«Two tickets to NY» так называется программа концертов, которые состоятся 7 и 8 августа на крыше тельавивского центра «Азриэли». Почему – в Нью-Йорк? Может быть, потому, что в программе джаз, а он, хоть и считается, родился в Нью-Орлеане, на самом деле сформировался именно в городе «Большого яблока». Но я бы назвал программу «Два билета из Нью-Йорка», поскольку главные ее герои учились и работали на родине джаза, но вернулись оттуда в родные Палестины. Роберт Анчиполовский – в Израиль, Игорь Бутман – в Россию.
Когда в 1979 году на концерте ансамбля Голощекина юноша заиграл на саксофоне виртуозное соло, я не предполагал, что, не пройдет и 15 лет, как он станет главной фигурой российского джаза. (Не предполагал также, что джаз будет российским, а не советским, что с фамилией Бутман можно будет в той стране сделать карьеру и т.д.). Чуть позже среди любителей отечественного рока стали расползаться записи «Аквариума», в некоторых песнях отклонявшегося в джаз. Иногда в них звучали яркие и агрессивные соло на саксофоне – потом мы узнали, что играет их тот же юноша, Игорь Бутман. В джазе его ленинградский этап закончился квинтетом: Бутман – Беренсон – Маслов – Колесник – Губерман. Пианист Маслов был той же национальности. Пропустить такое в брежневском Совке могли только в джазе. В 1983 году Игорь уже в Москве, в оркестре Лундстрема, откуда его приглашает Левиновский в «Аллегро» - самый звездный советский джаз-ансамбль. Вслед за Игорем туда же уходит его друг и земляк Губерман, и я помню фестиваль, когда в «Аллегро» играют эти два молодых и нахальных ленинградца. При этом оба продолжали играть рок с «Аквариумом», «Кино», «Телевизором» и «Зоопарком» и участвовали в «Поп-механике» Курехина.
В 1986 году в гости к послу США приехал американский джазовый саксофонист Гровер Вашингтон и, как обычно, кроме концерта в доме посла, было выступление и джем с нашими в Доме Композиторов. Бутман там не сходил со сцены, играя без перерыва, будто он, а не Вашингтон – герой вечера. Спустя полгода приехал Брубек, и опять был джем, и опять Игорь был первым, а потом были гастроли Пэта Мэтини, и на джеме с ним в «Синей птице» заговорили – Бутман уезжает в Америку. Так и оказалось. Игорь уехал, учился в «Беркли», играл в «Самоваре» с партнерами по «Аллегро» Левиновским и Назаровым, и дал ряд концертов со звездами – с ранее знакомыми Вашингтоном и Мэтини, и с теми, с кем познакомился уже в столице джаза.
Несколько туров, несколько дисков, но все равно, равным с Брейкером и Марсалисом не стал, вторые роли его не устроили, и вернулся Бутман в Москву. Тут как раз Клинтон приехал, и на глазах у Ельцина Игорь играл джем с «другом Биллом». Борис Николаевич полюбил джаз вообще, Бутмана в частности, и так уроженец Питера и гражданин США стал главным московским джазменом.
9 из 10 , вытянув такой звездный билет, сразу бы заболели этой болезнью, почили бы на лаврах и, увеличив коммерческую активность, резко бы снизили активность творческую. Игорь ее только увеличил и ... сделал Москву одной из джазовых столиц мира. Если раньше все приезды великих в столицу СССР можно было по пальцам посчитать, то сейчас пальцев на руках и ногах не хватит, чтобы перечислить всех, кто в Москве ежемесячно играет. И начал это Бутман, и это отличает его от большинства, которые не зовут в гости тех, кто более знаменит и авторитетен.
Сегодня Бутман – одна из знаковых фигур российского искусства, со всеми его плюсами и минусами. Он появляется со своим саксом на концерте Кобзона и на президентском рауте, он выходит на академические подмостки с Башметом (это недавно мы видели) и катается на коньках, он играет в гламурные игры, но... продолжает играть джаз и этим, во многом, оправдывает свое участие во всем этом новорусском кошмаре.
Предстоящая встреча с Бутманом будет уникальной, поскольку будет чисто джазовой. На ней не будет никаких русских прибамбасов, никакой «Единой России» и никакого «Ледникового периода» - будут израильские музыканты на сцене и израильская публика в зале.
Роберт Анчиполовский – инициатор программы. Скромный человек, внешне – абсолютный антипод Бутману, он ребенком приехал из Киева, закончил Иерусалимскую академию у Бориса Гаммера, уехал в Нью-Йорк, где учился одного из крупнейших саксофонистов в истории джаза Фила Вудса и вернулся в Израиль. Роберт долго существовал в тени джазовых графоманов (утверждающих без ложной скромности себя в числе великих джазменов), но в последнее время справедливо выходит в лидеры израильского джаза.
С Анчиполовским и Бутманом сыграет превосходная ритм-секция – пианист Леонид Децельман, контрабасист Гилад Авро и барабанщик Шай Залман. Все трое – образованные и опытные музыканты. За плечами у каждого – десятки звездных составов. На этот раз еще один – с Игорем Бутманом и Робертом Анчиполовским.
Владимир Мак