"Скажите, пожалуйста, господин Зорин, - спросил Генри Киссинджер, - вы еврей?
- Я - русский!
- А-а. А я - американский".
Прав был Генри Киссинджер: еврей он и в России, и в Америке - еврей. Но только не в Израиле. 80% из 300 тысяч репатриантов – детей отцов и дедов евреев, прибыших сюда по "Закону о возвращении", в любой другой стране считались бы евреями, но только не на исторической родине. Здесь они "ло рашум" и "гои".
Очередная кампания гиюра в национальном масштабе подчеркивает их ущербность и направлена на то, чтобы обратить их в лоно религии. И хотя лишь 8%-10% из них - верущие, это не останавливает наших правительственных чиновников .На сей раз неутомимая деятельность премьер-министра страны Эхуда Ольмерта направлена на благо репатриантов – “Гиюр — в массы!”. Лозунг, казавшийся утопическим еще несколько лет назад в начале большой алии, неожиданно реализовался в беспрецендентную кампанию.
Провалы с гиюром в последние годы ничему не научили наше правительство. Сотни миллионов шекелей, потраченных впустую, не заставили его задуматься – а так ли необходима "иудизация русской алии"? Новая реформа призвана лишь увеличить обороты денежных и людских рессурсов, естественно, при этом укрепляя вертикаль власти религиозного истеблишмента в вопросах личного статуса. Увеличивая силы и вложения, они надеются получить впечатляющие результаты – переход 300 тысяч граждан в иудаизм, тем самым, в сущности уподобляясь миссионерам.
Толчок для этой реформы, по-видимому, дала недавняя конференция в Иерусалиме, посвященная будущему еврейского народа, на которой собрались 120 лидеров международных еврейских организаций. Главный вывод конференции - борьба с ассимиляцией и противостояние смешанным бракам как демографической и национальной угрозе исчезновения евреев. "Меняется в целом профиль еврейского народа, - говорится в одном из рабочих материалов конференции. - Группы, чьи дети довольно часто женятся на неевреях и низкая рождаемость будут сокращены в количестве и влиянии". Комитет конференции запланировал собрать 200-300 миллионов долларов на борьбу с ассимиляцией и религиозной деградацией евреев в диаспоре и в Израиле.
Ольмерт, держа руку на пульсе события, гордо заявил с трибуны: "В последнее время я стал чувствовать себя больше евреем, чем израильтянином". И добавил, что ничего более нового он сказать им не может.
Представитель нашей алии, Натан Щаранский характерно выразил чаяния репатриантов из бывшего СССР: "Сила нашего народа в вере, без этого нет внутренней силы". Он посетовал: "Здесь не присутствуют великие равы, нет "харедим" и нет "кипот сругот" (религиозных сионистов). Нет диалога между различными группами, и поэтому, конечно, будет меньше разногласий".
К чести присутствоваших на конференции, одна из рабочих групп отметила, что "государственная монополия религии в Израиле, нашей исторической родине, является главным фактором, мешающим объединению еврейского народа, и главным препятствием алии, и, даже, главным препятствием к еврейской самоидентификации значительного числа израильтян".
Почему Ольмерт решил склонить свое решение в пользу усиления религиозного влияния на жизнь рядовых граждан Израиля, требует дополнительного изучения. Но, скорее всего, в вопросах статус-кво он не хочет начинать борьбу еще на одном фронте, а заручиться поддержкой религиозных кругов - фактор его политического выживания. Все недавние инициативы правительства Ольмерта, как, например, гражданские браки только для неевреев (звучит исторически сильно) и гиюр-кампания, были им согласованы с главным раввинатом, который, безусловно, выиграет от этой сделки. А репатрианты по-прежнему выступают как разменная монета в борьбе за лидерство власть имущих.
Автор - генеральный директор общественной организации "В защиту прав смешанных семей"