В 1977 году в Израиле произошел переворот. Так, по крайней мере, назвал результат тогдашних выборов сегодняшний гуру израильского телевидения Хаим Явин. После сорокалетнего правления Рабочей партии к власти пришла, по определению советского официоза, буржуазная партия, лидеров которой еще какие-нибудь десять-пятнадцать лет назад официальный Израиль, не стесняясь, обвинял в фашизме или в пособничестве ему.
С тех пор прошло 30 лет. Тридцать лет «разгула» демократии, когда заклейменные израильскими левыми последователи ревизионистского сионизма Жаботинского показали свое истинное лицо миротворцев и либералов. Ведь именно при них Израиль смог заключить мир со своим главным врагом - Египтом. И при них начался процесс либерализации израильского общества и постепенный переход к нормальным рыночным отношениям в стране. Но пик демократии наступил, когда две крупнейшие противоположные по идеологии партии, получив на выборах примерно равное число голосов, договорились о создании правительства национального единства и ротации на посту премьер-министра. Первые два года правительство возглавлял Шимон Перес из Аводы, последние – Ицхак Шамир из Ликуда. Это было очень странное сращение коалиции с оппозицией. Первая из правящих партий выступала за отступление с контролируемых территорий, а вторая поддерживала идею целостности Эрец-Исраэль. Но на этом череда парадоксов израильской демократии не закончилась. Легендарный генерал Ариэль Шарон, спасший страну в Войне Судного дня и создавший в 1974 году блок Ликуд, объединивший тогда правую партию «Херут» во главе с Менахемом Бегиным и партию либералов-центристов, пошел в 2005 году на совершенно неожиданный шаг для возглавляемой им правоориентированной коалиции. Последствия этого шага, (а речь, понятное дело, идет о «размежевании» или об эвакуации нескольких тысяч евреев из пограничного с сектором Газа района Гуш-Катиф), отозвались взрывами «кассамов» в Сдерот и Западном Негеве.
Чудеса продолжаются и сейчас, когда лидеры нашей страны меняют свои ориентации на прямо противоположные. Человек, который готов был идти на любые уступки палестинцам – от отдачи всех территорий до раздела Иерусалима – заявляет сегодня, что в течение ближайших 5 лет, до тех пор, пока не разработана эффективная защита от "кассамов", Израиль не может позволить себе создание палестинского государства. Это слова нынешнего министра обороны Эхуда Барака. Надо полагать, что скоро за этими его словами последуют и другие о том, что еврейские поселения играют важнейшую роль: они служат препятствием для создания палестинского государства, которое превратит жизнь в Израиле в сплошной ад.
Метаморфоза продолжается. В то время как типичный представитель Аводы и киббуцник Барак пугает нас будущим палестинским государством и заявляет, что «хороший» ФАТХ мало чем отличается от «плохого» ХАМАСа, приведя в пример террористическую деятельность убийц из «Батальонов мучеников Аль-Аксы», бывшие ликудники Эхуд Ольмерт и Ципи Ливни не перестают манипулировать жестами доброй воли по отношению к Абу-Мазену и Саляму Фаяду, отпуская на свободу и даря помилование этим самым фатховским убийцам. На смену непопулярным среди палестинцев председателю ПА и ее премьеру придет хамасовское руководство, которое спасибо ни Ольмерту, ни Ливни не скажет за сотни отпущенных на свободу и помилованных боевиков, но зато использует их надлежащим образом.
В последнее время в израильских СМИ распространяются слухи о, якобы, «сговоре» Барака с Нетаниягу. Якобы, они договорились о том, что оба единым фронтом выступят за досрочные выборы. Надо, лишь, дождаться окончательных выводов комиссии Винограда, расследующей итоги Второй ливанской войны. Честно говоря, мало верится в такие слухи. На фоне смены идеологической ориентации у всех без исключения партийных лидеров маловероятно, что Биньямин Нетаниягу пойдет сегодня на какой-либо сговор с «поправевшим» Бараком. Ведь, тогда, в случае победы Ликуда на выборах, Нетаниягу придется пригласить в свое правительство на место министра обороны, набирающего очки Барака. Вряд ли Биби, основная задача которого на данный момент изгнать из рядов партии экстремистов типа Фейглина, согласится иметь под боком конкурента, который по своим новым взглядам вполне может подойти на место председателя Ликуда. Но еще невероятнее представляется ситуация, когда сам Барак может сейчас всерьез говорить о досрочных выборах, зная прекрасно, что победы ему в ближайший год не одержать. Несмотря на данное рядовым членам Аводы обещание способствовать проведению досрочных выборов, несмотря на неоднократные заверения самого Нетаниягу и его соратников по партии о необходимости скорейшего смещения нынешнего правительства, - ни тот, ни другой и пальцем не пошевелят, чтобы выполнить свои обещания. Они будут делать все, чтобы торпедировать любое предложение о досрочных выборах, понимая, что сейчас нужно набраться терпения и занять выжидательную позицию в надежде на очередной промах Ольмерта.
Барак будет и дальше набирать очки в общественном мнении, проявляя твердость и жесткость в отношениях с палестинцами. Нетанигу продолжит заигрывания с общественным мнением, чтобы показать себя во всей красе демократа европейского образца, которому, кроме всего прочего, еще не совсем чужда национальная идея. А Ольмерт с компанией, как говорится, «тихой сапой», дотянут до конца каденции. Остается надеется, что это не будет катастрофическим уроном для страны.
Журналист газеты «Гаарец» Йоэль Маркус вспомнил о писателей Давиде Гроссмане, который говорит о «пустом правительстве». Но, по словам Маркуса, Гроссман был бы ближе к истине, если бы назвал всю нашу демократию "пустышкой". «Потому что нередко правительства лишались власти не из-за принципов, а потому, что базировались на комбинациях, грязных сделках и договоренностях между "стратегическими советниками"», - пишет Маркус.
Самое страшное, когда в обществе полностью исчезает доверие к своим лидерам и наставникам. В тот момент, когда обществом овладевает апатия, происходит его моральное разложение. Пока еще странные смены ориентации у народных избранников могут вызывать у нас гнев и возмущение. Мы еще можем наивно полагать, что лгать избирателю нехорошо. Мы даже можем эту ложь оправдать интересами высокой политики. Только на поверку оказывается, что ни о какой высокой политике речь уже давно не идет. Сколь это ни банально, идет процесс борьбы за власть, в которой хороши все методы, тем более, что их очень удобно скрыть за вывеской демократического государства.
На фото: Хаим Явин в 1977 году объявляет по израильскому телевидению о "перевороте" (Статья также опубликована в номере газеты "Эхо" от 27 августа 2007 г.)