В ноябре в Тель-Авиве пройдут спектакли Израильского государственного балета «Онегин» с участием российских солистов Наталии Ториашвили и Артема Шпилевского.
Свою первую в жизни партию Татьяны Наталия Ториашвили станцевала в премьерной постановке «Онегина» в труппе Израильского государственного балета, где она работала по контракту в 2001-2002 годах. Предполагалось, что ей будет поручена роль Ольги, а Татьяну будет танцевать другая балерина. Но в балете «Онегин» решение об утверждении солистов на главные роли принимают правопреемники Джона Кранко, которому принадлежит хореография этого уникального балета. Когда на репетиции приехали хореографы-репетиторы из Штутгартского балета, их внимание сразу привлекла хрупкая балерина с огромными глазами. Для штутгартцев сразу было понятно, что именно она должна воплотить в танце образ любимой пушкинской героини. Наташа танцевала в «Онегине» в составе израильской балетной труппы два сезона, а затем, когда закончился контракт, уехала домой, в Санкт-Петербург. Но раз в два-три года она приезжает в нашу страну, чтобы вновь надеть платье Татьяны, в котором она будет танцевать свое драматическое прощальное па-де-де с Онигиным, расставаясь навсегда с единственной любовью своей жизни.
Партия Татьяны для Наташи – одна из самых любимых: «Пожалуй, из всех ролей, которые я танцевала на сцене, самые близкие мне образы – это Татьяна и Жизель, - сказала она в телефонном интервью перед приездом. - Мне нравятся такие целомудренные образы, чья сценическая жизнь наполнена драматизмом и трагедией». Чтобы танцевать Татьяну, «русскую душою», нужно чувствовать и понимать эту душу.
Наташа, в чьих жилах течет грузинская и русская кровь, сумела найти в сценическом воплощении пушкинской героини неповторимые оттенки. «Между нашими двумя народами много общего: культура, вера, близкий менталитет. Разве что грузины более эмоциональны, а русские сдержанны, но внутренне мы очень похожи». Самая интересная, самая эмоционально насыщенная часть этого спектакля – третий акт, прощальное адажио с Онегиным, в котором они расстаются навсегда. В этом па-де-де Джон Кранко в качестве сквозного хореографического элемента использовал особенную, изломанную линию рук героини; этими руками она словно защищается от своей страсти, от Онегина, который спустя годы – и слишком поздно - вновь возник в ее судьбе. «Что бы я сделала, доведись мне самой оказаться на месте Татьяны? – задается вопросом Наташа. – Честно скажу: не знаю, как бы поступила. Выбор между любовью и долгом – один из самых мучительных, перед которым оказывается человечество и его отдельные представители. На мое счастье, в моей жизни любовь и долг совпали, у меня счастливая семья, шестилетний сын, который, я надеюсь, не останется единственным ребенком. Для меня материнство важнее балета, как бы сильно я ни любила танцевать».
32-летняя балерина сейчас на самом пике своей карьеры, когда еще сохраняется великолепная физическая форма и уже появляется зрелость и понимание происходящего на сцене. По ее словам, она сумела очень быстро восстановиться после родов, ей не пришлось даже сбрасывать вес. «Спасибо генетике», - смеется Наташа.
Сейчас Наталия Ториашвили обладает статусом «мастера сцены высшей категории», что дает ей возможность выступать по всему миру в спектаклях и дивертисментах. Ее неоднократно приглашали работать в лучшие европейские и заокеанские балетные труппы, звали в Штутгарт и в Сиэтл, но она всякий раз отказывалась. «Я сама решаю, что и где буду танцевать, - говорит Наталия и добавляет, - Вряд ли я могла бы так легко срываться с места и приезжать в Израиль, если бы была связана с какой-то труппой на постоянной основе». По ее словам, работы в Санкт-Петербурге много, особенно в летний сезон, когда ей приходится исполнять сольные партии в 15-17 спектаклях в месяц. Она танцует практически весь классический репертуар, главные партии из «Жизели» и «Дон-Кихота», «Лебединого озера» и «Щелкунчика», балеты Баланчина - словом, все, что любит и ценит взыскательная публика и гости Северной Пальмиры. Ближе к зиме расписание становится посвободнее, и она может себе позволить отправиться на гастроли.
Незадолго до «Онегина» в Израильском балете она примет участие в Гала-концерте артистов балета из Санкт-Петербурга, который пройдет на Канарских островах.
Со своим новым партнером по «Онегину», солистом Большого театра Артемом Шпилевским ей еще не приходилось работать, но она уверена, что они оба сумеют очень быстро найти общий язык. Причем не только язык общения, но и язык хореографический. «Вся хореография в «Онегине» настолько логична, настолько естественна, что приспособиться друг к другу не займет много времени, - уверена она. – К тому же мы все профессионалы, а одно из качеств настоящих профи – это быстро входить в роль с новым партнером. Несколько лет назад, когда мне пришлось впервые танцевать в паре с Алтыном Кафтирой из Национального балета Нидерландов, мы вышли на сцену буквально после одной репетиции. Накануне вечером он прилетел, утром мы репетировали, а вечером уже был спектакль. И все прошло хорошо». По ее словам, даже спустя несколько лет она вспоминает партию Татьяны очень быстро: «Включается память тела, и все движения вспоминаются мгновенно».
На этот раз у Наташи будет больше времени на подготовку. Она приезжает в нашу страну 9 ноября, а первое из трех представлений «Онегина» пройдет в Тель-Авивском центре сценических искусств только 19-го. «Я ведь не только репетировать буду, - говорит Наталия. – У меня в Израиле много друзей, я очень люблю эту страну, в которой жила два года и о которой сохранила самые теплые воспоминания».
Спектакли Израильского государственного балета «Онегин» на музыку Чайковского в оригинальной редакции Джона Кранко состоятся 19, 20 и 21 ноября в Тель-Авивском центре сценических искусств. Начало вечерних спектаклей (19.11 и 21.11) в 20.00, начало дневного спектакля (20.11) – в 13.00.