Что такое – идеальный джазовый пианист? Кто это? Идеалы у всех свои, в том числе и в музыке. У музыкантов-профессионалов идеалы завышены. Идеален согласно легенде был Дюк Эллингтон – и на него равняются до сих пор. Именно Эллингтон в свое время "благословил" известнейшего пианиста Бориса Фрумкина, который выступит в Израиле в середине сентября.
История такова: в 1971-м Эллингтон побывал в СССР. Ему устроили встречу с музыкантами, и во время этой встречи одного молодого пианиста попросили сыграть для великого американца. 27-летний пианист естественно волновался: играть для самого Эллингтона! Но великий Дюк был весьма доброжелателен и похвалил Бориса Фрумкина – именно Фрумкин играл на той встрече и именно он выступит в Израиле в программе джазовых вечеров «Двое у рояля и труба» в середине сентября вместе с Леонидом Пташкой и Авраамом Фельдер-Агашкиным.
Борис Фрумкин первый раз приезжает в Израиль. Сегодня в концертных залах можно услышать множество джазовой музыки и классических произведений. Но эксклюзивных проектов, таких как "Двое у рояля и труба" - мало. Впервые израильские меломаны смогут услышать дуэт двух выдающихся пианистов, бисерную россыпь клавиш и звон трубы в программе, состоящей в основном из классики фортепьянного джаза и посвященной Эрлу Гарнеру, Арту Тейтуму, Оскару Питерсону и Нэт Кинг Коулу.
Имя Бориса Фрумкина, блестящего джазового пианиста, заслуженного артиста России, члена Союза композиторов, хорошо известно любителям музыки. Пианист, аранжировщик, дирижер и композитор он является одним из лучших представителей джазовой школы. Фрумкин написал музыку ко многим радиоспектаклям и телешоу, к нескольким художественным фильмам.
Одна из его последних работ - саундтрек к фильму «Глянец» Михалкова-Кончаловского.
Джаз у Бориса Фрумкин течет по венам вместе с кровью, ведь еще его отец - Михаил Фрумкин - был трубачом в известном оркестре Цфасмана. По словам Бориса, отец вовсе не хотел, чтобы сын играл джаз. Судьба джазового музыканта в Советском Союзе была тяжелой. Джаз периодически критиковали, а в 1947 году, после известной речи Жданова, вообще "запретили".
Так что во время учебы в Центральной музыкальной школе Борис Фрумкин изучал классическое фортепьяно, но уже на выпускном вечере играл джазовые импровизации. Позже, в Московской консерватории, Фрумкин продолжил классическое образование, но его кумирами были джазовый композитор и пианист Дэйв Брубек и блистательный Оскар Питерсон.
Играть джаз на сцене Борис Фрумкин начал в 1959-м, в 1965-м выступал на фестивале в Москве со своим квинтетом. В 1966-73 он был пианистом и аранжировщиком в Концертном эстрадном оркестре Вадима Людвиковского. В составе оркестра, выступал на фестивалях в Москве, Таллинне, Праге и Варшаве. Знаменитый комментатор и ведущий передачи «Час джаза» радиостанции «Голос Америки» Уиллис Коновер неоднократно транслировал пьесу Бориса Фрумкина «Романтический вальс».
Многие, известные в мире пианисты являются организаторами и руководителями оркестров, ансамблей и основателями новых направлений в джазовой музыке. Дальнейшая музыкальная карьера Фрумкина была связана с легендарным ансамблем «Мелодия», в котором он с 1973 года был пианистом и аранжировщиком, а с 1982 года после ухода Георгия Гараняна, стал художественным руководителем и дирижером.
В 1980 году вместе с ансамблем Борис Фрумкин участвовал в фестивале «Джаз-Ятра» в Бомбее, который по составу участников мог бы сделать честь любой столице мира. Газеты называли композиции Фрумкина «прекрасными», а его игру «просто блестящей». В 1988 году Борис Фрумкин со своим ансамблем участвует как пианист и дирижер в первой совместной советско-американской постановке мюзикла на музыку Дюка Эллингтона «Настоящая леди» (Sophisticated Ladies) под патронажем первой леди США Нэнси Рейган.
С середины 1990-х Борис Фрумкин живет в Германии, где активно участвует в музыкальной жизни страны и дает сольные концерты джазовой музыки.
В 2002 году он стал музыкальным редактором документального фильма о жизни Олега Лундстрема. В октябре 2006 года с большим успехом выступил со своим трио и с камерным оркестром «Солисты Москвы» под управлением и при участии Юрия Башмета в Москве. После 12 лет его жизни за рубежом, в 2007-м, Михаил Швыдкой, задумав вывести из кризиса Государственный джазовый оркестр имени Олега Лундстрема, именно Фрумкину предложил возглавить прославленный коллектив. Борис Фрумкин раздумывал ровно десять минут и теперь живет на два дома: в Германии и в Москве.
Подлинный джаз противостоит штампованным музыкальным поделкам. В подлинном джазе слышна сочность, в нем можно найти большое богатство.
Джаз возвращает музыке то, что она некогда утеряла. Искусство джаза в общей музыкальной культуре все еще не поддается точной формулировке. Но многие известные музыканты и ценители музыки отмечали, что техника и виртуозность Фрумкина таковы, что когда он играет, неважно какой рояль стоит в студии или зале – звучать он будет, как самый дорогой рояль «Стейнвей". Из уважения к двум пианистам - Фрумкину и Пташке - в Израиле на сцене будет стоять именно "Стейнвей". В ритмах их игры слышна мощь и простота раннего джаза, краткая "энциклопедия" классического фортепианного джаза, мелодизм и лирика собственных композиций Бориса Фрумкина и Леонида Пташки.
Концерты «Двое у рояля и труба», в которых отражена черно-белая история фортепьянного джаза, при участии Бориса Фрумкина, Леонида Пташки и Авраама Фельдера-Агашкина пройдут в субботу, 12 сентября в Тель-Авиве, в амфитеатре «Мерказ Азриэли» и в воскресенье, 13 сентября, в Нагарии в зале «Яд ле-Баним».