Чарли Кауфман, гениальный сценарист, автор «Адаптации» и «Быть Джоном Малковичем», впервые в жизни решился занять на съемочной площадке кресло режиссера, и вот что у него вышло. Вышел фильм «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (Synecdoche, New York), который интеллектуалы в один голос назвали классикой, присвоили ему высший балл по 10-балльной шкале и рекомендовали для просмотра всем, кто любит и знает кино. Потому что эта картина буквально напичкана цитатами и аллюзиями из американского кино разных лет, и чтобы их «прочесть», нужно быть знакомым с работами культовых американских режиссеров вроде Вуди Аллена и ему подобных.
Кстати, классика и «интеллектуальное кино» - вовсе не синонимы слова «скучный». Во всяком случае, в этой картине лишний раз доказывается, что американцы, вопреки расхожему мнению, вовсе не разучились делать умное кино. Чарли Кауфман, создавая свой шедевр, поставил перед собой множество творческих задач. Единственная задача, которой он себе не ставил, – это упростить зрителю просмотр. Так что собираясь познакомиться с этой картиной, запаситесь терпением, отключите телефоны и предупредите домашних, чтобы на пару часов оставили вас в покое. Одним словом, не отвлекайтесь и постарайтесь вникнуть в кинематографическую ткань.
О сюжете буквально пара слов: некоему театральному режиссеру Кейдену Котару (его играет потрясающий Филипп Сеймур Хоффман), ипохондрику и неудачнику по жизни, от которого сбежала жена, выпадает редкая удача. Он получает грант на кругленькую сумму, которую должен потратить на постановку грандиозного спектакля. В дополнение ко всем своим сомнительным достоинствам, наш герой еще и болен множеством смертельных болезней… Они, кстати, не настолько смертельные, какими он их воображает, и не мешают ему прожить добрую четверть века в ожидании смерти и в творческих исканиях по поводу спектакля, который все разрастается, разрастается, да все никак не срастется. И это неизбежно, потому что долго умирающему режиссеру уж очень хочется под занавес своей физической и творческой жизни «забабахать что-нибудь чистое, крутое и настоящее». А крутому и настоящему, как известно, предела нет.
Поначалу фильм может показаться затянутым. Но очень скоро это ощущение пройдет и ему на смену явится понимание того, что весь сюжет и все образы в этой картине подчинены некой цикличности, все они возвращаются к точке отсчета, но всякий раз на качественно новом уровне.
И тогда станет понятна метафора, заложенная в названии фильма. Ведь синекдоха обозначает смысловой перенос с частного на общее, название целого по его части. Каждая отдельная личность, каждая отдельная судьба является крошечной частицей гигантской пьесы о человеческой жизни, о ее бренности и конечности, - вот что режиссер пытается показать в гигантском Нью-Йорке…
Смотрите эту неординарную ленту Чарли Кауфмана «Нью-Йорк, Нью-Йорк» 5 сентября в 22.00 на канале yes 3.
Зайдите на сайт www.yes-ru.co.il и узнайте подробности о всех премьерах на киноканалах yes.