Фильм Андрона Кончаловского «Дом дураков» можно было бы назвать чистым экзинстенциальным экспериментом в кинематографе, если бы за этой фантасмагорической историей не стояла суровая реальность жизни России конца ХХ века. И все же реальные события, вернее, история, послужившая толчком к созданию этой картины, имеют значение вторичное, ибо главное в этом фильме – показать, насколько условны границы нормы и как легко меняются этические представления в зависимости от ситуации, в которой оказываются герои.
Началось все с того, что еще в 95-м Андрон Кончаловский увидел телерепортаж с только что начавшейся чеченской войны. Сюжет о том, как медперсонал сбежал из интерната для душевнобольных на границе Чечни и Ингушетии и бросил его обитателей на произвол судьбы, вдохновил режиссера на создание картины, которая увидела свет спустя семь лет.
Начальная ситуация воспроизведена в точности: как и в телерепортаже, обитатели «сумасшедшего дома» оказались без присмотра, поскольку врачи, медсестры, нянечки и прочие работники в одночасье исчезли, спасаясь от подступившей к порогу дома войны. Обитатели «желтого дома» недолго наслаждались свободой: внезапно слышатся выстрелы, появляются чеченские повстанцы и в тихий сумасшедший дом врывается громкое безумие войны.
Кочаловский умело использует эту «пороговую» ситуацию, чтобы провести желанные ему политические аллюзии: мы увидим в картине образы, похожие на реальных фигурантов российской политики рубежа веков - Ельцина, Новодворскую и других участников исторических событий. Но не только российские реалии интересуют автора сценария и режиссера. Он задается вопросами: что есть безумие? Существует ли оправдание войне? Хронотоп, обозначенный в картине, условен: вместо Чечни могло быть Приднестровье или Таджикистан. События могли случиться десятилетием или веком раньше, суть дела от этого не меняется. Но в конкретных предлагаемых обстоятельствах фильм «Дом дураков» оказался пророческим: вскоре после завершения работы над картиной случился теракт на Дубровке, и реальность оказалась страшней и безумней вымысла...
«Несравненным островом чистоты в безумном мире» назвала картину Кочаловского газета «Лос Анджелес Таймс». Картина была номинирована на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке».
К работе над фильмом Кончаловский привлек целое созвездие талантов: в картине снялись Юлия Высоцкая, Евгений Миронов, Султан Исламов, Мария Полицеймако и другие российские актеры. Из числа нероссийских следует назвать Брайана Адамса в роли... Брайана Адамса, являющегося одной из героинь в качестве сладчайшей и желаннейшей галлюцинации. Особое внимание следует уделить саундтреку, написанному Эдуардом Артемьевым, одним из лучших российских кинокомпозиторов.
Фильм «Дом дураков» зрители канала yes Радуга увидят в пятницу, 19 декабря, в 21.00, в рамках премьерного телевизионного показа.