Очевидно, что человек живет полноценной жизнью, когда он физически и душевно здоров. Вот тогда он создает семью, профессионально растет, осуществляет свои главные творческие задумки. И если человек талантлив и трудолюбив, он обычно добивается успеха.
Именно по такой схеме развивалась и судьба известного израильского музейного дизайнера Дорит Харэль. Все состоялось в ее жизни и карьере – прекрасная 30-летняя совместная жизнь с Зевиком Дрори, дети, любимая работа.
Но в возрасте 55 лет Дорит настигла страшная и относительно редкая болезнь ALS, или миопатия. Она поражает все мышцы в теле человека: сначала мышцы рук и ног, потом пищеварительной и дыхательной систем… Эта болезнь пока еще неизлечима, хотя лучшие медицинские силы в мире пытаются найти способы борьбы с ней. И говорят, что спасительное лекарство уже находится в стадии разработки. Надо только чуть-чуть подождать, но многим больным этого времени, увы, не хватает.
И все же часто именно тяжелая болезнь словно вырывает человека из реальности, наделяя его особыми силами и свойствами. Ленинградский философ и писатель Борис Поляков, например, закончил в Израиле свою блестящую книгу, уже утратив не только возможность двигаться, но и говорить. Помогала ему, улавливая слова по движениям глаз и рта, его жена Вера.
Талантливый человек с огромным потенциалом, Борис заболел еще в Ленинграде, не достигнув 30-летнего возраста. Читая его повести (увы, плохо «раскрученные» и оттого многим репатриантам последней алии неизвестные), невозможно даже вообразить, что эти светлые, полные жизни произведения написал смертельно больной человек. Хотя Борис Поляков не обошел молчанием отчаянного положения страдающих этой болезнью в бывшем Советском Союзе. В Израиле, разумеется, положение таких больных кардинально иное, существует даже амута, специалисты и добровольцы которой оказывают неоценимую помощь семьям пострадавших от ALS. Но болезнь, развиваясь по-своему у каждого, все же прогрессирует, страдания возрастают. Соблазн оборвать свою жизнь, а с ней вместе и физические мучения, очень велик. Не все готовы и имеют мужество «отстоять вахту» до конца. В своей книге Борис Поляков также написал о мгновениях отчаяния, когда он стоял у самого края. Но устоял, его произведение - о ценности жизни в любом ее проявлении, а также о величии человеческого духа, проявленного теми, кто по своей свободной воле остается с тяжело больным, но таким любимым человеком до конца…
Суицидальная попытка решить свою проблему стала для Полякова лишь начальным и совсем не главным этапом его дальнейшей, очень трудной, но на редкость насыщенной жизни. Но для многих решение уйти становится их финалом.
Документальный фильм режиссера Амира Гилада «Время Дорит» как раз и посвящен непростой теме выбора человека, оказавшегося во временном цейтноте и самостоятельно ограничившего срок своей жизни. Как это происходит? Как распоряжаются отпущенным временем? Многие прежде всего хотят наверстать упущенное, доделать, по их мнению, незавершенное. Дорит Харэль в этом смысле не исключение. Она решила объездить все музеи Лондона, побывать в Индии, представить вниманию соотечественников свою авторскую выставку, дождаться, пока ее младший сын закончит летные курсы. А после этого – положить конец собственной жизни. Благо – в Швейцарии есть организация, которая оказывает подобные услуги (что-то вроде «клуба самоубийц» из книги Стивенсона о Флоризеле).
Режиссер Амир Гилад посвятил свой фильм «Время Дорит» последним месяцам жизни своей героини. Фильм неординарен, спорен и достоин зрительского внимания, его премьера будет транслироваться 14 октября на канале yes Доку в 22.00 .