Искусство – материя тонкая, трудноопределимая. Еще со времен Ренессанса творческие личности отстаивали право на самовыражение, борясь, а иногда и побеждая обывателей и невежд.
В разгар 21-го столетия критикам и ценителям прекрасного не позавидуешь – напрочь стерты классические каноны, исчезли точные определения. Да и самим творческим людям приходится несладко. Кто может сегодня точно определить, где кончается живопись и начинается просто «мазня»? И что такое «видео-арт», и чем он отличается от обычных клипов, заполонивших телеэкраны? Смесь стилей, отсутствие точных определений и цензуры, а также плохо интерпретируемая свобода творчества привели к тому, что посетители галерей, салонов, премьерных показов и тусовок с «бомондом» с трудом понимают, о чем, собственно, речь и витают в безвоздушном пространстве, тщетно пытаясь найти точку опоры.
Говорить о «пределах дозволенного» в современном искусстве смешно и опасно. Велик риск прослыть консерватором и ретроградом. Быть может, именно поэтому решение Натальи Михайловой сделать фильм о границах «нормальности» в современном искусстве можно назвать самоубийственно смелым.
Но там, где нет границ, нет и самого искусства. Там, где можно все, – ничто не ценится и не поддается меркам. Много лет назад в одном из своих интервью великий и усатый Сальвадор Дали, отвечая на вопрос о преднамеренном искажении человеческого тела в его полотнах, сказал: «Для того, чтобы писать так, как пишу я, надо в совершенстве владеть анатомией человеческого тела и лишь потом посметь искажать его».
Наверное, именно в этом и заключается разница между невежественной наглостью дилетантов и великим искусством.
Еще в начале 20-го столетия Марсель Дюшан и его приятели-дадаисты могли позволить себе показать широкой публике унитаз как элемент эстетически отвлеченный, выставив его в галерее, вдали от привычного контекста.
Сегодня никого не удивишь видом керамического писсуара, но дело вовсе не в дешевом эпатаже, а в скрытом или явном посыле. Если автору произведения нечего сказать потомкам, вряд ли можно заменить интеллектуальный вакуум шокирующими деталями.
Эксперты, приглашенные к участию в фильме Натальи Михайловой «Пределы дозволенного», - люди серьезные и безусловно заслужившие право на собственное мнение: Борис Гребенщиков, Андрей Бартеньев, Владислав Мамышев-Монро, Мерлин Мэнсон, Михаил Трофименков, Сергей Дебижев. Результат их общего труда был отмечен кинокритиками – фильм стал победителем фестиваля Open Cinema в 2007 году.
Один из экспертов произносит в фильме емкую и очень спорную формулу: «Искусство – это единственное, что оправдывает существование человека на земле». Должно ли человечество оправдываться перед потомками и может ли искусство служить таким оправданием – вопрос из разряда «быть или не быть».
Последнее слово, как всегда, остается за зрителем. Смотрите телепремьеру документального фильма «Пределы дозволенного» на канале yes Радуга в субботу, 15 августа, в 15:50.