Тема русской мафии на западе в моде с тех пор как существует русская мафия. Правда, западное представление о русской мафии весьма приблизительное: этакое «чудище обло озорно стозевно и лаяй», которое под балалаечный перезвон прикуривает от стодолларовых купюр. Русские воры в законе – это уже совсем другой коленкор. До сих пор западный кинематограф за эту тему не брался – видимо, потому, что плохо знает матчасть.
Дэвид Кроненберг взялся. Взялся - и у него получилось. Настоящие, не лубочные, а очень даже "взаправдашные" воры в законе, умудрившиеся даже в туманном Лондоне сохранить самобытные повадки и привычки, и воровские "понятия". Это герои его картины "Порок на экспорт" (Eastern Promises), которую телезрители увидят на канале yesmovies (1 канал yes) в воскресенье, 15 февраля, в 21.30.
Начинается все с того, что юная роженица погибает в больнице от последоровых осложнений, и медсестра русского происхождения находит ее дневник. Девушка пытается прочесть записки незнакомки, написанные по-русски, и в этом ей помогает ее дядя Степан, который все еще помнит родной язык. Когда смысл написанного становится ясен, выясняется, что хозяйка дневника, 14-летняя Таня, нелегально привезенная в Лондон из Сибири, стала жертвой бандитской группировки русских «воров в законе», которые изнасиловали ее, подсадили на наркотики и принуждали к занятиям проституцией. Медсестра по имени Аня (Анной Ивановной будет величать ее главный бандит) берется за собственное расследование, не отдавая себе отчета в том, что подвергает опасности себя, своих близких и новорожденную девочку...
Критики уже поспешили назвать картину "Крестным отцом" с русским акцентом. Поторопились - потому что русско-украинские воры в законе, даже если они много лет живут в Лондоне и научились говорить по-английски, все равно остались грубыми животными… Нет в них той поэтической мягкости, тех бесконечно грустных оленьих глаз и той любви к бельканто, что свойственно отцам и детям семьи Корлеоне, воспетой Френсисом Фордом Копполой вот уже три с половиной десятилетия назад. Нет уж: здесь острые скулы, глаза с блеском гладкой стали и никакой рефлексии!
Мы не увидим в фильме традиционно понимаемого "экшена" – никаких гонок с преследованием на автомобилях, не услышим ни одного выстрела, только холодное оружие. Хотя мордобой имеется, его совсем немного, но зато какой: один мужчина в неглиже, коронованный "вор в законе" (который на поверку окажется засекреченным агентом ФСБ), в одиночку и почти голыми руками одолеет в общественной лондонской бане двух здоровенных чеченцев в кожаных куртках и с кривыми ятаганами в руках. Дерутся тяжко, мучительно, но очень натурально, без киношных эффектов. Весь фильм оставляет впечатление очень суровой и очень жизненной правды, и в этом отношении он попадает в спектр симпатий тех, кто эту самую жизненную правду в кинематографе ценит превыше всего. Но и тем, кому важна не только достоверность событий и точность деталей, будет на что в этой картине посмотреть и от чего впечатлиться. Например, узнать кое-что новое о воровских татуировках и о бандитской иерархии, которая закрепляется этими татуировками. Актерская игра очень точна и очень достоверна, особенно это касается исполнителей мужских ролей: Вигго Мортенсена, Венсана Касселя и других. Впрочем, нежная и удивительная Наоми Уотс в роли Анны Ивановны тоже по-своему хороша.
Итак, «Порок на экспорт», канал yesmovies, 15 февраля, 21.30, эксклюзивная премьера. Не пропустите.