Содом найден там, где не искали
29.12.2008 | 23:46
Фото: ISRA.com
Поиски Содома своей безрезультатностью давно стали напоминать охоту за призрачной Атлантидой. Многократно отправлялись экспедиции к побережью Мёртвого моря, высматривали с самолётов и космических спутников, на специальной подводной лодке погружались в мутный рассол безжизненного водоёма. Раз за разом Содом объявляли найденным, что оправдывало трату выделенных спонсорами средств. На многих картах указывается местоположение его руин. Но никто, ни учёные, ни широкая публика так и не смогли увидеть их воочию.
Разгадка одной из самых сложных библейских тайн, как положено, лежала на поверхности, и содержалась в нескольких строчках Книги Бытия. «Когда он /Аврам/ возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - и благословил его... [Аврам] дал ему десятую часть из всего. И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего...» (Быт. 14:17-23).
Если внимательно вчитаться в отрывок, то встреча патриарха и царя может показаться очень странной: Авраам до этого разгромил врагов Содома и возвращался с трофеями восвояси. Навстречу ему вышел случайно выживший правитель грешного города, очевидно, для переговоров о судьбе утраченного содомитянами имущества. Но тут неизвестно откуда появляется царь Салима Мелхиседек, благословляет патриарха и исчезает так же внезапно, как и появляется. Авраам делится с ним добычей, но щедрый жест патриарха уходит в пустоту - в тексте легендарного царя Салима больше нет. Вместо него разговор с Авраамом продолжает царь Содома.
Сопоставление всех противоречий приводит к неожиданному выводу - в первичном варианте текста речь шла только об одном царе. Авраама действительно встретил правитель Содома, но его имя было… Мелхиседек! В исходном варианте текста именно он вышел навстречу патриарху выразить благодарность за победу над разорителями своего города. Так было написано в каком-то древнем тексте, использовавшемся при составлении Книги Бытия. Поскольку в неё также было включено предание, рассказывающее о гибели города отъявленных грешников, топоним был искажён, и вместо Содома появился Салим.
Эта версия выглядит очень смелой, совершенно не согласующейся с общепринятыми интерпретациями Книги Бытия. Несоответствие настолько сильное, что я не стал бы развивать её дальше, как это, вероятно, сделали другие читатели Писания, обратившие внимание на противоречия в Быт. 14:17-23.
Но есть данные, полностью подтверждающие дерзкую гипотезу, и однозначно указывающие, где находился Содом. Их оставила нам христианская паломница Эгерия, побывавшая в конце IV века (381-384 гг. н. э.) в Палестине. Она посетила место встречи Авраама и Мелхиседека и оставила поистине уникальную информацию об увиденном. «…Я видела… долину весьма прекрасную и приятную, изобилующую виноградниками и деревьями, потому что там было много превосходной воды. В этой долине есть большое поселение, которое теперь называется Седима. И так, в этом поселении, находящемся среди равнины, в центре есть пригорок небольшой, но сделанный так, как обыкновенно делаются надгробия, и притом большие. Там наверху есть церковь, а внизу, кругом пригорка, видны большие древние основания. Теперь в поселении живут некоторые толпы. Я, увидав столь прелестное место, спросила: какое это столь приятное место? Тогда мне сказали: это есть город царя Мельхиседека, называвшийся прежде Салем, откуда теперь, в испорченной речи, поселение зовется Седима».
Вот и всё! Жители Содома сохранили настоящее название города и помнили о его знаменитом правителе Мелхиседеке, встретившем Авраама. Но, поскольку принято было считать, что встреча знаменитых библейских персонажей произошла около Салима, гостям города сообщали и об «официальном» топониме. В обычной жизни использовали, разумеется, настоящее название – людей ведь трудно заставить переименовать свою родину. На резонный вопрос, почему же легендарное место не зовётся Салимом, нашли простой ответ: за многие века имя города исказилось.
Сейчас можно представить, каким образом произошло искажение настоящего названия отверженного города. «Исправление» сделать было нетрудно: букву «далет» ד изменили на «ламед» ל. Образовалось новое название города – Салим (םלש, Шалем), которое использовалось только в одном предложении, сообщавшем о встрече патриарха и Мелхиседека.
Но так была решена только одна задача – затушёвывание правды о связи праведного царя, благословившего Авраама, с символом греховной мерзости. Была и другая, более важная: рассказать, как страшен гнев Всевышнего, но при этом скрыть, что город, объявленный полностью уничтоженным, продолжил своё существование. Поэтому во всех остальных случаях упоминания города в Библии его название писалось по-другому: первую букву «шин» ש заменили на «самех» ס. Они могут произноситься абсолютно одинаково, но образованное слово получило уже совершенно иное написание и значение. Седиме дали новое имя, вошедшее во все книги Библии - Содом (םדס).
В настоящем названии отверженного города была и четвёртая буква – «хей» ה. Эта буква также была удалена, но не везде: в Быт. 13:10, 18:22, 19:1 в слове «Содом» она присутствует. У лже-топонима оказалось два варианта написания, причём четырёхбуквенный относится к более древней традиции, он употребляется там, где говорится о Содоме как реально существующем городе (см. Быт. 13:10).
Теперь мы можем узнать настоящее имя Содома. Местность, где он располагался – плодородная, хорошо орошаемая и красивая равнина, что и породило настоящее название города, долины и всей провинции – המדש (Strong’s Concordence Number H7709), Шедама, «поля», «угодья».
В настоящее время сравнительно недалеко от руин Шедамы располагается киббуц Сде Элияху, названный так уже в XX веке в честь раввина Элияху Гутмахера. Просторная плодородная долина навела еврейских поселенцев на ту же мысль, что и жителей древней Палестины. Время сделало круг, и после многих столетий забвения древнее имя вернулось к этой земле.
Теперь достаточно взглянуть на карту. Историки не оставили без внимания слова паломницы, и на карте можно найти местоположение руин, названных Tel Shalem - холм Салим. Именно он и является тем «пригорком», под которым скрыт дворец самого загадочного царя Библии. Уверен, что археологов и историков там ждут очень интересные находки.
P. S. Разумеется, по прочтении этого краткого текста у читателя могут возникнуть вопросы. Например, почему Содом так долго считали скрытым водами Мёртвого моря? Что в действительности погубило этот город? Ответы на эти и другие вопросы можно найти по адресу http://sodomdiscovery.site40.net.
Александр Логинов
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться: