В мире кино выражение "снимать с плеча" -весьма ходовое. Означает оно, что камера не установлена на штативе, а лежит на плече у оператора, который может выполнить съемку более динамичную, живую, как бы документальную. Однако это потребует от него и гораздо больших физических усилий, а также большей точности и аккуратности.
- Темп во время съемок нашего сериала неизменно сохранялся на самом высоком уровне, - подтверждает оператор недавно отснятого по заказу телеканала yes Радуга сериала "Между строк", преподаватель кафедры кино и телевидения тель-авивского университета Сергей Фридман. – Снимали по одной серии в день, примерно по 27 минут чистого материала, всего 50 серий. В такой ситуации требовалось работать очень точно, стараясь избегать лишних дублей, от которых, конечно, никто никогда не бывает застрахован. Избегали статичности: снимали и в павильоне - там работало три оператора, и на натуре - там я работал один. С самого начала режиссер Женя Руман поставил цель: снимать не по привычным, обкатанным сериальным канонам, а как настоящий многосерийный фильм, а это значит, что в каждой серии должны быть сцены на натуре.
Разумеется, и в ходе натурных съемок приходилось непросто. Нужно было отснять весь необходимый материал на натуре за 5-6 дней, приходилось в августовскую-то жару перемещаться со всей съемочной командой несколько раз в день по всему Гуш-Дану.
Кажется, нам все-таки удалось реализовать большую часть из задуманного.
Сергею Фридману работа в этом первом в его операторской практике сериале в окружении старых друзей и единомышленников, прекрасного сплоченного коллектива талантливых людей показалась очень интересной.
- Я вообще обожаю съемочную площадку – темп, динамику, процесс съемки.
Сергей признается, что не сразу решился на участие в этом эксклюзивном проекте, колебался. С одной стороны, не мог и не хотел отказывать режиссеру Евгению Руману.
- Поработать с ним в очередной раз на съемочной площадке всегда удовольствие, любое его приглашение к сотрудничеству – честь для меня. Мы ведь работаем в таком тандеме с первого курса университета, снимали вместе самые первые наши этюды и короткометражки… К тому же хотелось поработать в другой стилистике. Сериал для меня оставался областью неизведанной. Каждая новая работа – всегда творческий "экшен", что привлекает.
С другой стороны, как раз в это время в моей семье произошли приятные изменения, родился второй ребенок – сын, появились новые заботы, а жена Катя параллельно пишет докторскую по электрохимии. Я сомневался, имею ли право оставлять ее без своей помощи почти на три месяца, ведь работа в сериале отнимает все время. Но жена – мой верный друг со школьных лет – как всегда, меня полностью поддержала. Так в моей творческой жизни появился сериал "Между строк".
Сергей считает, что в выборе им профессии очень многое решил случай. Фотография была одним из его детских хобби, он любил щелкать старым отцовским аппаратом "Смена-2". Отец, впрочем, всегда надеялся, что сын станет адвокатом. И наверное, фотография и осталась бы хобби Сергея Фридмана на всю оставшуюся жизнь. Но – не судьба. Вернее, судьба распорядилась так, что он сдружился с парнем, дедушка которого был опытным фотографом, а в годы войны – военным фотокором.
- Мой друг хотел пойти по его стопам, серьезно занимался фотографией… Но вот сейчас он изучает в Америке юриспруденцию. А я – наоборот – адвокатом не стал, но освоил профессию кинооператора… Помню, когда я вернулся из Венгрии после мастер-класса, на который отобрали лишь 16 молодых операторов со всего мира, отец философски-обреченно заметил: "А ведь какой адвокат мог бы из тебя получиться…" Ну, а если серьезно, то я бесконечно благодарен моим родителям, без поддержки и помощи которых нам с Катей, имея двоих детей, никогда не удалось бы полностью посвятить себя любимому делу…
Сергей Фридман считает, что работа актеров в проекте "Между строк" выше всяких похвал.
- Все работали вдохновенно, даже самые юные участники проявили себя замечательно. Особенно 16-летний Назар Дворядкин - в сложной роли сына героини. Мальчик поразительно быстро, практически мгновенно, входил в образ и так же легко из него выходил…
Такой атмосферы, какая возникла во время работы над этим сериалом, я даже не припомню. У нас сложилась настоящая высокопрофессиональная команда, почти семья.
Даже понимать друг друга , кажется, стали без слов. Незабываемый эпизод случился, например, с нашим ивритоязычным оператором Шаем.
Напомню, что актеры играли исключительно по-русски, то есть на языке, не знакомом всем операторам, кроме меня. Итак, мы отсняли одну из сцен. После команды "cut" ("стоп") наш Шай опустил камеру и буквально во всех подробностях на иврите пересказал остальным операторам суть происходившего в сцене. Все были в шоке…
Оценивать сериал, конечно, будут в самом скором времени зрители канала yes Радуга, но уже сейчас можно признать, что в ходе работы на площадке многие участники этого проекта испытали яркие творческие переживания. Сергей Фридман надеется, что энергетика этих съемок будет ощущаться и во время показа "Между строк".
С 20 декабря – на канале yes Радуга.