3 ноября в Израиле стартует гастрольный тур легендарного ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева.
Речь идет об одном из самых ярких хореографических явлений современности, известного во всем мире коллектива, искусство которого дало легитимацию народному танцу. Многие годы этот ансамбль был действенным рычагом политики СССР, его называли послом мира. И хотя времена использования искусства в политических целях ушли, само искусство танца, высочайший профессионализм ансамбля и радость творчества остались.
Нынешним моисеевцам под силу все стили и жанры. Неизмеримо выросли исполнительская культура и техническая оснащенность труппы. Моисеевский театр предлагает зрителю сплав классического, фольклорного и характерного танцев, драматической выразительности, образности вахтанговской методики, акробатики и спортивной гимнастики. Неизменным осталось главное - живая душа и задор народного танца.
В программу концерта ансамбля Моисеева в Израиле входят такие проверенные временем шедевры, как русский танец «Лето», калмыцкий танец, "Татарочка-черноморочка", пляска скоморохов на музыку Римского-Корсакова, сюита молдавских танцев хора, чиокырлия и жок, сюита греческих танцев «Сиртаки» на музыку Теодоракиса, сицилианская тарантелла, танец аргентинских пастухов «Гаучо», фрагмент флотской сюиты «День на корабле» - «Яблочко», узбекский танец с блюдом и - в качестве подарка израильским зрителям - еврейская сюита «Семейные радости», одна из творческих жемчужин ансамбля.
Сюита еврейских танцев "Семейные радости" впервые была показана в 1994 году на фестивале в честь 70-летия творческой деятельности Игоря Моисеева. Но задумывалось это произведение еще в 1939-м, когда для инсценировки фрейлехса и свадебного обряда Игорь Моисеев пригласил Михоэлса и Зускина. Поставить яркие, самобытные еврейские танцы Моисеев мечтал с самого начала творческого пути ансамбля. Как-то раз на приеме в Кремле Сталин спросил у артиста: "Над чем работаете?" Моисеев ответил, что репетирует сюиты еврейских и цыганских танцев. Сталин поморщился: "Разве это нации? Вот украинские, белорусские народные танцы куда интереснее". И работа была прекращена. К еврейскому свадебному танцу фрейлехс Игорь Моисеев возвращался еще несколько раз, но ему говорили, что это идеологически несвоевременно.
Когда ансамбль стал выезжать в США, великий импресарио Соломон Юрок предлагал: "Игорь Александрович, в каждом американском городе есть еврейская община, и с колоритным еврейским номером мы всегда будем иметь битком набитые залы". Но спущенное сверху "идеологически несвоевременно" оставалось в силе до 1994 года. с тех пор "Еврейскую сюиту" на каждом концерте требуют на бис. За годы замысел сюиты не потускнел, а напротив, оброс новыми деталями. Свадебные персонажи пробились на сцену то ли прямиком из неунывающей Касриловки Шолом-Алейхема, то ли с витебских окраин Шагала. По ходу действия, суетясь и толкаясь, герои сюиты ссорятся и мирятся, торгуют и уступают, плачут и смеются друг над другом. Живописные коллизии счастливо разрешаются пиром. Но это вовсе не конец, потому что в финале в неистовом темпе танцоры пляшут с еще большим азартом.