Нателла Болтянская – известная журналистка радио «Эхо Москвы», избравшая нелегкий путь «поющего поэта». Ее стихи далеки от привычной женской лирики и любовной экспрессии… Тексты ее песен пронизаны историческими и литературными параллелями и их проекциями на события современности – еврейская история, Холокост и сегодняшний Израиль, Перестройка и Реставрация…
Жанр, выбранный Нателлой Болтянской, сложно охарактеризовать классической терминологией. Публицистика под гитару? Политическая новелла? Прямой эфир? Сама Болтянская отвечает на этот вопрос, цитируя Вольтера: «Все жанры хороши, кроме скучного».
Творчество Нателлы Болтянской неразрывно связано с тем, что происходит вокруг. Поводом для песни может стать, как только что прочитанная книга, так и последняя сводка новостей. Ярким примером такой взаимосвязи стала песня о страшной истории городка Едвабне, которую Нателла, будучи в Израиле, прочла в одной русскоязычной газете. Песня о еврейском погроме в июле 1941 года, когда около 1,5 тысяч людей были сожжены живьем. До 2000 года считалось, что погром был осуществлен нацистами, но позже выяснилось, что погромщиками были поляки, проживавшие в окрестностях. И почти уже забытая, когда-то замолченная трагедия, зазвучала голосами растерзанных «добрыми соседями» жителей Едвабне под струны гитары Болтянской.
«Примерно треть моих песен – событийная, - рассказывает Нателла Болтянская, - я где-то вычитала историю восстания в Варшавском гетто - и не смогла не написать об этом. Когда я прочла, а потом посмотрела Булгаковские пьесы, я в них влюбилась на всю жизнь, я с самой первой страницы хотела что-нибудь к ним сочинить. Причем не к какой - то конкретной, а ко всем. Это мир такой – пьесы Михаила Афанасьевича. Или, например, прочитанная книга Валерии Новодворской «Над пропастью во лжи»… Или трагическая смерть Александра Литвиненко. Или история Соломона Михоэлса. Или потрясший меня городок Зихрон-Яков…. Или тот же Бабий Яр…»
Существует и обратная связь «жизнь-творчество». Событием может стать сама песня. По признанию автора, каждая новая песня для нее случается «вдруг!», даже если последние полгода она мурлыкала ее, не переставая. В голове неожиданно возникает картинка и, слова и звуки сами складываются в сюжет, начиная жить собственной жизнью. Так случилось с песней «Аутодафе», которую многие поклонники творчества Нателлы Болтянской считают посвящением Михаилу Ходорковскому, хотя она была написана значительно раньше, до процесса.
Этой осенью, с 30 октября по 7 ноября, Нателла Болтянская представит израильскому слушателю свою новую программу, получившей название «Прямой эфир».
«Это и в самом деле - прямой эфир, - рассказывает Болтянская, - Представление тех событий и ассоциаций, которые возникают здесь и сейчас… Я расскажу о тех и о том, кто и что меня волнует. Это и герои, и антигерои. Это люди, чьи поступки заставляют смеяться и плакать. Это всегда эмоции, но не всегда эмоции в поле «любит - не любит». Это - разъедающая российское общество державчина. Это - от ужасов грядущего Холокоста. Это оловянный солдатик империи, и упустившие эпоху завлабы, это и Анна Политковская и один из безымянных сталинских следователей. Это, повторюсь, то, что болит».
Концерты состоятся:
30.10.09 – Беер-Шева, Консерватория
31.10.09 – Реховот, Мофет
02.11.09 – Ашдод, Матнас Дюна
03.11.09 – Хайфа, Аудиториум Рапопорт
04.11.09 – Петах-Тиква, Шарет
05.11.09 - Иерусалим, Жерар Бахар
07.11.09 – Тель-Авив, ул. Помбедита, 4
Заказ билетов (в том числе по кредитным карточкам) по тел. 052-2740311. В Хайфе - 04-8629959.