19 ноября в "Театрон Гиватаим" прозвучит цыганский джаз – музыка сколь популярная, столь, к сожалению, нечасто звучащая в Израиле. Для исполнения сложная, для восприятия - чудесная. Программа гитариста Романа Алексеева, его группы «The Hot Сlub of Israel Band» и струнного квартета «Django Symphonique Quartet» посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося цыганского гитариста Джанго Рейнхардта, которое будет, отметим ради фактологической справедливости, только в январе, но почему бы нам - слушателям и музыкантам - не отметить эту дату заранее?
В программе прозвучат произведения самого Джанго Рейнхардта, Дорадо Шмидта, братьев Розенберг (бельгийское цыганское трио), Джона Йоргенсона, Астора Пьяцоллы, Стефана Граппелли и других
Джаз, как жанр, давно выплеснулся за рамки дозволенного, став рок-джазом, фьюжн-джазом, электронным, этно, фолк и прочим. Прибавьте слово джаз к обозначению любого музыкального стиля и вы получите новую категорию музыки, впрочем, наверняка уже существующую и опробованную. Лет двадцать назад было модно все, не укладывающее в рамки привычного, называть музыкой мира. Околоджазовые направления подхватили это веяние и все что ранее не называлось никак, даже музыкой мира, называют джазом. Как и стиль "джипcи-свинг" – стиль игры великого цыганского гитариста Джанго Рейнхардта.
Стиль Рейнхарда потому и называется джипси (цыганский) свинг, что от цыганского гитариста не особо ждали исполнения джаза и потому, недолго думая, быстро подхватили словечко «джипси».
Традиционный фестиваль цыганской гитарной музыки памяти Джанго Рейнхардта проходит под Парижем на Сене в деревушке Самуи, где Рейнхардт прожил немало лет и умер в 1953 году. Подобный фестиваль организовывает в Израиле и Роман Алексеев, последние семь лет увлекающийся цыганской музыкой, один из немногих израильских гитаристов, освоивший манеру игры Рейнхардта, его цыганский джаз, манеру "джипси-свинг". Такую музыку в Израиле мало кто играет: в 2007 году состав Алексеева «The Hot Club of Israel Band» был выбран один из десяти из 120 израильских бэндов для выступления на Эйлатском фестивале "Джаз на Красном море" и сыграл тогда на одной сцене наиболее влиятельным современным джазовым гитаристом цыганского происхождения Бирели Лагреном и вокалисткой Сарой Лазарус.
Нынешний концерт в большом зале "Театрон Гиватаим" (искусство должно служить народу и потому клубные залы не подходят обширной программе вечера памяти Рейнхардта) - один из концертов фестиваля "Folk Stream", созданного Алексеевым в Израиле наподобие фестиваля в Самуи, куда с 1968 года съезжаются со всего мира поклонники музыка Рейнхардта и любители цыганского джаза. В Самуи выступали Чет Бейкер, Джон Маклаффлин (называвшей Рейнхардта своим учителем), Дидье Локвуд, Стефан Граппелли, чья музыка также прозвучит в Гиватаиме.
Бельгийский цыган Джанго Рейнхардт – великий европейский джазовый гитарист и композитор свинговой эпохи (1910-1953). Кстати, он был прототипом главного героя в фильме Вуди Аллена "Сладкий и гадкий", где его сыграл Шон Пенн. В 1930-е годы он стал первым европейцем, чья известность вышла далеко за пределы Старого Света. Рейнхардт родился в Бельгии, умер во Франции в 1953 году. Рос в цыганском таборе, с которым кочевал по Европе, давая импровизированные концерты в крупных городах. Юный Рейнхардт великолепно играл на скрипке, однако инструментом его жизни стала акустическая гитара. Он пользовался классическим строем, традиционным цыганским (не имеющего общего с манерой игры цыган в России), а также собственным оригинальным. В 1928 году в таборе случился пожар, во время которого Рейнхардт получил серьезные ожоги и лишился двух пальцев левой руки, после чего разработал уникальную технику с использованием большого пальца и постепенно начал сольную карьеру в парижских клубах.
В 1933 году Рейнхрадт познакомился с выдающимся французским джазовым скрипачом Стефаном Граппелли, с которым они создали "Quintette Du Hot Club De France".
Стиль жизни одного из них совершенно не походил на стиль жизни другого (француз итальянского происхождения Граппелли был натурой утонченной, сочинявшим гениальную музыку, а цыган Джанго — настоящим сыном природы), но Граппелли и Рейнхардт сделали не одну серию записей и выступлений, каждая из которых становилась сенсацией. В состав их квинтета входили еще два акустических гитариста и контрабасист – и на концерте в Гиватаиме представиться возможность послушать джаз, джипси-свинг и в исполнении подобного квинтета и в расширенном составе со струнным квартетом.
Успехом пользовались и совместные выступления Рейнхардта и американских джазистов, приезжавших во Францию – Эдди Саута, Бенни Картера, Коулмена Хоккинса. Джанго Рейнхардт стал практически первым неамериканским музыкантом, оказавшим огромное влияние на джаз и популярную музыку того времени и в значительной степени обусловивший направления их дальнейшего развития. Повторить стиль Рейнхардта в то время не решался ни один гитарист. Но позже музыканты стали играть в манере Джанго, особенно в период расцвета гитарного рока, джаз-рока и фьюжна. Но джанго-рейнхардтовский стиль - это нечто особенное, обучение ему - очень сложный процесс и потому сегодня в его манере играют редкие музыканты.
В 1939 году, сразу после начала Второй мировой войны, Рейнхардт вернулся к кочевой жизни – выступал в разны городах Европы, стараясь держаться подальше от районов, оккупированных немцами. К концу войны Рейнхард сменил акутическую гитару на электрическую, а в мае 1945 получил приглашение Дюка Эллингтона посетить Нью-Йорк и сыграть с его бэндом.
Вернувшись в Европу, Рейнхардт собрал собственный коллектив и время от времени играл вместе с Граппелли в возрожденном "Quintette Du Hot Club De France", завораживая слушателей каскадом элегантных утихающих арпеджио.
Он выступал с концертами, записывался все 40-е и в начале 50-х годов. За свои 43 года он успел столько, сколько удается не каждому долгожителю. Рейнхардт входит в "Top-100" лучших гитаристов мира.
Записи Граппелли и Рейнхардта признаны самыми оригинальными и в некой мере это определило участие скрипичного квартета "Django Symphonique Quartet» в концерте 19 ноября, как и то, что прецедентов исполнения музыки Рейнхардта с оркестром – очень немного. А ведь это классика – и исполнять ее надо как классику и это поймут те, кто придет на концерт. Те, кто любит и разбирается и в джазе и в классической музыке и сможет оценить классическое звучание в сочетании с цыганским романтизмом и джазовыми ритмами.
Замысел этой программы - сочетания классики джаза, романтического свинга и цыганской гитары родился у Алексеева довольно давно.
Программа составлена таким образом, чтобы представить каждый из этапов развития джипси-свинговой музыки, творчества Рейнхардта и его работы с Граппелли.
19 ноября в "Театрон Гиватаим" джипси-свинг прозвучит в исполнении расширенного состава из 11 человек при участии гитариста Романа Алексеева и «The Hot Сlub of Israel Band": цыганская гитара Яков Хотер, Михаил Машкауцан – вторая гитара, контрабас – Константин Эйделькинд, саксофоны и кларнет – Дмитрий Шурин. А также – аккордеониста Виталия Подольский, вокалистки и струнного квартета (две скрипки, альт, виолончель) «Django Symphonique Quartet». Аранжировки цыганского гитарного джаза и некоторых джазовых стандартов в стиле джипси-свинг для расширенного состава сделаны Дмитрием Шуриным и Романом Алексеевым.
Роман Алексеев, "The Hot club of Israel band" и "Django symphonique quartet" в новой программе, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося цыганского гитариста Джанго Рейнхардта. "Театрон Гиватаим, 19 ноября, 21.00.
Маша Хинич