Кому-то это покажется странным, но люди, всерьез интересующиеся израильским кинематографом, хорошо знают: наши картины высоко котируются на международных кинофорумах, и самый престижный европейский Каннский фестиваль – не исключение. В преддверии очередного парада звезд в Канне компания yes подготовила специальный показ израильских фильмов, которые в разные годы становились номинантами фестиваля и завоевывали его призы.
В течение целой недели с 17 по 23 мая в 20.00 по киноканалу yes 3 будут транслироваться израильские киноленты – участницы Каннского фестиваля. Несомненным рекордсменом по числу фильмов, принимавших участие на этом кинофоруме, является интереснейший израильский режиссер Амос Гитаи.
Родившийся в семье архитектора Амос первоначально собирался пойти по стопам отца и поступил на архитектурный. Его планы были нарушены войной. Войной Судного дня. На пятый день после начала военных действий ему довелось попасть в самое пекло, когда вертолет, в котором находился Гитаи и его товарищи, был сбит сирийской ракетой. Ему и еще пятерым товарищам по оружию удалось выжить, но это событие стало для него серьезнейшей травмой и... важнейшим импульсом для творчества. Годы спустя он создаст свой шедевр «Кипур», фильм, высоко оцененный зарубежной критикой, но довольно холодно принятый в Израиле. В этом факте, кстати, заключается важнейший парадокс Гитая как режиссера: его картины гораздо теплее и приветливее воспринимаются на Западе, дома же критики обвиняют режиссера в излишней «европейскости» его творческой манеры. Как бы там ни было, но после войны Амос Гитаи больше не захотел заниматься лишь изучением архитектуры и посвятил себя кино- и теледокументалистике. Он снимал фильмы – один за другим, и его картины – одна за другой – отправлялись на полку. Руководство телевидения не готово было принять ни политические воззрения Гитая, ни его индивидуальную манеру. И тогда в его жизни настал период добровольного изгнания. Целое десятилетие он проводит сначала во Франции, потом в США, где он с успехом сочетал оба главных занятия своей жизни – кинематограф и архитектуру. Он снял во Франции несколько интересных работ, а в США сумел завершить свое архитектурное образование и даже получить ученую степень доктора универститета Беркли.
Архитектура является важнейшей смысловой и художественной составляющей его картин. Сам он говорит, что создает свои фильмы подобно тому, как строится здание. Исходя из этой метафоры, становится понятна и оправданна его неторопливая манера. Гитай любит долгие сцены, снятые одним планом, подробные диалоги и продолжительные паузы. Его на первый взгляд нединамичные картины обладают завораживающим гипнотическим эффектом.
Годы, проведенные за рубежом, оказали благотворное влияние на Амоса Гитаи. На родину он вернулся сложившимся мастером, можно сказать, мэтром кинематографа.
В предфестивальном показе канала мирового кино yes 3 мы увидим целых четыре картины Гитаи: «Кипур», «Святость», «Свободная зона» и «Кедма». Все они были участниками Каннского фестиваля разных лет. Итак, с 17 по 23 мая, на канале мирового кино yes 3, в 8 часов вечера, смотрите фильмы Амоса Гитаи и других отечественных участников главного европейского кинофестиваля.
Заключительным аккордом киномарафона картин участниц Каннского фестиваля станет фильм израильского режиссера Эрана Колирина «Визит оркестра», который мы увидим 23 мая. Эта картина удостоилась сразу трех наград: международной премии кинокритиков в категории «Особый взгляд», премии «Симпатии жюри» и «Приза молодого зрителя», который присуждает молодежь до 25 лет.
Военный оркестр из Александрии приезжает в рамках культурного обмена в Израиль и... теряется в крошечном городке на юге страны. Статные мужчины в голубых мундирах с зачехленными инструментами и дорожными сумками оказываются посреди пустыни. Вместо ожидаемой торжественной встречи, удобного номера в гостинице и сытного ужина перед ними во весь рост встает перспектива голодной ночевки на улице. Местные жители, прямо скажем, не горят желанием размещать в своих домах непрошеных квартирантов, к тому же из арабской страны, но человеколюбие берет верх над ленью и предубеждениями. Несколько часов из жизни чужестранцев в израильской глуши – этим исчерпывается фабула фильма. Но не исчерпывается сюжет и содержание. Потому что главное здесь – это трансформация привычной идеи помощи ближнему. Ближнему-то мы все готовы помогать, а вот что делать с дальними? Повторим: речь идет о дальних из арабской страны, с которой у нас было много войн и с которой сейчас есть хрупкий мир. И еще этот фильм заставляет задуматься: а такие ли мы разные и непохожие, как нам порой хочется думать?
Кроме высокой награды в Каннах, «Визит оркестра» получил гран-при Токийского фестиваля и еще множество престижных наград. Итак, перед самой церемонией главного европейского кинофорума смотрите лучшие израильские фильмы. Замечательное кино делается в нашей стране, в чем зритель имеет возможность убедиться!