Спектакли "Независимого театрального проекта" уже давно стали брэндовым явлением. Зрители убедились: если на афише стоит логотип "НТП" - можно быть уверенным в качестве спектакля.
После более чем удачных гастролей московского Независимого Театрального Проекта в Израиле со спектаклем "Игра в правду", эта театральная группа вновь возвращается к нам в декабре с прекрасной постановкой "Госпиталь Мулен Руж".
И сам спектакль, и его премьера в Израиле – необычны. Несколько вопросов к вдохновителю всего проекта, продюсеру Эльшану Мамедову.
- Вы зачастили в Израиль. Не опасаетесь капризов публики? Ваши предыдущие гастроли с "Игрой в правду" были прекрасными. Вы не боитесь сглазить, стопроцентно уверены в успехе гастролей "Мулен Руж"?
- Спасибо за такую оценку как "прекрасные гастроли". Это очень приятно. Спектакль, который мы привезем в декабре, называется не "Мулен Руж", а "Госпиталь Мулен Руж". Это не музыкальный спектакль с канканом, а драматический спектакль "со смехом и слезами", - так обозначен жанр. Надоесть? Да, нет, не боюсь. Это совершенно разные спектакли, про разное... Все названия нашего репертуара сильно отличаются друг от друга, что является предметом нашей гордости. Обещаю - никаких параллелей...
- Сегодня продюсерская компания «Независимый театральный проект» - самый крупный и успешный частный театр России. НТП – театр в первую очередь для зрителя. Зрителя разного, тонкого, умного и эмоционального… Но почему снова и снова французские пьесы? Они более универсальные, чем российские?
- Если Вы мне покажете современную российскую пьесу, способную собрать тысячный зал, я завтра же начну ее репетировать...
- Российские не покажу, а израильские – извольте. Но пока другой вопрос. О вашей антрепризе написаны сотни статей и сломаны в спорах сотни копий. А вот здания своего нет и нет. Это тоже правило игры? Бездомные гениальные актеры и режиссеры?
- Никаких правил игры нет. Если бы я поставил себе целью, наверное, у нас было бы здание. Просто я не хочу тратить жизнь по походы по инстанциям...
- Бюрократия может убить желание творить, а вы к тому же постоянно работаете с Виктором Шамировым - одним из самых требовательных московских режиссеров. Как вам удается сотрудничать с ним уже так много лет и как вы уговариваете актеров подчиняться его требованиям?
- Если бы актерам не было интересно работать с режиссером, то никакие мои уговоры бы не помогли. Работаем мы вместе с Витей, наверное, потому что и я очень требовательный - и к себе, и к другим. Шамиров - очень талантливый человек. За это я прощаю ему все! Мне нравится его убеждать, поскольку Шамиров всегда, прочитав пьесу, спрашивает: "А зачем это надо?". А что мы пережили с "Госпиталем Мулен Руж" - это вообще отдельная песня! После спектакля "Ladies Night" я очень долго уговаривал Витю Шамирова сделать "Госпиталь Мулен Руж". Я говорил: "Пойми, после спектакля-шоу тебе нужен тихий спектакль о любви". Принес Шамирову пьесу Дани Лоран "Как в 14-м!", столкнулся с его сильным сопротивлением. Полгода мы о ней не разговаривали. Но в какой-то момент он сам сказал: "Ну, где эта пьеса?" Когда я понимаю, что режиссер зажегся, это для меня такой кайф! Театральный бизнес - специфический. Им должны заниматься ненормальные люди.
- В спектакле "Госпиталь Мулен Руж" участвуют прекрасные востребованные актрисы. Как вам удалось их для начала убедить, потом собрать, а потом ухитряться собирать на спектакли и гастроли. Ведь все заняты и работают параллельно в других проектах?
- Во всех моих спектаклях работают прекрасные, востребованные актрисы и актеры. В этом я и вижу суть своей профессии - не просто найти финансирование, что очень важно, а придумать проект (а именно я его придумываю), который был бы интересен актерам, доставлял бы им удовольствие. Только таким образом можно удержать интерес, - поверьте, я никак не могу конкурировать со стоимостью съемочного дня...
- Наступила эра продюсерского театра. Театры стали думать о кассе, а значит, о зрителе: придет на спектакль или проигнорирует?
- Хочется если не потрясти зрителя, то дать ему эмоциональный заряд, - говорит Мамедов. - А лучше - потрясти. Второе - раскрыть актера, максимально. Третье - показать, что не только спектакль академического театра может быть ярким, постановочным, серьезным. О декорациях '"Госпиталя Мулен Руж" может мечтать любой стационарный театр!
- Что самое тяжелое в вашей работе?
- Самое трудное - придумать и запустить проект. Самое неприятное - поиск денег. Надо просчитать и выбор пьесы, и выбор режиссера и актеров, которые будут заняты в проекте. Но в этом и кайф моей работы, в этом ее азарт, это в ней держит. "Независимый театральный проект" - в своем роде авторский театр... Пьесы подбираю я, придумываю проект я, и уже под него ищу режиссера.
- Без звезд антрепризе не выжить?
- Конечно, лучше со звездами - мы не можем позволить себе такую роскошь, как пустые места в зале. Но, если проект мощный, то можно и без них. Театр - живая, открытая вещь. Хотя, конечно, многие вещи мне трудно оценивать "со стороны", я все-таки нахожусь внутри процесса.
- Возможно ли сегодня создавать качественный, популярный, но не "попсовый" театральный продукт?
- Можно. Спектакли НПТ - параллельное искусство и "Госпиталь Мулен Руж" - такой пример. Мне говорили: "Это же Франция, 17-й год, война, медсестры, госпиталь". И, тем не менее, мы уже 4 года играем этот спектакль и играем очень успешно.
"Госпиталь Мулен Руж" в Израиле:
23 декабря, Хайфа, "Гейхал ха-Театрон", 20.00
24 декабря, Беэр-Шева, "Центр сценических искусств", 20.00
25 декабря, Тель-Авив, "Центр сценических искусств – Бейт ха-Опера", 20.00.
Гастроли в Израиле спектакля «Госпиталь Мулен Руж» организуются продюсерской компанией «Cruise International».
Фото с официального сайта «Независимого театрального проекта» http://www.teatrntp.ru