Государственный секретарь США Хиллари Клинтон представила президенту США промежуточный доклад о состоянии мирного процесса на Ближнем Востоке, который признает, что "пациент скорее мертв, чем жив". Тем не менее, Белый Дом объявил, что Обама будет продолжать проводить ранее выбранную линию, и Джордж Митчелл прибудет в Израиль уже на следующей неделе.
Представитель Барака Обамы на Ближнем Востоке заявил, что говорить о провале усилий преждевременно, но условия для начала переговоров еще не созрели. Он снова призвал палестинцев усилить борьбу с террором и прекратить антиизраильскую пропаганду, а Израиль – ограничить строительство в поселениях.
За последние полгода положение, на первый взгляд, не изменилось, если не считать того, что из Нетаниягу выдавили публичное согласие на создание палестинского государства. По всем другим аспектам никакого изменения в положении сторон вроде бы нет, но такого обвального ухудшения отношений Израиля с другими государствами не наблюдалось уже давно. Причем это происходит не на фоне войны или интифады, а буквально на ровном месте. Вряд ли в происходящем видна "рука Вашингтона", - США просто перестали диктовать другим странам, как себя вести в отношении Израиля, и этого оказалось достаточно.
У Обамы есть время, и он может дожидаться изменения международной ситуации, которая обеспечит ему более мощные рычаги давления на израильтян и палестинцев. Если иранская проблема будет снята с повестки дня, то Израиль надолго останется главным объектом мирового давления, и ему может, как это часто бывало, потребоваться заступничество США, а за него придется платить.
По опубликованным в израильских СМИ данным, последними двумя пунктами разногласий с Обамой остаются требования США ограничить переговоры двухлетним сроком и объявить, что их основой является "уход с оккупированных территорий". На ограничение строительства в поселениях при полном прекращении их расширения Израиль уже согласился, как и на то, чтобы переговоры велись по всем вопросам, включая Иерусалим и беженцев.
Если вспомнить, что первоначальным требованием Нетаниягу было признание палестинцами еврейского характера Израиля, о поселениях речи не было, а договариваться намеревались только о границах, то очевидно, как изменились позиции израильского правительства.