В конце нынешней недели в помещении тель-авивского Центра сценических искусств пройдут три представления знаменитого балета Джона Кранко «Онегин» в исполнении труппы Израильского государственного балета и российских солистов. Наталия Ториашвили прибыла в наши палестины из Северной Пальмиры, а солист Большого театра Артем Шпилевский - из Первопрестольной. За неделю до первого представления они провели первую репетицию в репетиционном зале Израильского балета.
В перерыве между отработками хореографических деталей трех основных па-де-де, которые по ходу спектакля исполняют Татьяна и Онегин, артисты поделились своими планами на будущее и ощущениями от встречи с израильскими коллегами.
Оба артиста сейчас на пике творческой карьеры, но по их твердому убеждению, уже сейчас нужно думать о том времени, когда придется оставить подмостки и найти для себя новое занятие в жизни.
Артем Шпилевский так и говорит: «Я хотел бы что-то сделать для своей страны помимо балета». Чтобы сделать что-то кроме балета, ему приходится заочно получать второе образование: он учится на юридическом факультете МГИМО.
По его словам, очень немногие артисты остаются в профессии после того возраста, который в балете называется пенсионным: «По закону, артист балета может выйти на пенсию в 38 лет, но те, кому позволяет физическая форма и кто уже достиг статуса звезды, танцуют и после этой даты. Вот, например, Владимир Малахов или Фарух Рузиматов: обоим за 40, и они прекрасно сохранились как артисты. Что касается меня, то я собираюсь закончить балетную карьеру на самом пике. Уйти сразу и окончательно. Те артисты, которые умеют не только танцевать, но и думать, заблаговременно планируют, чем они будут заниматься после окончания балетной карьеры. Очень немногие становятся хореографами или педагогами. Большинство людей «пропадают». То есть они где-то живут, что-то делают, но о них ничего не известно. Справедливости ради замечу, что совмещать работу артиста балета еще с какими-то занятиями очень трудно, почти невозможно. Эта профессия требует полной отдачи, работаешь в жестком графике, так что времени нет просто ни на что. Но если человек действительно хочет, он найдет и время, и силы, а это необходимо, потому что о будущем нужно думать уже сейчас».
Наталия Ториашвили уже знает, чем будет заниматься, когда закончит танцевать. Она учится на заочном отделении Северо-Западной Академии госслужбы на факультете муниципального управления. Уже сегодня она является помощницей депутата Госдумы и собирается заняться общественно-политической карьерой, когда закончит карьеру танцевальную. Впрочем, по ее собственному признанию, для нее на первом месте семья и лишь потом – работа.
Впечатление от встречи с труппой Израильского государственного балета, с которой им предстоит танцевать в «Онегине», у обоих артистов самое благоприятное. «Это абсолютно достойная европейская труппа», - отметил солист Большого театра Шпилевский, который никогда прежде не бывал в Израиле и не видел выступления наших артистов. Что касается Наталии Ториашвили, то ее с Израильским балетом связывает долгая и плодотворная дружба. Она когда-то сама танцевала в этом коллективе, именно тогда ей впервые была предоставлена возможность станцевать партию Татьяны. С тех пор Наталия несколько раз приезжала в нашу страну для исполнения роли любимой пушкинской героини. В последний раз это случилось почти 4 года назад. «Я с удовольствием отметила, насколько за эти годы вырос профессиональный уровень труппы, - говорит она. - Я много езжу по всему миру, повидала множество различных балетных коллективов, с которыми мне довелось выступать, поверьте, мне есть с чем сравнивать. Поэтому я могу ответственно заявить: труппа Израильского государственного балета соответствует самому высокому международному стандарту».
По ее убеждению, Израильский балет и его бессменный руководитель Берта Ямпольская заслуживают того, чтобы о них узнали не только в нашей маленькой стране, но и в крупнейших балетных столицах мира и прежде всего – в России: «Берта Ямпольская сама по себе интереснейший хореограф. Ее постановки наполнены смыслом, это не просто движения, это некий текст, который можно прочесть и осмыслить. Можно сказать, что она сохраняет балетные традиции, и это особенно важно сейчас, когда в современном балете начинают преобладать какие-то спортивные тенденции, когда в балете началось засилье гимнастики, а балерины, вместо того, чтобы передавать мысли и чувства, демонстрируют невероятные физические возможности тела. Это разрушает классический балет, да и вообще искажает весь смысл балетного искусства».
Кроме репетиций и спектаклей, артисты планируют путешествия по нашей маленькой стране, столь богатой историческими и культурными памятниками. Ну а встреча израильских любителей балета с российскими солистами и главной отечественной танцевальной труппой произойдет совсем скоро.
Представления балета «Онегин» пройдут в тель-авивском Центре сценических искусств («Бейт Опера») в четверг, 19.11.09, в 20.00; в пятницу, 20.11.09, в 13.00; в субботу, 21.11.09, в 20.00.