Имя румынского дирижера Иона Марина очень хорошо известно в музыкальных кругах. Его почему-то часто называют австрийским дирижером, но это верно лишь отчасти: во второй половине 80-х годов Ион Марин эмигрировал из социалистической Румынии в Вену, где сразу же получил контракт в национальном оперном театре. Вообще судьба ему улыбалась с самых юных лет: уже в 21 год он возглавил филармонический оркестр Трансильвании, а в 25 стал главным дирижером оркестра румынского радио. А потом, по его собственному признанию, «бежал от жестокости и диктатуры тоталитарного государства», от режима Чаушеску, потому что хотел «свою жизнь прожить сам, а не по чужой указке».
И надо признать, ему удается жить не по указке, а по велению сердца, и удача, помноженная на талант и трудолюбие, улыбается ему все эти годы. Ион Марин работал в Венской опере и в Метрополитен Опера, был главным приглашенным дирижером Государственной капеллы в Дрездене, сотрудничал с Мюнхенским филармоническим оркестром, с Лондонским филармоническим, с Национальным филармоническим оркестром России. И это далеко не полный послужной список этого молодого по дирижерским меркам маэстро, который только в будущем году будет отмечать свой сороколетний юбилей.
Своими учителями и духовными наставниками он называет двух величайших дирижеров нашего времени: Карлоса Клайбера и Герберта фон Караяна, с которым в бытность свою в Вене он свел близкое знакомство, часто бывал в доме и многому научился у знаменитого маэстро.
По его собственному признанию, он сознательно выбрал для себя такую форму работы, при которой он не занимает какой-то постоянно должности в каком-нибудь оркестре или театре. «Мне больше подходит жизнь свободного артиста», признался маэстро.
Иона Марина часто приглашают дирижировать оперой. В этом есть своя специфика, ибо, в отличие от симфонической, «чистой» музыки, опера – это синкретическое искусство. Кроме Венской оперы и Метрополитен Опера, он работал с Ла Скала, Дрезденской оперой, Королевской Датской оперой и многими другими театрами.
4 июля в Амфипарке Раананы Ион Марин будет дирижировать Симфоническим оркестром Раананы («Симфонетт») на единственном сольном концерте Дмитрия Хворостовского. Перед визитом маэстро в нашу маленькую страну он дал короткое интервью по телефону.
- Вы бывали уже в нашей стране?
- Я выступал здесь бесчисленное количество раз, кроме того - я ведь еврей, у меня в Израиле много родственников, я люблю здесь бывать и делаю это с огромным удовольствием.
- Доводилось ли Вам работать с Дмитрием Хворостовским в прошлом? Что вы можете сказать о нем?
- Вот уже 17 лет как мы выступаем с Дмитрием во всем мире, наши отношения давно перестали быть чисто служебными – я был шафером у него на свадьбе. Я выступал со многими прекрасными певцами и могу сравнивать: он – колоссальный талант, один из самых великолепных голосов, которые я когда-либо слышал. Это, конечно, от Бога, но от него самого – трудолюбие и дисциплина. Он – редкое в истории явление, когда «звездность» находится в прямой пропорции от реальных качеств артиста. Дмитрий – настоящая звезда, он это заслужил.
- Что вам известно о Симфоническом оркестре Раананы? Ваше мнение об этом коллективе?
- Я не работал с ними, познакомлюсь на репетиции, мы профессионалы, поймем друг друга. О Раанане знаю гораздо больше – там живут мои родственники.
- Планируете ли задержаться в Израиле после концерта? Мы знаем, что Ваш день рождения 8 июля и что Вы очень любите море и лыжи. Сейчас, к сожалению, сезон не лыжный, зато все четыре наших моря в Вашем распоряжении!
- К сожалению, не смогу остаться. 4 июля – Раанана, 7-го – Вена, 8-го – Франция. После встречи с Дмитрием и с израильскими меломанами полечу дальше.