Для исполнения главных партий приглашены солисты из России Наталия Ториашвили и Артем Шпилевский.
Главным событием нового балетного сезона станет возобновленная постановка знаменитого балета Джона Кранко «Онегин», которую израильские зрители увидят в ноябре в исполнении труппы Израильского государственного балета под руководством Берты Ямпольской. Очень немногие балетные коллективы удостаиваются права ставить «Онегина» на своей сцене, поскольку для его постановки требуется разрешение правопреемников Джона Кранко. Во всем мире наберется считанное число балетных трупп, получивших это право, и коллектив Израильского государственного балета входит в их число. Даже труппе Большого театра, несмотря на многочисленные заслуги и регалии, не удалось получить право на постановку. Более того, ни один театр в странах СНГ не имеет возможности ставить «Онегина» в оригинальной редакции Кранко.
Впервые «Онегин» увидел свет рампы в 1965 году на сцене Штутгартского балета. Джон Кранко, считающийся одним из самых талантливых и интересных хореографов 20 века, работал над своим спектаклем долгих восемь лет. Если же вести отсчет от того момента, как он, увидев фильм-оперу «Евгений Онегин», загорелся этой идеей, то дистанция от замысла к воплощению заняла целых полтора десятилетия...
После триумфа в Штутгарте спектакль увидел свет рампы Метрополитен Опера в Нью-Йорке в 69-м, затем началось его победное шествие по балетным сценам мира. Он стал одним из самых любимых спектаклей в жанре неоклассики, ставившихся в 20-м веке. Это законченное произведение искусства, объединяющее великолепную музыку Чайковского, умело подобранную дирижером Штутгартского балета Куртом Хайнецом Штольцем. В ней нет ни единой цитаты из одноименной оперы, зато успешно используются фортепианные произведения Чайковского, которые составляют около трех четвертей музыки спектакля. Использован, в частности, цикл „Времена года“. Кроме того, в партитуру включены две арии, хор и несколько инструментальных номеров из оперы „Черевички“. Тема увертюры-фантазии „Ромео и Джульетта“ положена в основу дуэта Онегина и Татьяны в 1-м акте, а вторая часть симфонической поэмы „Франческа да Римини“ составляет бо́льшую часть их дуэта в 3-м акте. Музыка подобрана настолько точно, а хореография ей настолько созвучна, что зритель просто не замечает границ музыкальных произведений.
Главным условием постановки «Онегина» является неукоснительное следование канонической редакции Кранко, которая заслуженно считается лучшим хореографическим воплощением пушкинского романа в стихах.
В последний раз израильский зритель имел возможность посмотреть этот уникальный балет около двух с половиной лет назад, когда были даны всего три спектакля. Главные роли в них исполняли солисты Национального балета Нидерландов Лариса Лежнина и Алтин Кафтира, который вскоре после израильских гастролей завершил в возрасте 35 лет свою танцевальную карьеру.
В нынешней постановке для исполнения главных партий приглашены ведущие российские солисты Наталия Ториашвили и Артем Шпилевский. Наталия Ториашвили уже несколько раз исполняла партию Татьяны в постановке Израильского государственного балета, а вот Артем Шпилевский впервые будет танцевать Онегина в нашей стране.
Представления балета «Онегин» пройдут в тель-авивском Центре сценических искусств («Бейт Опера»). Израильский государственный балет и российские солисты дадут всего три представления: в четверг, 19.11.09, в 20.00; в пятницу, 20.11.09, в 13.00; в субботу, 21.11.09, в 20.00.