Каир, Анкара и ХАМАС в принципе договорились о размещении турецких наблюдателей на границе Газы с Египтом. Об этом сообщает 11 января ливанский телеканал «Аль-Мустакбаль». А телеканал «Аль-Арабия» прибавляет: в беседах в Каире между руководством Египта и делегацией ХАМАСа участвовал представитель премьер-министра Турции Реджепа Тайыпа Эрдогана.
Еще недавно Египет и ХАМАС заявляли о том, что категорически не согласны на размещение каких бы то ни было иностранных воинских контингентов на границе Египта с Газой. К примеру, пару дней назад один из лидеров ХАМАСа сказал в телеинтервью: «Мы не согласимся на присутствие международных сил в Газе, поскольку их целью будет охрана безопасности Израиля, а не защита палестинского народа».
10 января лондонская «Times» рассказала о новой мирной инициативе. Согласно этой инициативе, палестинская администрация станет контролировать КПП между Газой и Египтом, а на КПП Керем-Шалом будут постоянно находиться наблюдатели из Турции и Франции.
Эта инициатива родилась после того, как Израиль и ХАМАС заявили, что не собираются выполнять резолюцию СБ ООН №1860 от 9 января, требующую незамедлительно прекратить огонь.
Возникает резонный вопрос: почему это ХАМАС и прежде непреклонный Каир согласились на размещение турецких, то есть все-таки иностранных наблюдателей на границе Газы с Египтом?
Один из возможных ответов на этот вопрос таков. У Каира и у Анкары возникла в данном случае общность цели: сохранить, насколько удастся, ХАМАС от полного разгрома. Понятно, что турецкие наблюдатели не будут слишком утруждать себя настоящей борьбой с контрабандой оружия и боеприпасов в сектор по тоннелям под «коридором Филадельфи», а это значит, через два-три года гарантирована новая эскалация напряженности на границе Израиля с Хамастаном.
Прежде относительно лояльная к Израилю Турция при премьере Эрдогане становится одним из главных в регионе ненавистников еврейского государства. Об этом свидетельствуют недавние речи Эрдогана, в которых он, говоря об операции против ХАМАСа в Газе, сравнивал Израиль с нацистской Германией. При этом Эрдоган называет уничтожение турецкой армией целых курдских деревень «борьбой с сепаратизмом и терроризмом», а действия ЦАХАЛа против ХАМАСа неизменно именует «кровавой бойней, в которой уничтожаются женщины и дети».
И ХАМАС, ориентируясь на эти речи Эрдогана, очень хорошо понял, как именно турецкие наблюдатели будут «пресекать» тайную доставку в Газу ракет, взрывчатки и т.п. Потому и согласился на их присутствие.