Одни говорят, что правда — для всех одна. Другие — что у каждого она своя. Но есть такие темы, где вопрос правды даже не ставится, ибо ему на смену приходит вопрос выживания человечества. Одна из таких — терроризм в современном обществе. Сегодня уже реже говорят о том, что человечество ждет ядерная третья мировая война — гораздо чаще можно услышать, что третья мировая уже началась и имя ей — терроризм. Среди таких пока еще одиноких и не совсем уверенных голосов убедительно прозвучало мнение Владимира Синельникова в его последнем документальном фильме «Казино «Террор», суть которого в том, что террор — лишь разменная фишка в огромном казино большой политики, где ставкой являются человеческие жизни. Но, как известно, в выигрыше всегда только игорное заведение...
Документальные фильмы порой грешат большим количеством графиков, цифр, сводок - в этом круговороте чисел среднестатистический зритель тонет. В худшем случае он спешит поскорее сменить канал, а в лучшем - берет слепо на веру все, что постулируется в фильме за этой чередой данных. Синельников отходит от этой традиции, расставляя акценты на персоналиях. И что наиболее ценно в его работе — лента стала трибуной для всех сторонников конфликта: как тех, кто пострадал от террористических актов, так и тех, кто видит в терроре единственный путь для спасения своей нации. Такой подход не только позволяет зрителю самостоятельно оценить ситуацию и выбрать лагерь, но и по-новому взглянуть на существующую проблему в целом. Буквально сразу после обозначения тематики фильма рассказом о трагедии 11 сентября, проблеме терроризма в России, Синельников задается вопросом поиска «корня зла», который он тут же находит в не такой уж далекой от нас истории.
После принятия Плана раздела Палестины Генеральной Ассамблеей ООН, согласно воспоминаниям очевидцев, Иосиф Сталин, узнав о решении, так прокомментировал событие: «Мира в этом регионе больше не будет». Как оказалось, слова советского лидера были пророческими. Но впоследствии выяснилось также, что во многом их пророческая сила была предопределена сильными мира сего, которые сделали регион разменной картой в большой игре на огромные деньги и верховную власть. Так постепенно, кадр за кадром, которые вплетены в орнамент игры в реальном казино, зритель узнает, что те, кто сегодня больше других страдают от рук, а точнее, поясов террористов, на самом деле их и породили... Пожалуй, это открытие может показаться шокирующим. Но факты подобраны настолько умело, что сомневаться в правдивости предположения не приходится. В фильме Синельникова раскрывается, сколько оружия получал Бен Ладен и Талибан из рук США, сколько денег из выделенных средств СССР Ясеру Арафату для борьбы за право существования государства Палестины осело на его личных счетах и многое-многое другое.
Помимо оригинальной метафорической огранки фильма и его визуального воплощения стоит отметить и другой нестандартный ход Синельникова: в роли ведущего повествования выступил известный российский актер Александр Лазарев-мл., а не сам документалист, как это зачастую бывает в авторских фильмах.
Возможно, многие не разделят позицию автора. Вполне вероятно, что некоторые сумеют найти недочеты в техническом воплощении идеи. Но на мой взгляд, в фильмах подобного рода важно совсем другое. То, что они не оставляют равнодушными. В вашей душе не нашла отклика ни одна позиция, высказанная в фильме? Зато у вас была возможность о них узнать! А в нашей жизни предупрежден, значит вооружен...
Документальный фильм Владимира Синельникова «Казино Террор», второй из цикла «Третья мировая началась?», будет показан в рамках мировой премьеры в канун дня Памяти павших солдат Израиля, 27 апреля в 21.30 по 9 каналу ТВ.