Мне часто приходилось писать о многочисленных случаях ущемления прав человека, требовавших немедленного вмешательства. Во многих из них мне удавалось привлечь внимание СМИ и общественности к бедственному положению этих людей и помочь. Хотя, признаюсь, были и драматические случаи, когда нам так и не удавалось добиться положительного результата, и они до сих пор стоят у меня перед глазами.
Сегодня я хочу рассказать вам о нескольких острых ситуациях, с которыми я столкнулся и которые до сих пор остаются нерешенными. К сожалению, во многом они – следствие атмосферы равнодушия, царящего в обществе, и пробелов в законодательстве. Так или иначе, но люди, о которых я пишу, оказались брошенными на произвол судьбы и нуждаются в немедленной помощи.
…Передо мной письмо из Битуах-Леуми на имя Бориса Германа из Бат-Яма. "С сожалением мы сообщаем Вам, что, начиная с 1.12.2005 года, мы прекращаем выплачивать Вам дополнение к прожиточному минимуму ("ашламат ахнаса"), так как Ваши доходы превышают минимум, установленный для получения пособия". Позднее семье Герман сообщили, что их долг Битуах-Леуми составляет 23 тысячи шекелей.
Что же произошло? Как оказалось, что эти люди "заработали" так много денег, что лишились права на пособие? Борис Герман и его жена Берта как люди, пострадавшие в годы второй мировой войны, получают компенсацию из Германии в размере 800 евро каждые три месяца. Кроме этого, их дочь является стопроцентным инвалидом и получает деньги по инвалидности. Насколько это может повлиять на критерии, которыми руководствуется Битуах-Леуми? Никоим образом!
"Согласно договору между Германией и Израилем от 9.10.1992 года, компенсация от Германии не рассматривается, как дополнительный доход, и не влияет на государственную социальную помощь", - пишет адвокат Эхуд Мозес, представляющий Комиссию по компенсации из Германии.
Это же положение присутствует в Законе о жертвах преследования со стороны нацистов, который был принят в Кнессете в третьем чтении в ноябре 2002 года. А теперь посмотрим на положение, в котором оказалась семья Герман. На протяжении уже двух лет они не получают социальной надбавки, и при этом Битуах-Леуми еще требует от них вернуть деньги.
В ходе моего разговора с представителем Битуах-Леуми я напомнил ей о существующих законах, и встретил понимание. Служащая сказала: "Пусть семья Герман снова подаст документы, и мы постараемся им помочь". После подачи документов прошло уже три месяца, однако ответа как не было, так и нет…
Я вынужден был передать это дело журналистке Рути Синай из "Ха-Арец" и надеюсь, что дело сдвинется с мертвой точки, и нам удастся помочь семье Герман.
А вот другой случай.
Пенсионерку Риту Л. из Акко, живущую исключительно на пособие от Битуах-Леуми у своей дочери Софии М.(она также получает государственное пособие), лишили скидки на "арнону". Для получения скидки, естественно, надо принести соответствующие документы из Битуах-Леуми. Рита Л.и ее дочь неоднократно эти документы передавали, но в муниципалитете Акко утверждают, что …ничего не получали. При этом копии тех же документов находятся: в Кнессете, у министра по делам пенсионеров Рафи Эйтана, у адвоката, наконец, на столе у Алекса Тенцера. Есть также и квитанции их пересылки. Наконец, есть закон, предусматривающий, что пенсионерам полагаются скидки на "арнону". Я лично разговаривал с канцелярией мэра Акко, заместителем мэра города Зеэвом Нойманом, с ответственными за уплату "арноны" чиновниками. И у меня, и у Рафи Эйтана есть ответы на наши письма по этому вопросу.
Однако все эти усилия не только не принесли положительного результата, но произошло прямо противоположное. Вместо того, чтобы помочь этим женщинам, находящимся на грани отчаяния, мэрия Акко усилила на них давление. Сборщики налогов муниципалитета пытались выломать дверь в квартире, и обеим женщинам пришлось заплатить 1550 шекелей. Ко всему прочему начали возвращаться их чеки, так как неделю назад им арестовали банковские счета. В страхе перед новым "вторжением" обе женщины боятся оставаться дома.
Это всего лишь два примера черствости и бюрократической путаницы, жертвами которых становятся представители наиболее слабых и незащищенных слоев населения. К сожалению, я могу привести еще десятки подобных случаев, которые остаются до сих пор нерешенными.
Я должен обратить внимание на большую группу населения в нашей стране, которая пострадала от недоработок отечественного законодательства. Речь идет о тысячах инвалидах, которые до выхода на пенсию получали пособие по инвалидности. По выходе на пенсию, они перестали получать пособие по инвалидности и вместо этого получают пособие по старости (как и остальные пенсионеры), но социальную надбавку ("ашламат ахнаса") им заменили на добавку по инвалидности ("ашламат нахут"). Это те же самые деньги, разница заключается только в льготах, которые им представляются. Им не дали 50-% скидки на электричество, 223 шекеля на обогрев, их скидка на "арнону" составляет вместо 100% только 74%, …и, наконец, самое парадоксальное, - меньшие скидки на лекарства. Все материалы, касающиеся этого вопроса, я передал министру по делам пенсионеров Рафии Эйтану, и 29 ноября я получил ответ, что министерство собирается сделать две вещи:
- собрать комиссию по этому вопросу для пересмотра существующей ситуации;
- подать соответствующий законопроект в Кнессет.
Я очень надеюсь, что эти забытые государством люди почувствуют, наконец, себя защищенными.