«Серьезность, как правило, обратно пропорциональна таланту» - говорит Виктор Шамиров, режиссер трагикомедии «Игра в правду», и смешной и грустной, которая будет показана в Израиле в рамках гастролей «Независимого Театрального Проекта» с 1 по 3 октября. За любовную историю в «Игре» отвечают Гоша Куценко и Ирина Апексимова, за юмор и легкие безобразия - Дмитрий Марьянов и Константин Юшкевич.
Но актеры не имеют права ударяться в меланхолию: все закончится хорошо и по-мужски. Ведь «Игра в правду» - это развитие темы, заявленной прежде в "Ladie’s Night. ": мир глазами мужчин, мир через мужскую психологию. На фоне трех супер-мачо - Куценко, Марьянова и Юшкевича - в этом спектакле «Независимого театрального проекта» о любви, правде и лжи, ностальгии о молодости и дружбе сияет Ирина Апексимова, единственная женщина в этой компания, которая... Оставим фразу недосказанной – ведь режиссер Виктор Шамиров не любит, когда публика заранее знает все. Он любит удивлять и эпатировать. Театр у Шамирова - игра, поцелуи, объятия, вино и вопросы, много вопросов и правдивых ответов.
«Любите ли вы театр?». Любит ли театр режиссер Виктор Шамиров? Попробуйте понять это на его спектакле «Игра в правду» - талантливом, профессиональном и абсолютно не вызывающем раздражения, несмотря на провокационные экзерсисы. Иногда кажется, что Шамирову хочется разрушить все до основанья, чтобы смоделировать новую ситуацию для героев его спектакля по переписанной им же под российские реалии и постперестроечное время пьесе французского драматурга Филиппа Лелюша о мужской дружбе, возрасте, надеждах и разочарованиях, об «игре в правду», делающей ее участников сильнее и ломающих их, об игре, главное правило которой - «не лгать».
Что ждут от известного московского театрального режиссера? Новых провокаций, трюков, эскапад? Ждут, чтобы поразил. Ждут хорошего спектакля, ярких диалогов, невероятных мизансцен и в данном случае - мужского взгляда. Шамиров - возмутитель спокойствия , почтения мало к кому испытывает, предпочитая «соавторство», в данном случае с Филиппом Лелюшем, где спонтанно-импровизационно рождается залихватский новый текст, с иными изысками и намеками. «Скажи, мы пьем или не пьем? - Пьем, конечно» - спектакль начинается с пьянки. Первый акт пройдет в обстановке полупустой холостяцкой комнаты, второй – по другую сторону стены - на балконе, с распахнутыми окнами и дверью (остроумную сценографию-перевертыш придумал Алексей Кондратьев). Сюжет перекроен Шамировым на русский лад – так чтобы зрители, особенно мужчины, легко могли узнать себя и беззаботно посмеяться.
Шамиров любит театр, хотя иногда бывает им разочарован, а иногда его самого поругивают критики. Но на сегодня Виктор Шамиров – один из самых востребованных московских режиссеров, драматург, актер. Родился он в 1966 году в Ростове-на-Дону, закончил в Москве ГИТИС по классу Марка Захарова, работал в театре имени Моссовета, в «Школе современной пьесы», в театре Станиславского, в антрепризах. Его независимый характер и склонность к театральным экспериментам привели его – как нет - именно в «Независимый Театральный проект», где вместе с продюсером Эльшаном Мамедовым он создал шесть спектаклей, ставших заметным явлением в театральной Москве, приковывавших внимание, вызывавших споры, провоцировавших скандалы. «Игра в правду» - последний из этих спектаклей - и заняты в них актеры, чьи имена гарантируют пристальный интерес публики.
Без скандалов ныне трудно продать себя. Но, эпатируя и провоцируя публику, Шамиров делает все, чтобы никто не скучал ни во время репетиций, ни во время показов. Он подает в новом ракурсе старое, как мир, искусство театра. Его спектакли «Ladie's Day», «Ladie's Night» и «Игра в правду» идут в переполненных залах, не меньшим успехом пользуется и пронзительный «Мастер-класс» с Татьяной Васильевой в роли Марии Каллас. Не удивительно, что после успеха в НТП Шамиров вернулся в театр Моссовета, где поставил спектакль «Бог» по пьесе Вуди Аллена.
Для того чтобы достигнуть своей цели – удивить – Шамиров многое переделывает в пьесе Лелюша – и прежде всего, окружающую реальность. Но суть мужчины в поисках себя и своего места в жизни в 40 лет – одинакова в любой стране, на любой территории. Потому он легко меняет... Впрочем, ведь решено не забегать вперед. В свое время герои пьесы – актеры, их исполняющие – сами расскажут о своих образах. Главное в спектакле Шамирова– смех над театром, над самим собой, ирония и с виду несерьезное отношение к серьезнейшим проблемам.
Когда Шамиров станет новый спектакль, неизвестно, чего можно ожидать от него как режиссера. Но израильские зрители могут быть спокойны – «Игра в правду» – глубокий эмоциональный спектакль с шутками, смехом, шармом, серьезным подтекстом, метафорами, намеками на культурные реалии нашего времени, с непосредственными эмоциями. И с глубоким смыслом, полное осознание которого приходит позже - такие спектакли не забывают. Благодаря игре самого Виктора Шамирова в театр, этот спектакль разгадывается как кроссворд, где каждая строчка – особый трюк, прием, находка, слово. Разгадаете кроссворд - найдете правду.
Режиссеры бывают разные. Кто-то просто и традиционно ставит спектакль. Кто-то зарабатывает себе громкое имя н академической классике. Шамиров же любит театр – любит вывернуть наизнанку и явить публике его нутро - достаточно агрессивно и саркастично, иронизируя по поводу актеров и сценического действия, священного процесса лицедейства и самих зрителей.
«Чтобы актеры поверили в режиссера, – говорит Виктор Шамиров, - все должно быть очень серьезным. Когда со сцены серьезные люди что-то говорят, тогда люди в зале, пусть даже скучая, понимают, что, если актеры так уверены в том, что говорят, видимо — это что-то значит. Я же вообще не могу общаться с серьезными людьми, у меня не получается. Тем более с абсолютно серьезными актерами. Правда, есть мастера, которые могут «выдавать» в нужный момент этот серьез. Например, Гоша Куценко. Хотя в принципе он - абсолютно несерьезный человек».
Провокационный посыл Шамирова ощутим. Он - театральный безбожник и одновременно искатель нового. И еще Виктор Шамиров, помимо громких режиссерских работ, отличный актер, из-под его пера вышли и несколько пьес для театра.
Спектакли «Игра в правду» состоятся:
1 октября, четверг, Беэр-Шева, «Центр сценических искусств», 20.00
2 октября, пятница, Хайфа, «Театрон ха-Цафон», 20.00
3 октября, суббота, Тель-Авив, «Центр сценических искусств – Бейт ха-Опера», 20.30
Гастроли в Израиле спектакля «Игра в правду» организуются продюсерской компанией «Cruise International», не первый год сотрудничающей с «Независимым театральным проектом» и уже привозившей в Израиль спектакли «Ladie’s night» и «Трактирщица».