С 21 по 24 февраля в Израиле пройдут гастроли спектакля «Люди и мыши» в постановке известного актера и московского режиссера Михаила Горевого при участии звезд российского театра и кино Дмитрия Харатьяна, Александра Балуева, Романа Мадянова, Регины Мянник и самого Михаила Горевого, впервые приезжающего в Израиль и с любопытством ожидающего реакции израильской публики на его театральный бестселлер, основой для которого стал бестселлер литературный.
Повесть Стейнбека «Люди и Мыши» не сходила с полок книжных магазинов 15 лет. Одноименному спектаклю Михаила Горевого также 15 лет. А историю создания необычным режиссером-актером этого яркого нестандартного спектакля, поставленного в 1996 году и обновленного в 2000-м (в Израиле покажут именно обновленную версию) стоит начать с того времени, когда Горевой три года прожил в США. Хотя до этого...
До этого была краткая биография: родился в 1965 году в Москве, окончил школу-студию МХАТ. Свою карьеру Горевой начал сразу после окончания школы-студии МХАТ в коллективе "Современник-2", созданном на базе его курса под руководством Михаила Ефремова. Затем поступило приглашение в труппу театра им. Маяковского, где Горевой за три года сыграл более десяти ролей, но потом, снявшись в малобюджетном американском фильме, в 1993-м году, будучи по натуре любопытным авантюристом, решил попытать счастья в Голливуде. Там и наступает период, отчасти объясняющий обращение Горевого именно к Стейнбеку, писавшему о «маленьких» людях.
Горевой оказался в США с женой и годовалым сыном. Нужно было выживать. Он начал работать официантом в рыбном ресторане за 5 долларов в час плюс чаевые. Потом был таксистом, развозил пиццу, работал переводчиком в Бостоне. Позже начал преподавать систему Станиславского. За год он так освоил язык, что американцы не верили, что он русский. Именно в свой американский период Горевой и инсценировал повесть Джона Стейнбека "О мышах и людях", которую поставил в 1996 году, вернувшись в Москву и организовав собственный театр "Фабрика театральных событий", художественным руководителем которого является по сей день. Это была дебютная режиссерская работа Михаила Горевого, став мнению специалистов, одним из наиболее ярких спектаклей конца 1990-х годов ("Такого давно не случалось в театральной жизни России - чтобы публика стоя, почти сорок минут рукоплескала актерам и режиссеру" - "Известия").
А еще, он - мастер играть злодеев в кино, хотя человек очень обаятельный и в реальной жизни злодеем не является, что не помешало Горевому в двадцатом по счету голливудском фильме о Джеймсе Бонде "Умри, но не сейчас" стать русским изобретателем Владом Поповым (Горевой - единственный российский актер, снимавшийся в сериале об агенте 007). А всего на счету Горевого – более сорока пяти фильмов и сериалов, таких, например, как "Президент и его женщина", «Малоросейка,12», сериале «Каменская».
«Я – наркоман от искусства, от уникального искусства театра - так говорит Михаил Горевой. - Театр – это моя жизнь, многое я ему отдал. Театр – это наркотик: раз выйдя на сцену, ты уже не сможешь без нее… Задача театра, особенно сегодня, фактически медицинская. Я это определяю как «массаж души». Зачем человек приходит в театр, тратя деньги и время? В поиске чего? Я убежден, что театр сейчас не имеет право просто развлекать. Задача театра как живого искусства состоит в том, чтобы воздействовать на души человеческие, делать прямой «массаж души».
Много-много лет тому назад мне попалась в руки повесть Джона Стейнбека «Люди и мыши», и так она меня поразила, что мне очень хотелось сыграть там главного персонажа. В то время я жил в Америке, и там написал инсценировку пьесы. Потом приехал в Россию и поставил спектакль. Это был мой первый спектакль, как режиссера, а главную роль в нем сыграл Дмитрий Харатьян, который тоже вышел на сцену первый раз, как театральный актер. Наш двойной дебют. Ну, а потом сбылась моя мечта, и я сам сыграл заветную роль. Вообще если чего-то хочешь по настоящему, поверьте, оно случается. Жизнь - это место для «сбычи мечт». А в театре я хочу показать «это, и вот это, и то, и другое». Все вместе. Убедить зрителей самих ответить на самые важные вопросы в жизни с помощью нашего спектакля.
Я страстно люблю играть на сцене. Но когда я сам еще и режиссер, это невероятно тяжело, потому что внимание расслаивается. Как актер в «Людях и мышах», я должен заниматься партнером и ролью, плюс, как режиссер, следить за светом, декорациями за всем процессом. Мне кажется я один из самых дисциплинированных артистов потому что я знаю, чего стоит быть режиссером.
В четырнадцать лет я был по настоящему инфицирован театром «Ленком». Я был одним из тех кто пробирался в «Ленком» через крыши и подвалы, как угодно, все спектакли смотрел раз по пятнадцать. Но мой театр - не коммерческий. У нас нет ни здания, ни господдержки. Хотя Театр это не здание, это Идея и люди. Мы за 15 лет проехали по всей России и не раз были за границей. И я искренне верую, что мы делаем благое дело: «делай, что должно и будь что будет».
Спектакль "Люди и мыши" в Израиле:
Беэр-Шева, 21 февраля воскресенье, "Гейхал ха-Тарбут Гистадрута", 20.00
Ашкелон, 22 февраля, понедельник, "Гейхал ха-Тарбут", 20.00
Ришон ле-Цион, 23 февраля, вторник, зал "Меир ле-Тарбут», 20.00
Тель-Авив, 24 февраля, среда, "Театр Гешер - Зал «Нога», 20.00