Игорь Бутман вместе с Робертом Анчиполовским дает два концерта в тель-авивском центре "Азриэли" 7 и 8 августа. Этого замечательного джазмена в Израиле любят и всегда ждут.
Новая программа Бутмана и Анчиполовского оригинально называется «Two tickets to NY» и посвящена великой музыке великих джазистов - Чарли Паркера, Джона Колтрейна, Майлса Дэвиса, Сонни Роллинса и других.
- Здравствуйте, уважаемый Игорь! Вы отдыхаете в Италии, взяли два билета на Нью-Йорк – и летите в Израиль?
- Да, вот такой маршрут – к счастью!
- Откуда название программы - «Two tickets to NY»?
- Дело в том, что два музыканта, два саксофониста – Роберт Анчиполовский и я – будем играть музыку, которая звучит в Нью-Йорке, совершим джазовое путешествие в Нью-Йорк. Будем играть и традиционный джаз, и би-боы, и свинг, и кантаты… Наша энергетика будет соответствовать энергетике джаза в Нью-Йорке. Это такая легкая аллегория – два музыканта привезут что-то из Нью-Йорка.
- Вместе с Робертом Анчиполовским, нашим знаменитым саксофонистом, который, собственно, и пригласил вас на этот раз в гости, вы выступаете в Тель-Авиве в «Азриэли». Вам знакома эта площадка?
- Я никогда там еще не был.
- Это - амфитеатр на крыше под открытым небом. Как вы считаете, как лучше звучит джаз – в закрытом клубе или на открытом воздухе?
- Хороший джаз звучит хорошо везде. В каждом концертном зале царит своя неповторимая атмосфера. В Карнеги-холл она одна, в фестивальном зале Сочи – другая… Вчера я выступал в Австрии в городе Китцбюэль на открытом стадионе с биг-бэндом, а после нас играл Карлос Сантана. Там было тысяч семь человек, и нас очень хорошо принимали. А до этого я выступал в одном из клубов Мюнхена, в котором было, ну, человек, наверное, 70. И там тоже было очень хорошо.
- Вы представите израильтянам новую программу, посвященную музыке Чарли Паркера, Джона Колтрейна, Майлса Дэвиса, Сонни Роллинса и других. Что именно нового мы услышим?
- Во-первых – новый хороший дуэт. Мы с Робертом постараемся обменяться хорошими ритмами и своими композициями. Я привезу пару своих новых композиций, очень сложных, и мне будет интересно, как их сыграют Роберт Анчиполовский и его ансамбль. У нас складывается разнообразная, интересная программа.
- Как вам нравится фильм «Мы из джаза»? Можете ли вы сказать, что он – и о вас?
- Этот фильм - о годах, когда джаз пришел в Советский Союз. Музыканты тогда только нащупывали этот стиль, не знали, как его играть. Так что фильм, и особенно музыку из него я очень люблю, но мне больше интересны биографические фильмы о Бэне Гудмене, Глене Миллере или Чарли Паркере.
- Вы были очень юным человеком, когда раз и навсегда выбрали джаз и саксофон. Вы ведь не застали времена, когда джаз считался вражеским искусством, а за саксофон могли и посадить?
- Когда я начинал, джаз давно уже не был запрещен, наоборот - уже были джазовые отделения в музыкальных училищах. Так что я попал в джаз в удачное время.
- Биг-бэнд, который вы создали 10 лет назад, считается лучшим в России. Каков его секрет?
- Секрета особого нет: надо взять самых лучших музыкантов и аранжировщиков (выдающимся джазовым аранжировщиком был Анатолий Кролл, который играл в замечательном оркестре Эдди Рознера) и - репетировать, давать возможность всем музыкантам проявить себя. Надо сделать так, чтобы люди, от которых зависит концертная деятельность, поверили в ваш оркестр – а в такой оркестр несложно поверить, потому что в нем играют лучшие музыканты - и получится лучший биг-бэнд России. Все очень просто.
- Вам доводилось играть перед самой разной публикой, в том числе и перед президентами на встрече Бориса Ельцина и Билла Клинтона в Москве. Известно, что последний – саксофонист. Вам его игру слышать доводилось? Как вы оцениваете его класс?
- Билл Клинтон для любителя играет очень хорошо! Он знает джазовые стандарты, он может импровизировать, но… Музыка требует много времени.
- …Тогдашний начальник охраны Ельцина вам сказал перед выступлением: «Плохо сыграешь – пристрелю». Вы потом говорили, что вам это даже понравилось?
- Это, может быть, неуклюжая "шутка", ответственность была большая. Это был официальный прием. Но принцип правильный: мы должны играть так, что если мы сыграем плохо, то нас «расстреляют».
- Тот же Билл Клинтон признался, что вы – его любимый саксофонист. Льстит ли вам это?
- Это приятно. И это высокая оценка. Но творческий процесс на этом не останавливается. И жизнь не останавливается. Если бы у меня была цель в жизни – получить похвалу сильного мира сего – и все, то, конечно же, жизнь удалась. А мне надо приехать и 7-8 августа выступить в Израиле. И выступить хорошо. А если я сыграю плохо, то мне не поможет, что меня любит Билл Клинтон.
- Армия поклонников джаза по количеству не может равняться с армией, скажем, фанатов "Ледникового периода". Вы свою популярность в джазе зарабатывали несколько десятков лет, но она не может сравниться с популярностью, которую вы завоевали как участник этого телепроекта за несколько месяцев. Не обидно ли, что то, на что вы потратили десятки лет, было во много раз перекрыто за несколько месяцев?
- Я вам честно скажу: непростое это дело кататься на коньках. Не обидно ли, что именно таким путем ко мне пришла всенародная любовь? В любом случае, всенародная любовь пришла потому, что я и мои товарищи по "Ледниковому периоду" сделали что-то очень хорошо. Это было смешно, трогательно, красиво… Это было шоу, а мы были в нем артистами! И как артисты радовались этому успеху. Есть и преимущества моего участия в "Ледниковом периоде": многие услышали о джазе, услышали обо мне. Я хочу, чтобы на джазовые вечера приходило много людей, чтобы они получали удовольствие от нашего мастерства, от нашего драйва, от фантазии, виртуозности, импровизации!
Игорь Бутман – саксофонист, композитор, арт-директор джазового клуба «Le club», внесенного в Top-100 лучших джазовых мест мира, лауреат Государственной премии России, организатор международных фестивалей. Игорь Бутман сегодня — это самый известный джазовый «бренд» России и одновременно самый известный джазмен российского происхождения в США. Для него дело чести выступить перед настоящей израильской джазовой публикой, а нам просто повезло.
Полина Лимперт