а также специальных экономических зон для таких стран отсчитывается от самой крайней точки самого крайнего острова. Указанный принцип распространяется лишь на острова, которые сами по себе являются суверенными государствами, а не являются частью какой-либо материковой страны.
Открытое водное пространство относится к океаническим и морским территориям, находящимся вне национальных юрисдикций и вне территорий внутренних вод государств, таких, как реки, озера, заливы и проливы. Все страны, включая те, которые не имеют собственного выхода к морю, имеют право навигации в открытых водах. Вместе с тем, существуют некоторые правила в области защиты морской жизни и предотвращения загрязнения морской среды. Все гражданские и военные воздушные транспортные средства также имеют право свободного перелета через открытые водные пространства. Все страны мира имеют право заниматься рыболовством в открытых водах, но должны также придерживаться своих обязательств по международным соглашениям, а также соблюдать права прибрежных стран. Любая страна мира имеет право на строительство трубопроводов и кабельных трасс по дну океана, а также проведение научно-исследовательской деятельности в открытых водах, если данная деятельность имеет мирные цели и не препятствует международной морской навигации.
Еще одной областью регулирования Конвенции является проведение научно-исследовательских работ на море. Западные страны выступали за свободу проведения исследовательской деятельности с условием, что страны-исследователи будут обязаны уведомлять о цели своих исследований. Развивающиеся страны, напротив, выступали за такую систему, которая подразумевала бы получение формального разрешения у стран, в специальных экономических зонах которых должны проводиться исследования. К недовольству большинства развитых стран, Конвенция фактически защитила позицию развивающихся стран, так как согласно ее положениям, для проведения научно-исследовательской деятельности в специальных экономических зонах государств необходимо получать официальные разрешения. Тем не менее, после получения запроса о проведении исследовательской работы в ее акваториях, страны не имеют права безосновательно откладывать свой ответ, а в случае отказа обязаны аргументировать его. Для получения разрешения любые исследовательские работы должны носить исключительно мирный характер.
Крайне болезненной оказалась вопрос о добыче минеральных ресурсов с морского дна. Поиск ответа на простой вопрос: "Кто имеет право разработки морского дна с целью извлечения ресурсов?" занял много времени. Одна группа государств (в основном, индустриально развитых) настаивала, что данной деятельностью имеют право заниматься те страны, которые имеют для этого необходимые технические и экономические средства. Другая группа (прежде всего, развивающиеся страны) призывала к созданию международного режима, который следил бы за тем, чтобы часть доходов, полученных от добычи ресурсов с морского дна, распределялась между наиболее нуждающимися странами. Согласно Конвенции, ресурсы, лежащие на дне открытого океана являются достоянием всего человечества, и ни одна страна не может претендовать на владение ими или какой-либо их части. Страны Запада усмотрели в вышеуказанном принципе проявление идеологии социализма и не спешили присоединяться к соглашению. В 1990 году Генеральный Секретарь ООН начал серию консультаций с заинтересованными странами относительно возможных изменений в конвенции, что, спустя четыре года, привело к подписанию соглашения, которое стало составной частью Конвенции по Морскому Праву. Индустриально развитые страны получили возможность блокировать принятие любого неугодного им решения, а корпорации, занимающиеся добычей минералов на морском дне, получили ряд финансовых послаблений.
Международное информационное агентство Washington ProFile (www.washprofile.org/ru)