Государственный академический ансамбль народного танца им. Игоря Моисеева вновь, уже в пятый раз, приезжает на гастроли в нашу страну. Название этого легендарного коллектива настолько значимо, настолько много вобрало в себя за 72 года существования ансамбля, что, кажется, к нему уже нечего добавить. Разве что сообщить даты концертов: 3 ноября – Иерусалим, 4 и 5 ноября – Тель-Авив, 6 ноября - Хайфа.
Первый раз ансамбль приезжал в Израиль в 1989 году – и вместо запланированных изначально трех недель выступал здесь полтора месяца!
Тогда и потом со своей труппой прилетал к нам и сам Игорь Александрович. Многие помнят, как несколько лет назад Моисеев зажигал на сцене тель-авивского зала «Гейхал ха-тарбут» свечи в огромной ханукие. Но почти два года назад великого хореографа не стало. Однако его соратники и ученики продолжают дело мастера, сохраняя и традиции ансамбля.
На протяжении 72 лет - в течение всего жестокого ХХ века, ведь Моисеев организовал труппу в Москве в страшном 1937 году и смог сберечь артистов во время Второй мировой войны - ансамбль этот не знал поражений, во многом благодаря свежести репертуара. Так что в Израиле будет показана новая программа, в которой задействованы 80 танцовщиков из основного состава коллектива и которая на два часа поможет нам забыть все свои заботы.
Нынешние гастроли посвящены памяти патриарха народно-сценической хореографии, в 1995-м удостоенного премии "За особый вклад в развитие культурных отношений между США и Россией", которую кроме него получили только два человека во всем мире - Ван Клиберн и Мстислав Ростропович. Неудивительно, ведь на концертах Игоря Моисеева в Париже эмигранты плакали, ведь ему целовала руки Марлен Дитрих, ведь в Европе после показа номера «Партизаны» модницы стали носить барашковые шапки.
Гениальность Моисеева состояла в том, что он придумал новый жанр – народные танцы на сцене на высоком художественном и театральном уровне, исполняемые профессиональными танцорами балета с классической, как у самого мастера, подготовкой. Знаменитая нью-йоркская балетная критикесса Анна Кисельгоф утверждала, что Моисеев заставил весь мир по-новому взглянуть на танец в целом и на народные танцы в частности. Более того, Игорь Моисеев создал энциклопедию народных танцев, поставив номера по фольклорным пляскам более 300 народностей.
Изучать народные танцы Игорь Моисеев начал еще в тридцатых годах, путешествуя на Украину, в Белоруссию, Грузию, Таджикистан и рискуя жизнью на афганской границе, где бесчинствовали басмачи. А потом Игорь Александрович занимался постановками физкультурных парадов. «Меня спрашивают, чем привлекает народный танец? Не вижу более праздничного вида искусства, – говорил Игорь Александрович. - Это пластический портрет народа. Он рождается из окружающей среды. И в этом его отличие от классического балета, рожденного рациональным умом. Мы не коллекционеры танцев и не накалываем их, как бабочек на булавку. Мы стараемся расширить возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой».
Богатство, красота и само сердце танца - вот что предстоит увидеть израильским зрителям с 3 по 6 ноября.