Уволенная сотрудница биржи труда Энджи (Кирстен Уэринг) вместе с подругой открывает нелегальное агентство для иммигрантов — без лицензии и с офисом на заднем дворе местного паба. Главная героиня — крашеная блондинка бальзаковского возраста, разъезжающая по Лондону на мотоцикле в пошловатом леопардовом пальто. Работала она до поры до времени неплохо, мужа нет, но есть 9-летний сын-хулиган, живет в маленьком домишке на окраине. В общем, все было скромно, но терпимо. Ее подруга Роуз, негритянка с прической макаронинами, живет еще скромнее - такая же, "с лучшими годами позади", она прозябает в центре приема телефонных звонков.
Энджи увольняют за длинный язык и природную несговорчивость. Она в отчаянии - куча долгов, непогашенный кредит. Женщина нелегально начинает трудоустраивать приезжих, не имея разрешения властей и рискуя быть брошенной подельниками. Выясняется, что Великобритания - страна, в которой невозможно жить ни по закону, ни обходя закон, что и в официальном и в неофициальном мире все тебя безбожно кидают, подставляют, а могут просто избить на улице. И непонятно, кому хуже - несчастным беженцам, вынужденным жить семьями на улице и на коленях просить о любой, абсолютно любой работе, либо местным жителям, которых суровые законы страны заставляют обманывать несчастных приезжих, потому что не обманешь - сам останешься без штанов.
Кен Лоуч - режиссер с крайне левыми взглядами, снял очень острую социальную драму. Это, безусловно, самый последовательный из левых европейских режиссеров, но вовсе не догматик, скорее лирик. Его сентиментальность — не манипуляция, он просто знает, как надо поставить камеру и кого поместить перед ней, чтобы пробудить сострадание даже в самом остервеневшем социальном дарвинисте. Лоач взывает к человечности напрямую, минуя религию. Фильмы его -когда-то действительно влияли на ход общественной жизни (после «Кэти, вернись домой» в Британии появилась программа доступного жилья). Потом Тэтчер задушила левых фолклендской подушкой, Лоач вернулся лишь в 90-х, чтобы зафиксировать состояние постиндустриальной тоски.
«Это свободный мир» — фильм не об иммигрантах (хотя и о них тоже), он о местных, которых глобальная экономика назначила в эксплуататоры. Название — явная насмешка: в этом мире у тебя всегда есть свобода перестать быть человеком. Без всяких спецэффектов и драматизма, рутинно — компромисс за компромиссом — с героиней происходит фантастическая мутация. Аргументация Лоача и его сценариста Пола Лаверти неотразима, в ней нет никаких пробелов.
Несмотря на почти физиологическое отвращение русскоязычного зрителя к социальному кинематографу, не "полеветь" к финальным титрам невозможно (самых толстокожих доконает последний эпизод, снятый в Киеве): этот свободный мир организован так, что в погоне за «эффективностью» человек обязан поступиться всем человеческим — и получить взамен… ну, леопардовое пальтишко более утонченной расцветки.
Смотрите всеизраильскую премьеру фильма "Это свободный мир" на канале yes 3 - 26 июня в 22.00.