Сложный этот вопрос, не простой. Новогодняя елка в Израиле – предмет диспутов и раздоров, яростных споров сионистов и атеистов, причина развала партийных коалиций, чуть ли не драк между старожилами и новыми репатриантами.
Вокруг новогодней елочки, выросшей лесу или взращенной на синтетической ниве, водят хороводы дети и политики, суровые коммерсанты и циничные рекламщики, представители ваших и наших. А тем временем, на Центральной автобусной станции Тель-Авива уже 11-й год подряд проводится Праздничный Новогодний Базар - с горами игрушек, погремушек, звездочек, гирлянд, зверушек, лампочек и нынешних китайских тигров, Дедом Морозом и Снегурочкой и толпами людей, большая часть которых приезжает на Центральную Автобусную, на «Тахану Мерказит» только раз в году – под Новый год, Сильвестр, дабы купить, потратить денег всласть, разгуляться и запастись праздничной мишурой и атрибутикой.
Именно этот базар стал причиной переломного момента в отношении израильтян к Новому году. До 1998-го новогодние подарки продавались только в небольших «русских» лавочках, а сейчас! Сейчас у нас Европа, многие бутики и магазины целенаправленно, для заманивая публики, украшены новогодней атрибутикой. Но не такой, как на арабских базарах в Иерусалиме и Назарете с их христианско-католической символикой Рождества, а яркими европейскими игрушками, которые повторяют восторженно «Скоро, скоро Новый год»!
Русскоязычные репатрианты привезли с собой культуру празднования светского-советского Нового года: там, в СССР, все религии были в запрете, а Новый год, несмотря на то, что его эстетика связана с православием, был праздником для всех, возможностью на одну ночь абстрагироваться и от советской действительности и от религиозной составляющей. Потому его и продолжают отмечать в Израиле – в память о детстве, молодости, о новогодней ночи свободы. А еще потому, что это красивый ностальгичный праздник.
Постепенно, благодаря Большему Новогоднему Базару в Тель-Авиве, удалось изменить представление о Сильвестре и у большинства коренных израильтян, ранее неизбежно путавших Новый год, Сильвестр с Рождеством – католическим и православным, отмечающимся в Назарете, Яффо, Иерусалиме, Бейт-Лехеме.
Отмечать Новый год в Израиле стали лишь в конце 80-х - начале 90-х годов, когда началась массовая эмиграция из бывшего Союза. Именно бывшие советские граждане привезли на Землю обетованную новый, доселе не известный праздник. Первоначально коренные израильтяне отнеслись к Новому году весьма настороженно, Однако с течением времени недоразумение более-менее разъяснилось. Новым гражданам удалось убедить старожилов в том, что новогодняя елка – не рождественская, а Дед Мороз - это не Санта Клаус. С популярностью Нового года на русской улице вынуждены считаться и израильские политики. Когда-то бывший премьер Ариэль Шарон выступил с новогодним обращением к русскоязычным израильтянам. А потом его примеру последовал президент Шимон Перес. В первый же год в небольшом новогоднем базарном закутке Центральной Автобусной станции творилось настоящее столпотворение. И, естественно, на будущий год ярмарке выделили уже большую площадь. Базар повлиял на общее декабрьское торговое оживление в Израиле, разбил зимний лед, став отдушиной для «русской» ностальгии и для европейской тяги израильтян, вспоминающих зимние поездки в Париж, Вену или Прагу.
Ныне это модно, весело, не оскорбляет чувств верующих, потому как не имеет отношения к религиозным праздникам. Базар на Центральной Автобусной Станции - это повод повеселиться, накупить подарков, прошвырнуться, это вид светской Хануки в конце концов - ведь здесь нет изображений Девы Марии или крестов, а есть лампочки и елочки.
Первому идея открыть Новогодний базар на Центральной Автобусной Станции Тель-Авива явилась Михаилу Таирову, заместителю генерального директора PR-агентства «Hamon Tikshoret», которое является монополистом в размещении рекламы на центральных автобусных станциях во всех крупных городах Израиля. Для души Таиров продюсирует концерты, организовав гастроли в Израиле таких группы как Billy's Band , «Алиса», «Чиж», «Ночные снайперы», «Голубые береты», «Гражданская Оборона», «Пилот», Master, Бутусова, наконец. Музыка это у него для души, а для заработка – советы. Именно он и посоветовал еще в 1998 году организовать Елочный базар, для которого поначалу выделили два прилавка в углу тель-авивской «Таханы Мерказит», решив, что два прилавка не подорвут религиозный статус-кво. Таиров занимается пи-аром ярмарки, всем остальным - Саша Зеленцов, известный «русский» бизнесмен, книгочей и главный израильский Дед Мороз.
За прошедшие 11 лет Базар полностью изменил представление израильского общества о Новом Годе и праздновании Сильвестра, став тем самым центром смешения культур, о котом мечтали отцы-основатели, не подозревавшие о том, что ежедневно через Автобусную Станцию и Елочный базар будут проходить100. 000 человек возможно намереваясь сделать экзотический подарок для тех, кого еще можно удивить. А подарков здесь тысячи. Сами елки от 10 сантиметров до 3 метров – искусственные, поскольку настоящие выдаются только по квотам, выделяемым церковным приходам. Это шарики и огромные шары ручной работы, лампочки и гирлянды, все виды подарков с основной символикой – от домиков со свечой внутри до веток для украшения дверей. В этом году впервые за историю существования Новогоднего базара будет работать отдел по продаже сладостей и напитков – шампанского, вин, разных сортов российской и украинской водки и даже разливного чешского пиво. Все, что продается сегодня Новом году в Европе и России – все это можно купить в Тель-Авиве на Новогоднем базаре.
Как-то известный израильский шоумен Мени Пеэр признался, что стигма о том, что именно «русские» привезли в Израиль традицию отмечать Сильвестр - неправда, праздновали в Израиле гражданский Новый год всегда, но больше по пабам и барам, хотя многие вечером 31 декабря ложились спать в обычное время, чтобы утром встать и пойти на работу. Однако кто был этот Сильвестр и почему его день отмечают именно 31 декабря, большинство праздновавших знать не знало и ведать не ведало. Да и сам праздник сводился к банальной дискотеке. « Русские» вывели этот праздник из пивного подполья ввысь – к брызгам шаманского. Большинство тех, кто празднует в Израиле Новый год полагают, что интеграция не означает ассимиляцию. А потому не считают нужным отказываться ни от языка, ни от культуры, ни от традиций. И в том числе от любимого с детства праздника, кстати, едва ли не единственного, не запятнанного советской идеологией.
В 2000-м году, когда ярмарка стал заметной, некоторые израильтяне скрежетали зубами по ее поводу. Но постепенно удалось нейтрализовать сопротивление религиозных кругов, оказывавших изрядное давление на администрацию Центральной станции. Сейчас, среди клиентов Новогодней ярмарки треть – коренные израильтяне. Многие израильтяне, выходцы из Европы и Америки, ставят дома елочку, и не видят в это ничего плохого. В конце концов, Новый год - это просто светская привычка, ничуть не противоречащий еврейским традициям и религиозным праздникам, что, впрочем, не помешало в этом году "Организации в защиту еврейских ценностей" попытаться воспрепятствовать празднику, угрожая опубликовать названия заведений, отмечающих "христианский праздник". Но игрушки и Дед Мороз - это всего лишь атрибутика, а не попытка подорвать устои государства. Снегурочке не повредит ценностям еврейского народа, тем более, что согласно опросам 83% русскоязычных израильтян отмечают наступление Нового года.