В 2007 году к своему 70-летнему юбилею классик мирового кино, французский режиссер Клод Лелуш сделал себе и всем почитателям своего таланта отменный подарок в виде полнометражной картины "Железнодорожный роман". После безоговорочного шедевра – фильма "Мужчина и женщина", удостоенного "Золотой пальмовой ветви" Каннского фестиваля и двух "Оскаров" (как лучший иностранный фильм и за лучший оригинальный сценарий), а также номинированного на "Оскар" и "Золотой глобус" в категории "Лучший режиссер", – кинокритики заговорили о затянувшемся застое мэтра. Но похоже, режиссер просто выдерживал паузу.
На самом деле оригинальное название фильма "Roman de la gare" переводится аналогично названию знаменитого "Pulp Fiction" Квентина Тарантино. Но то, что у американца – криминальное чтиво, у француза – бульварный роман. И это не случайно, ибо фабула фильма – история того, как пишется очередной детективный бестселлер.
Впрочем, мотив дороги (правда, не железной, а шоссейной) в фильме Лелуша присутствует буквально в каждом кадре как символ скоротечности жизни, поиска счастья, неизвестности, авантюры. Человек пускается в путь, не зная, кого он встретит на нем и кем окажется его попутчик.
Красивая парижанка Юггет (Одри Дана) везет на смотрины к родителям-фермерам своего жениха, но шумно ссорится с ним по дороге, и в итоге остается одна на бензозаправке. Там ее подбирает Пьер Лакло (Доминик Пинон), который служит секретарем у модной романистки Юдит Ралитцер (Фани Ардан)… Мы узнаем в соседнем кадре, что писательницу обвиняют в убийстве и лжи, где-то совсем рядом из тюрьмы бежал маньяк-педофил, а у сестры Пьера пропал муж - школьный учитель. Сюжет такой же извилистый как упомянутая дорога, но ровный, без бугров и ям, и по нему приятно мчаться под французские мотивы саундтреков без остановок на высокой скорости, опасаясь и радуясь неизвестности. Хотя при этом вспоминается скорее хит "Машины времени" – "Поворот".
Другой сквозной элемент сюжета – ложь. Юггет врет родителям, что ее жизнь безоблачна, писательница врет самой себе, что заслуживает славы… Ложь — это своеобразная игра в бога, где каждый персонаж пытается создать собственный безупречный мир. Но вот очередной сюжетный поворот - и уничтожается предыдущее вранье, которое становится частью более сложной картины, каждый персонаж оказывается лишь марионеткой в чужих руках, каждый обман становится лишь одной из версий правды. В общем-то "Железнодорожный роман" — история любого настоящего творца, который лжет, считает себя богом, но в конечном счете все складывается наиболее удачным для него образом.
Фильм полон фокусов и загадок, и мы пытаемся определить, кто есть кто. Вот, например, Пьер: то он фокусник (читай, маньяк), то мстительный интриган, то влюбленный человек, нашедший свою судьбу в придорожной забегаловке. Или Юдит: сперва она немолодая и успешная писательница, затем стерва, а в конце концов, единственная жертва развивающихся событий. А вот и Югетта: вроде деревенская простушка-неудачница, но тут же она умудряется обвести всех вокруг пальца, выдавая Пьера за своего жениха. Фокусы фильма – на зависть любому волшебнику. Стареющая Фани Ардан становится все более притягательной, а далекому от эталонов красоты Доминику Пиньону удается с блеском роль героя-любовника. Но самый гениальный фокус Клода Лелуша в том, как из китчевого фаст-фуда бульварных романов он смог построить умный и ироничный триллер. Хотя, возможно, это всего-навсего еще одна попытка найти новую канву для истории любви – ключевой в большинстве французских фильмов. Право судить всегда остается за зрителем.
Составить же собственное мнение можно будет благодаря эксклюзивному премьерному показу на канале yes 3 - 25 апреля в 22:00.