Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что представляла собой область пенсионных накоплений до реформы Бахара.
Вкладчики делились на две категории: наемные работники и бизнес–клиенты (включая людей свободных профессий – адвокаты, зубные врачи и т.д.).
С зарплаты наемного работника снимался определенный процент, свободный от налогов, работодатель доплачивал свою часть.
У бизнес–клиентов все было гораздо интересней. Была определенная сумма, свободная от налогов, которую бизнес–клиент мог вложить в пенсионный фонд, и забрать деньги через 15 лет.
Таким образом, в конце каждого финансового года бизнес–клиент открывал новый пенсионный фонд, совершенно на законных основаниях уводил деньги от налогов, и через 15 лет, опять же без всяких налогов, забирал.
Бизнес–клиенты были рады, государство тоже не в накладе, ибо таким образом оно поощряло увеличение составляющей накоплений в экономике на длительный период, а еще проще – стимулировало покупку собственных облигаций.
После введения в действие реформы Бахара на рынке пенсионных касс началась дикая, совершенно необузданная конкуренция. Биржа летела вверх, брокеры старались и повышали прибыльность фондов с помощью игры на всевозможных финансовых дерриативах.
Прибыльность пенсионных фондов достигала, в среднем, от 30 до 60 % в год.
У пенсионных фондов не должно быть таких прибылей. Пенсионный фонд должен вкладывать деньги наиболее консервативным способом, т. е. пытаться сохранить деньги вкладчиков, а не спекулировать на акциях "Етер".
Т. е., практически за 5 лет последнего подъема, фонды более чем удвоили деньги вкладчиков.
На данный момент, в среднем, за время кризиса фонды потеряли 20-25%. Если посмотреть на доходы предыдущих 5 лет, то станет понятно, что вкладчики, как минимум, не проиграли.
Бизнес–сектор, который прекрасно понимает ситуацию, как раз молчит, и не требует никаких компенсаций.
За "народное счастье" борется Гистадрут, который, по сути представляет интересы больших профсоюзов. Т. е. "Электрической компании", "Мекорот" и т. д. У работников этих компаний пенсии немаленькие, и завистливый человек даже сказал бы "немеряные". Ну, хочется им, чтобы им доплатили. Так что теперь?
Бесплатных завтраков не бывает.
Перед последним падением цены на бирже были нереально высокими. Такова природа биржи – надувать "пузыри", которые лопаются в конце экономического цикла.
И если спекулянты один раз догнали цену "Киль" до 90 шек. за акцию, то почему парень, служащий в армии, будет должен расплачиваться за это всю оставшуюся жизнь?
Специально для портала ISRA.COM
Ростислав Эдельман, преподаватель и финансовый консультант компании GPIS