Портал ISRAland - израильские новости


19 Января 2025 [19 Тевета, 5785 г.] В Иерусалиме
Взгляд: В Израиле
Архив статей

Исраэль Кац против портовой мафии и уступок Абу-Мазену

Исраэль Кац против портовой мафии и уступок Абу-Мазену

19.12.2013 | 15:44
Фото: ISRA.com Фотограф: пресс-служба министерства транспорта


Исраэль Кац, депутат Кнессета от «Ликуда», - самый креативный министр израильского кабинета.

Он вторую каденцию возглавляет министерство транспорта. Сотни тысяч израильтян каждый день куда-нибудь едут – в автобусах, поездах, автомобилях, летят самолетами. Министр транспорта – фигура ключевая.

За четыре года предыдущей каденции и почти за год нынешней ведомство Каца организовало строительство сотен километров автодорог, десятков дорожных развязок, мостов и тоннелей. Введена в строй первая линия трамвая в Иерусалиме, Хайфа получила Метронит, начинается строительство метротрамвая в Большом Тель-Авиве. Началась реализация ряда крупных железнодорожных проектов, цель которых – соединить все периферийные районы с центром страны.

Продолжается реформирование системы общественного транспорта. В мае 2013-го начало действовать соглашение «Открытое небо» с Евросоюзом. За последние полгода заметно, на 17% вырос объем пассажирских авиаперевозок между Израилем и Европой. В Израиль двинулись авиакомпании лоу-кост, а это значит, что в ближайшее время стоимость воздушных путешествий снизится, граждане получат возможность более свободно ездить по миру.

В последние месяцы большой общественный резонанс получило противостояние Каца портовым профсоюзам. Два израильских порта на Средиземном море, Хайфский и Ашдодский, управляются государственными компаниями. Это, по существу, монополии. У них неслыханные привилегии и льготы. Минувшей весной были преданы гласности данные о жалованьях в порту Хайфы. У лоцмана – 56 тыс шекелей в месяц, у грузчика – 31 тыс, у оператора портовых механизмов – 50 тыс, у управленцев не самого высшего звена – 38 тыс, у секретарш и уборщиц – 22 тыс.

Пользуясь монопольным положением и тем, что их поддерживает Гистадрут (Всеизраильское объединение профсоюзов), комитеты работников портов ведут себя как мафиозные кланы. Угрозами и шантажом парализовать страну – а Израиль, если блокировать работу его портов, действительно будет парализован – профсоюзная мафия пытается сорвать любые попытки внедрить конкуренцию в этой важнейшей отрасли.

В прошлом году правительство решило строить два новых порта на Средиземном море. Гистадрут и докеры, ошеломленные тем, что государство делает первый шаг к лишению их монополии в сфере морских портовых операций, подали жалобу в Суд по трудовым конфликтам (СТК), и он мгновенно согласился с мафией: да, нехорошо если построят новые порты...Что ж это будет? Профсоюзы ведь силу потеряют, шантажировать страну не смогут...Непорядок.

СТК велел правительству вести переговоры с портовыми комитетами. Диалог сорвался. Как говорилось в новом заявлении Гистадрута в СТК, «причина провала переговоров такова: представители минфина и минтранса не проявили настоящего намерения гарантировать занятость работникам ныне действующих портов Ашдода и Хайфы после того, как будут построены новые, частные порты».

Гистадрут или сам чего-то не понимает, или считает идиотами в Израиле всех, кто в нем не состоит. Гарантировать занятость портовикам после ввода в строй новых портов никто не может, да и не обязан. Речь пойдет о нормальной конкуренции между портами, которой сегодня нет. Два порта Израиля (по существу, оба принадлежат государству) в данный момент - монополии. У работников их колоссальные оклады и неслыханные привилегии – и все это, можно сказать, из кармана всех прочих израильтян.

После ввода новых портов старым портам надо будет бороться с ними за то, чтобы суда, иностранные и израильские, пользовались именно их услугами. Придется снижать цены, отказаться от части привилегий, пойти на снижение окладов. Мафия не хочет этого и требует «гарантировать»...

В общем, дело дошло до Верховного суда, который, в конце концов, постановил: государство может продолжать реализацию тендеров на строительство новых портов и не спрашивать позволения у профсоюзов.

- Господин министр, не опасаетесь, что завтра портовые комитеты и Гистадрут снова обратятся в суды и попытаются предотвратить демонополизацию отрасли? – первый вопрос эксклюзивного интервью, которое Кац дал порталу ISRAland.

- Главное, на мой взгляд, что тендеры не только на строительство, но и на эксплуатацию новых портов реализуются. Есть график, он, правда, корректируется в соответствие с обстоятельствами, но мы просто не обращаем внимание на скрытое и явное сопротивление портовых комитетов и Гистадрута. Мы благодарны СТК и Верховному суду за то, что они признали и подтвердили вердиктами право государства инициировать и поощрять конкуренцию. Мы не станем говорить с кем бы то ни было о строительстве и об эксплуатации новых портов. Тут все ясно. Будем строить вне всяких сомнений. К слову, Гистадрут требовал, чтобы докеры будущих портов получили право объединиться в единый комитет с работниками действующих портов. Мы на это не пойдем.

Но государство также владелец существующих портов. Поэтому мы готовы обсуждать с администрацией портов в Ашдоде и в Хайфе и с профсоюзами докеров как модернизировать и оптимизировать работу этих гаваней, подготовить их к конкуренции. Речь идет о совершенствовании инфраструктуры причалов и терминалов старых портов так, чтобы они получили возможность обрабатывать и самые крупные суда.

- Но закон позволяет докерам старых портов в любой момент забастовать?

- Да, процедура вам известна: объявляется ситуация трудового конфликта, и через 2 недели комитеты могут начать забастовку.

- И тогда надежда только на СТК – государство может потребовать вынести вердикт о том, что бастовать не было веских оснований, а значит, акция незаконна. Вопрос:не стоило ли Кнессету принять закон (или, если надо, пакет законов), запрещающих забастовки в отраслях и сферах, имеющих жизненно важное значение для нормального функционирования государства? Есть немало демократических стран, где такое законодательство действует ко всеобщему благу.

- Когда начались упомянутые коллизии с угрозами со стороны действующих портов, я предпринял шаги к подготовке такого пакета законов. Да, вы правы, в некоторых государствах такие законы действуют. В этом есть логика и справедливость.

Но уже в процессе нашего противостояния с портовыми комитетами состоялась встреча премьера Биньямина Нетаниягу с генеральным секретарем Гистадрута Офером Эйни. Они договорились о том, что правительство пока воздержится от продвижения пакета антизабастовочных законов. Позже министр финансов Яир Лапид пришел к подобной же договоренности с Эйни. К слову, Гистадрут в данный момент не угрожает всеобщей забастовкой из-за того, что комитеты докеров действующих портов выступают против строительства двух дополнительных гаваней. Мне сейчас важно заниматься реализацией тендеров.

- Но ведь не исключено, что в какой-то момент портовая мафия вновь попытается сорвать тендеры или даже строительство новых портов, объявив забастовку?

- Что ж, тогда придется вернуться к продвижению антизабастовочных законов.

- Вы, господин министр, пытаетесь добиться снижения цен и на автомобили, но что-то пока все в этой сфере каким было, таким и остается...

- Как можно добиться снижения цен? Только усилением конкуренции и либерализацией отрасли. Мы подготовили закон, способствующий либерализации импорта автомобилей и запасных частей. Предполагается, что снизятся также цены на обслуживание и ремонт транспортных средств. Законопроект был утвержден Кнессетом в первом чтении, причем наши депутаты давно уже не голосовали так солидарно: за – 67 голосов, против – 0. Потом законопроект передали в комиссию по экономике для подготовки к голосованию во втором и в третьем чтениях.

Я чуть ли не ежедневно напоминаю председателю комиссии Авишаю Браверману из «Аводы» о необходимости как можно быстрее представить законопроект на голосование. Браверман обещал сделать это до наступления Нового года. Похоже, этого уже не случится. Но в любом случае, когда закон будет принят и вступит в силу, вся действительность в автомобильной сфере в Израиле изменится. У меня нет сомнений, что закон пройдет в Кнессете, несмотря на ожесточенное противодействие лоббистов.

- Кого представляют лоббисты? Компании-импортеры?

- Не только. Есть масса организаций, объединений и кругов, ежегодно кладущих в карман миллиарды шекелей только потому, что отрасль фактически монополизирована и отдана им на откуп. Новый закон изменит ситуацию кардинально.

- К слову, так называемый индивидуальный импорт автомобилей мог бы вынудить крупных импортеров снизить цены. Индивидуальный импорт формально в Израиле разрешен, но в действительности это неосуществимая процедура, поскольку, в частности, желающий привезти машину из Европы фактически не знает заранее, в какой сумме ему придется заплатить пошлину при въезде в Израиль. На сайтах соответствующих ведомств не приводятся четкие расценки, гражданину предлагается сделать расчет самому. Рассчитать пошлину не просто даже профессионалу.

В связи с этим желательно, чтобы на сайте минтранса появилась страница (или раздел), где, во-первых следует опубликовать список всех разрешенных к ввозу в страну марок и моделей автомобилей. А во-вторых, необходимо поместить там же таблицу, в которой напротив названия производителя (к примеру «Фольксваген»), такой-то модели (допустим, «Поло») и такого-то года выпуска (скажем, 2010-го) было бы отмечено: пошлина при ввозе в Израиль до 1 января 2015 года - и дальше сумма.

- Мысль эта верная. Я распоряжусь, чтобы наши специалисты проверили, как лучше ваше предложение реализовать.

Переходим к политике. Одна из отличительных черт Каца – он не меняет свои позиции по основополагающим проблемам так называемого мирного процесса, не стесняется высказывать свое отношение и голосовать так, как считает нужным, даже когда это не нравится премьеру Нетаниягу, лидеру партии «а-Тнуа» министру юстиции Ципи Ливни или главе «Еш атид» министру финансов Яиру Лапиду. Так, например, Кац всегда выступал против освобождения палестинских террористов из израильских тюрем, какими бы соображениями такие уступки Абу-Мазену ни оправдывали.

- В последнее время не проходит дня, чтобы председатель ПА или кто-либо другой из палестинской верхушки не угрожал Израилю: если в отведенный администрацией США срок переговоры не завершатся подписанием соглашения, мы обратимся в международные учреждения. Что вы об этом думаете?

- Палестинцам стоило бы помнить, что достигнуть мира для них не менее важно, чем для нас. Но чтобы достигнуть мира, обеим сторонам надо идти на уступки. Простите, что повторяю банальности, просто мне до сих пор неизвестно, на какие уступки ПА согласилась, хотя диалог возобновился, если не ошибаюсь, в июле. Они до сих пор не отказались даже от права беженцев на возвращение.

Недавно, если помните, Израиль посетил президент Франции Франсуа Олланд. И вот, стремясь поощрить нас и палестинцев к проявлению доброй воли, Олланд по собственной инициативе (мы его об этом не просили) сделал в Рамалле такое предложение: вы, господин Абу-Мазен, объявите об отказе от права беженцев на возвращение, а Израиль в ответ заморозит строительство в поселениях Иудеи и Самарии. Эти одновременно сделанные шаги укрепят взаимное доверие и позволят продвинуться дальше.

Абу-Мазен ответил французскому лидеру отказом. Он сказал: я отвечаю перед Лигой арабских государств за то, чтобы было найдено решение для 5 млн беженцев.

У нас в Израиле есть немало наивных людей, которые полагают: право на возвращение – это не более чем инструмент в руках палестинцев, которые в определенный момент отбросят этот инструмент как ненужный, откажутся от него. Но это ошибка. Как мы видим, палестинцы серьезно намерены добиваться осуществления этого права. Думаю, это отражение их позиции, согласно которой евреи не вправе претендовать на суверенитет даже над частью Эрец-Исраэль.

Поэтому я считаю, что эти переговоры не могут привести к чему-то позитивному. ПА не уступает ни в чем, угрожает, как вы сказали, отказаться от диалога. В связи с этим Израиль обязан тоже ни в чем не уступать, заботиться только о соблюдении собственных интересов и об обеспечении своей безопасности.

- Но все-таки, если иметь в виду угрозы «раиса», Израилю следует готовиться к чему-то, что произойдет по истечении 9 месяцев, то есть срока, отведенного администрацией Барака Хусейна Обамы на достижение соглашения?

- В нашем регионе всегда надо быть готовым ко всему и в военном отношении, и в экономическом. Все может случиться, ПА может предпринять любые враждебные нам шаги. Но для нас главное – неуклонно отстаивать наши принципы.

Мы с вами несколько раз упомянули угрозы со стороны Абу-Мазена. Нам надо помнить о том, что он говорит от имени всех палестинцев, на самом деле не представляя значительную их часть – тех, кто живет в Газе.

Абу-Мазен настаивает на праве на возвращение для 5 млн беженцев. При этом сам он не готов и не собирается ни в чем уступить нам, ПА воспитывает юное поколение – причем тех детей, которые живут в Иудее и Самарии, а не под властью ХАМАСа в секторе – в ненависти к евреям и к Израилю, а отнюдь не в духе мирного сосуществования.

Нам надо быть настороже с таким лидером противоборствующей стороны. Знаете, если видишь перед собой соперника сильного, опасного, но надежного и прямого – ты можешь быть с ним более гибким в переговорах, точно зная, что он тоже пойдет на некоторые уступки. Абу-Мазен – не тот случай. Он и слаб на палестинской улице, и не отличается надежностью и прямотой.

- А вот новый лидер оппозиции в Израиле Ицхак Герцог после недавних объятий и лобызаний с Абу-Мазеном в Рамалле сказал, что у нас есть партнер по достижению мира.

- Этот метод – все предлагать врагу, не получая ничего взамен – был известными политическими силами Израиля опробован раньше и ничего хорошего не дал. То, что вы противной стороне предлагаете, они берут, но ваши относительно мизерные требования объявляют чрезмерными, нереальными, подрывающими доверие и т.п.

Не думаю, что Герцог сможет завтра на встрече с Нетаниягу сказать премьеру – я вам привез вам от Абу-Мазена такие-то и такие-то предложения – это будут вещи, которые Израиль сможет принять, не подвергая опасности собственное существование. На мой взгляд, заявления новоиспеченного главы оппозиции имеют чисто политическую подоплеку: Герцог избран председателем «Аводы», но это еще не означает, что его поддерживают все левые, а тем более центристски настроенные израильтяне. Герцог нуждается в том, чтобы как-то этих людей привлечь, заинтересовать.

Израильтяне прекрасно знают, что Абу-Мазен не только не хочет, но и не способен вести палестинцев к миру. В связи с этим ныне ведущиеся переговоры воспринимаются очень скептически.

Давид Натензон

Эта беседа с министром состоялась буквально накануне снежной бури в Израиле. В дни разгула стихии Кац не выходил на связь с прессой, поскольку у него не было на это времени – он работал поочередно в двух оперативных центрах минтранса, в комплексе Метеослужбы в Бейт-Дагане и в управлении компании «Нетивей Исраэль».



Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Реклама в Израиле


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп | Новости в фото | Новости за вчера
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции сайта новостей ISRA.com.
При перепечатке гиперссылка на сайт Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2025 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

последние новости США ISRA.com рейтинг Система Orphus