«Американцы колонизировали наше подсознание», - сказал персонаж фильма Вима Вендерса «С течением времени» в далеком 1976 году, но эта истина остается актуальной и сегодня, в разгар 21-го столетия.
Факты - вещь упрямая, и пусть даже выходцам из Великой и Могучей Страны нелегко это признавать, но американская кинопродукция продолжает доминировать на мировом кинорынке. Мир покорен Голливудом. Американское кино задает тон, наши дети растут и буквально с молоком матери впитывают глобальную американизацию кинематографа. Талантливые артисты со всего мира никак не могут почивать на лаврах, пока не доберутся до вершин вожделенных голливудских холмов.
«А судьи кто?» - вопрос вполне правомерен. Ведь именно американские кинокритики вершат судьбами великой кино-державы.
Режиссер-документалист Джералд Пери замахнулся на святыню – он создал фильм об институте американской кинокритики. Премьера этой ленты под названием «Из любви к кино: история американской кинокритики» (For the Love of Movies: the Story of American Film Criticism) исследует полвека американской кинокритики и обещает стать настоящим событием месяца на канале yes Доко.
Кинокритика – искусство говорить о десятой музе так, чтобы не отпугнуть зрителя, но и не направить его по ложному пути, доступно далеко не каждому. Включенные в документальный фильм интервью с величайшими американскими кинокритиками Эндрю Саррисом и Паулиной Каэль, Стэнли Кауфманном, Руби Ричем, Джеральдом Пегри и другими столпами жанра, раскрывают все тонкости и тайны этой профессии.
Перед кинокритиками стоит целый ряд задач разной степени важности: во-первых, они обязаны абстрагироваться от автора фильма, о котором пишут, даже если тут замешаны личные знакомства, симпатии или, наоборот, глубокая неприязнь. Этого требует элементарная профессиональная этика.
Во-вторых, хорошо и правильно написанная критическая рецензия должна раскрыть сюжет фильма, но не настолько, чтобы зрителю незачем было идти в кинозал. Даже самые отрицательные высказывания не могут оставаться голословными – кинокритики стараются подкрепить собственное мнение наглядными примерами, цитатами из самого «препарируемого» фильма и из киноклассики.
И, наконец, задача кинокритика – дополнить, расширить и обогатить кругозор зрителя, но не решать окончательно судьбу фильма, предоставляя зрителю священное право собственного мнения. Как говорит один из персонажей документальной ленты Джералда Пери, «важно создать культурный плодородный слой, посеять вопросы в голове зрителя, из которых во время просмотра появятся ростки. Ростки – это самостоятельные размышления, поиск ответов и новые идеи». Философия кинокритики – наука неоднозначная, не похожая ни на что иное.
Возможно, посмотрев этот фильм, нам станут ближе и понятнее те, кто обычно остаются «за кадром», те, чьи ядовитые или медоточивые рецензии мы встречаем на страницах газет и журналов или в Интернет-колонках.
Остальные секреты кинопроизводства стоит, храня верность жанру, оставить за завесой тайны, в ожидании телепремьеры – 2 августа, в воскресенье, в 23:05, на канале yes Доку.